Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся

Есть на складе
149 руб.
-10%
134,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2214
Авторы-составители Кривобок Е. В., Саранюк О. Ю.
Издательство Учитель, 2023
Серия Творческая мастерская учителя
ISBN 978-5-7057-1890-0, 978-5-7057-3577-8
Страниц 139
УДК 372.22
Штрихкод 9785705718900, 9785705735778
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 96 г
Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования, а именно научить их мыслить, анализировать, сопоставлять, выделять главное и второстепенное, делать самостоятельные умозаключения.
В пособии представлены практические материалы (программа, разработки занятий, исследовательские работы учащихся), которые позволят педагогам расширить границы учебников, углубить знания младших школьников, развивая их познавательную активность.
Предназначено учителям начальных классов.

Подробное описание

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Данная программа рассчитана на 22 часа.  

Предложенное распределение часов примерное, может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.

Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2–4 классы – 40 минут.

Материал программы курса опирается на следующие понятия:

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Требования к уровню освоения содержания программы

  • В ходе освоения программы возрастут познавательные потребности младших школьников.
  • Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний.
  • В ходе предусмотренных программой тренингов исследовательских способностей развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

В качестве основных критериев выступают стремление и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

         Тематическое планирование



1 класс



№ п/п

Название темы

Кол-во
часов

Форма
проведения

1

 Что такое исследование?

1

 Беседа

2

 Как задавать вопросы?

1

 Тренинг

3

 Методика проведения самостоятельных  исследований. Коллективная игра-исследование

1

 Тренинг

4

 Учимся выделять главное и второстепенное.
 Как делать схемы?

1

 Практикум

5

 Презентация исследовательской работы  (коллективная деятельность)

1

 Семинар


2 класс



№ п/п

Название темы

Кол-во
часов

Форма
проведения

1

 Научные исследования и наша жизнь

1

 Беседа

2

 Методы исследования. Эксперимент познания в  действии

1

 Беседа

3

 Основные логические операции. Учимся оценивать  идеи, выделять главное и  второстепенное

1

 Практикум

4

 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения,  выводы

1

 Практикум

5

 Презентация исследовательской работы
 (групповая деятельность)

1

 Семинар


3 класс



№ п/п

Название темы

Кол-во
часов

Форма
проведения

1

 Наблюдение и экспериментирование

1

 Беседа

2

 Наблюдение и наблюдательность.  
 Совершенствование техники экспериментирования

1

 Практикум

3

 Правильное мышление и логика

1

 Тренинг

4

 Как подготовиться к защите

1

 Семинар

5

 Презентация исследовательской работы
 (индивидуальная работа)

2

 Семинар


4 класс



№ п/п

Название темы

Кол-во
часов

Форма
проведения

1

  Знания, умения и навыки, необходимые в
  исследовательском поиске

1

 Практикум

2

 Культура мышления

1

 Беседа

3

 Умение выявлять проблемы.
 Ассоциации и аналогии

1

 Тренинг

4

 Как правильно делать выводы
 из наблюдений и экспериментов

1

 Практикум

5

 Презентация исследовательской работы
 (индивидуальная работа)

2

 Семинар

Содержание

Программа обучения младших школьников исследовательской деятельности    3

      Разработки занятий

1 класс    8

Занятие 1. Что такое исследование?    8

Занятие 2. Как задавать вопросы?    11

Занятие 3. Упражнения по методике проведения самостоятельных исследований (коллективная игра-исследование)    14

Занятие 4. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы    16

Занятие 5. Презентация исследовательской работы    19

2 класс    21

Занятие 1. Научные исследования и наша жизнь    21

Занятие 2. Методы исследования. Эксперимент познания в действии    23

Занятие 3. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное    26

Занятие 4. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы    28

Занятие 5. Презентация исследовательской работы    29

3 класс    30

Занятие 1. Наблюдение и экспериментирование    30

Занятие 2. Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования    33

Занятие 3. Мышление и логика    36

Занятие 4. Как подготовиться к защите    38

Занятие 5. Презентация исследовательской работы    41

4 класс    42

Занятие 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске    42

Занятие 2. Культура мышления    44

Занятие 3. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии    47

Занятие 4. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов?    49

Занятие 5. Презентация исследовательской работы    51

      Исследовательские работы учащихся

А. Попов (2 класс)
Жизнь голубей    53

К. Карпов (2 класс)
Лесные фантазии. Насекомые    55

Геронимо Маликов Александр Луис Мигель (3 класс)
Природа и человек    67

К. Карпов (4 класс)
Синицы. Забота человека о птицах    81

Ю. Козлова, Е. Синельникова, Я. Ярошевец (4 класс)
Изготовление глиняной игрушки    95

Приложения    104

Словарь терминов    132

Литература    134

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.