История. 5-11 классы: технологии современного урока

Есть на складе
89 руб.
-10%
80,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2204
Авторы-составители Гукова В. В. и др.
Издательство Учитель, 2009
Серия Творческая мастерская учителя
ISBN 978-5-7057-1744-6
Страниц 207
УДК 371.3
Штрихкод 9785705717446
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 8 (мм)
Вес 152 г
Стратегия современного урока выходит за пределы простой передачи знаний. Ключевым его результатом является интеллектуальное и духовное обогащение каждого учащегося.
В данном пособии содержится описание элементов различных педагогических технологий, методов и приемов, применяемых на современном уроке истории. Вниманию учителя предложены рекомендации по методическому наполнению всех составляющих урока: от изучения нового материала до организации контроля знаний по предмету; на конкретных примерах показаны возможности использования алгоритмов, опорных конспектов, игровых ситуаций, пиктограмм, представлены варианты применения презентаций.
Предназначено преподавателям общеобразовательных школ, гимназий, лицеев; может быть полезно студентам педагогических вузов и колледжей.

Подробное описание

введение

Современный урок – это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося.

Эффективное обучение – это не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность ученика. Моделирование урока с использованием информационных технологий (интерактивных таблиц, карт, схем, компьютерного тестирования), несом-
ненно, вызывает определенный интерес к уроку, что помогает активизировать как интеллектуальную, так и творческую деятельность школьника.

Нельзя не согласиться, что важнейшее умение для учащихся отработка навыков осуществления поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах: текстах, схемах, диаграммах, аудиовизуальном ряду. Его тщательная подготовка, использование всех современных методов дают положительный результат, формируя навыки исторического анализа при критическом восприятии полученной информации.

Нельзя забывать, что одним из доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место в современном уроке, так как ученик приобретает знания не только с помощью учителя, но и в процессе личной самостоятельной учебной деятельности. Учащиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него необходимый материал.

Под самостоятельной учебной работой понимают организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого выражения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. В данном пособии рассматриваются различные формы самостоятельной работы и среди них – работа с печатными источниками, составление опорных конспектов, ответы на вопросы и выполнение заданий, лабораторные и практические работы, исследовательская работа учащихся и, наконец, метод проекта.

Таким образом, формирование навыков самостоятельной работы учащихся – одна из важнейших задач в повышении эффективности обучения. Используя различные методы и приемы обучения, формы организации деятельности учащихся на уроках, учитывая индивидуальные качества учащихся, можно достичь определенных результатов в обучении истории.

Несомненно, важным моментом в организации учебной деятельности является формирование, развитие и совершенствование у школьников общеучебных интеллектуальных умений, определяющих результативность учебной деятельности.

Формированию этого вида умений способствуют алгоритмизированные «памятки», которые развивают последовательность, логичность, обоснованность суждений и выводов. Наряду с использованием специально разработанных развивающих знаний они помогают формировать культуру умственного труда, без которой усвоение знаний невозможно. В настоящем пособии представлены различные виды алгоритмов. Это алгоритм усвоения определенного текста и алгоритм организации самоконтроля, алгоритм решения познавательных задач и алгоритм анализа альтернативных ситуаций.

Многие согласятся, что в последние годы учебно-методи­ческий комплекс по истории существенно пополнился различными сборниками познавательных заданий. Они могут быть использованы на всех этапах обучения: в качестве контрольных и проверочных работ, при изучении нового материала, решении проблемных задач, домашних работ поискового и творческого характера, стимулируя активную познавательную деятельность, укрепляя интерес учащихся к предмету. Каждый учитель стремится к тому, чтобы его урок был интересным и запоминающимся. Но как отобрать из множества предложенных вариантов те приемы и методы обучения, которые сделали бы урок таковым? Автор пособия предлагает своеобразный конструктор, который представляет собой разработку, помогающую учителю выбрать более эффективные приемы работы на разных этапах урока, подготовить нестандартный урок, а значит, повысить интерес учащихся к предмету.

Также необходимо отметить, что в современных условиях объектом проверки и оценивания становятся не только знания, но и умения и навыки учащихся. Однако критерии для оценки уровня овладения предметными, общеучебными умениями прописаны только в общем виде в обязательном минимуме, стандартах. Поэтому так важен поиск усовершенствованной системы оценивания и отслеживания индивидуального уровня знаний и учебной деятельности учащихся. Наиболее эффективным средством проверки формализованных знаний являются тесты. Автор выделяет тесты специальных способностей и достижений, тесты интеллекта и тесты со свободным ответом. Но, к сожалению, в самой природе тестов заложено условие, ограничивающее сферу их применения в учебном процессе. Поэтому проверка учебных результатов не может и не должна быть ориентирована только на формализованные компоненты и ограничиваться тестами.

Возможность осуществлять личностный подход к учащимся позволяет использование дидактических игр. Практика показывает, что игра на уроке – это занятие серьезное. Она является одним из современных средств обучения, обладающим образовательной, воспитательной, развивающей функцией.

Также нельзя забывать о пиктограмме, которая позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, вызвать интерес к предмету, а также снять напряженность и страх учащихся перед невозможностью воспроизвести учебный материал на всех этапах урока.

Таким образом, пособие представляет современный урок истории в различных формах, новых технологиях, методах, приемах. Они делают обучение ярким эмоциональным праздником, кроме этого, дают хорошие результаты, которые могут подтвердиться результатами контрольных срезов, итоговых аттестаций, победами учащихся на олимпиадах.

Содержание

Введение    3

А. А. Кравченко

Активизация мыслительной деятельности на уроках истории    6

Задача «Российская империя  на рубеже xixxx веков»    49

Приложение    53

Л. И. Михайлова

Использование системы приемов работы на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся    62

В. В. Гукова

Алгоритм учебных действий учащихся  на уроках истории как эффективное средство активизации учебной  деятельности    77

Конструктор урока истории и обществознания    80

Использование тестов как оценочного инструментария: достоинства и ограниченность    84

Использование пиктограмм  на уроках истории    92

Дидактические игры на уроках истории    97

Разработки уроков

В. В. Гукова

По волнам знаний (повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция», 5 класс)    110

Е. А. Вах

Цивилизации Древнего Востока. Египет или Шумер? (5 класс)    114

О. В. Лутовинова

И честь, и слава, и любовь… (повторительно-обобщающий урок по теме «Средневековое общество», 6 класс)    119

Е. Б. Ордынцева

Формирование средневековых городов (6 класс)    135

Н. В. Кашлева

Зачем мы изучаем историю? (вводный урок, 10 класс)    140

Портрет княгини Ольги (лабораторное занятие, урок персонифицированного анализа)    143

Приложения к уроку    146

Приложение 1    146

Приложение 2    149

Личность Ивана Грозного (лабораторное занятие, урок персонифицированного анализа, 10 класс)    150

Приложения к уроку    155

Приложение 1    155

Приложение 2    156

Россия в царствование Александра i (10 класс)    157

Герои и коллаборационисты (комбинированный урок, 11 класс)    160

Н. Н. Ярцева

Умники и умницы (повторительно-обобщающий урок-игра по теме «История Отечества с древнейших времен до конца xix века»,
10 класс)    164

Иноземные завоеватели в период раздробленности (урок-зачет
с применением информационных технологий по истории, 10 класс)    173

Приложения    181

Приложение 1. Кроссворд по теме «Великая Отечественная война»    181

Приложение 2. Примеры памяток-алгоритмов (5–11 классы)    184

Приложение 3. Образцы заданий, основанных  на структурировании материала (9 классы)    185

Приложение 4. Усиление Москвы. Начало объединения русских земель  вокруг Москвы. Xiv век (схема опорных сигналов)    186

Образование единого русского государства. Xv век (схема опорных сигналов)    187

Приложение 5. Опорный конспект по теме «Брестский мир»    187

Приложение 6. Внешняя политика ссср в 30-е годы (вопросы и задания для поурочного контроля)    188

Приложение 7. Тест «Россия в первой половине xix века» (8−10 классы)    189

Приложение 8. Прошлое и будущее российского триколора (исследовательская работа)    191

Приложение 9. Примеры заданий по истории, направленные на активизацию мыслительной деятельности. Синквейн
(метод проверки по алгоритму, 9–11 классы)    196

Приложение 10. Выберите правильный ответ (7–11 классы)    199

Приложение 11. Сословно-представительные монархии в Анг- лии и Франции    202

Литература    203

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Гость
28 марта 2011 (15:31)
Хотелось бы познакомиться с содержанием данной публикацией.Возможно есть , что я как учитель недостаточно использую в работе, или убедиться, что двигаюсь в нужном направлении.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос