Русский язык. 5-11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты

Снято с продажи
Код 2213
Составители Касперская О. В.
Издательство Учитель, 2011
Серия Творческая мастерская учителя
ISBN 978-5-7057-2104-7
Страниц 151
УДК 371.3
Штрихкод 9785705721047
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 60 (мм)
Переплёт мягкая, склейка
Вес 105 г
Одной из главных задач, стоящих перед учителем русского языка, является содействие формированию у школьников коммуникативной компетенции. Развивать коммуникативную культуру учащихся можно путем включения в программу изучения языка текстовой деятельности.
В книге приведены основные теоретические выкладки и методологические подходы к изложению материала по исследованию изучению художественных литературных произведений на примере творчества М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, С.А.Есенина и М.А.Волошина. Пособие ориентировано на учащихся 5-11 классов. В пособии представлены опорные конспекты, типовые варианты проведения занятий, план дискуссий и семинаров, групповые задания, а также творческие упражнения.

Подробное описание

ВЕДЕНИЕ

Ключевая проблема языкового образования школьников –
проблема формирования коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры учащихся – обучение текстовой деятельности.

Современный урок русского языка должен строиться на основе текста и вокруг текста. Теоретической основой для формирования умений, необходимых для овладения различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым и поисковым), умений анализировать смысловую структуру текста, видеть особенности стиля художника слова и умений создавать вторичные тексты должны стать систематизированные речеведческие знания базовых понятий теории текста и знакомство с разными видами анализа.

В пособии рассматриваются теоретические и методические аспекты обучения школьников 5–11 классов умениям анализировать художественный текст. Оно содержит обобщение опыта работы проблемно-творческой группы учителей русского языка школ города Томска: выступления на городских семинарах по анализу художественного текста, разработки уроков по обучению интерпретации поэтических текстов на примере лирики русских поэтов-классиков А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
М. А. Волошина, С. А. Есенина.

Основной целью представленных уроков является развитие навыков анализа, оценки текстов художественного стиля и на основе этого построение самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания (интерпретации), использование интерактивных техник и приемов обучения. Эвристические беседы, проблемные вопросы, опережающие и творческие задания направлены на развитие умения исследования текста, навыков работы в группе, творческого воображения учащихся.

Надеемся, что представленный опыт работы поможет учителям русского языка и литературы в совершенствовании своего педагогического мастерства.

Содержание

Введение    3

Раздел I. Теоретические и методические вопросы обучения
интерпретационной деятельности в школе    4

О. В. Касперская

Особенности методики преподавания элективного предпрофильного курса по обучению интерпретационной деятельности    4

Конспект занятия предпрофильного курса по теме «Текст как объект лингвистического анализа» (анализ ассоциативно-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры)    13

Е. В. Бурцева

Значение лингвистического анализа художественного текста
в формировании коммуникативной и языковедческой компетенции на уроках словесности в старших классах (из опыта работы)    18

Е. В. Луговская

Применение этимологического анализа слова на уроках словесности    28

Е. В. Шведко

Методики анализа художественного текста в школе    34

Г. А. Никитина

Работа с ключевыми словами в ходе комплексного анализа текста    41

Л. Р. Алгина

Программа элективного курса «Обучение различным видам
изложения»    48

Раздел II. Уроки по обучению анализу художественного
текста    51

А. М. Гордиенко

Тема: Стихотворение С. Я. Маршака «Ты много ли видел на свете
берез?»: опыт интерпретации поэтического текста (5 класс)    51

Е. А.. Колобова

Тема: Ассоциативный анализ лирического произведения М. Ю. Лермонтова «Парус» (6 класс)    57

М. Ю. Луканина

Тема: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» под «лингвистическим микроскопом» (6 класс)    61

Е. В. Луговская

Тема: Спасительная сила любви и дружбы в стихотворении
А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…». Интегрированный
урок русского языка и литературы (7 класс)    69

Е. В. Луговская

Тема: Лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Мой демон» (8 класс)    78

Е. В. Бурцева

Тема: Сравнительный анализ стихотворений Гёте «Одинаковое»
и М. Ю. Лермонтова «Горные вершины» (8 класс)    88

Е. В. Бурцева

Тема: «Икона русской природы». Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (9 класс)    96

Е. В. Бурцева

Тема: Лирика «сильнейших страстей и глубоких страданий».
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Она не гордой красотою…» (10 класс)    106

Е. В. Бурцева

Тема: Народные основы поэтики С. Есенина. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…» (11 класс)    123

М. Ю. Луканина

Сонет М. А. Волошина «Над зыбкой рябью вод...» – вершина
лирического постижения древней Киммерии (11 класс)    139

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Юлия Румлянская
23 декабря 2010 (08:46)
Нажмите кнопку «Купить», расположенную под ценой.

Лариса
22 декабря 2010 (18:13)
как можно приобрести данное пособие?

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос