В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Литература. 7-11 классы. Здесь живет театр: программы, занятия кружков, элективный курс

  • Литература. 7-11 классы. Здесь живет театр: программы, занятия кружков, элективный курс — интернет-магазин УчМаг
-10%
56 руб.
50,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
1 Отзыв В избранное
Код: 2202
Авторы-составители: Лянцман О. Я.
Издательство: Учитель, 2009
ISBN: 978-5-7057-1680-7
Страниц: 137
УДК: 371.3
Штрихкод: 9785705716807
Размеры (Ш x В x Т): 138 x 213 x 6 (мм)
Вес: 106 г
Вызвать интерес к театру, воспитать читателя и зрителя, умеющего размышлять над прочитанным и увиденным, извлекать нравственные уроки, уметь отличать настоящие произведения искусства от однодневок - задача учителя литературы. На страницах пособия раскрывается опыт учителя-практика, увлеченного и умеющего увлечь драматургией. Представленные программы и планирование занятий детских творческих объединений "Вдохновение", "Литературный вернисаж", "Царственное слово", элективного курса для учащихся 10-11 классов по драматургии последних десятилетий XX века, содержательные разработки литературных вернисажей с элементами театрализации, гостиных и вечеров встреч с актерами помогут педагогам в создании условий для развития личности и творческого потенциала школьников.
Пособие адресовано учителям русского языка и литературы.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Коренные изменения, происходящие в наше время в обществе, диктуют потребность в воспитании творческой, образованной, активной и дееспособной личности, и внеурочная работа является одним из важнейших способов достижения этой цели.

Этому способствуют различные виды внеклассной работы, которые реализуются в ее практике в определенных формах.

Интересы старших подростков постепенно переключаются
в русло восприятия произведений искусства с дальнейшей их интерпретацией: вечер вопросов и ответов, диспут, экскурсия «По следам литературных героев», вечер поэзии, литературная гостиная, написание рецензий, сценариев.

Знание закономерностей смены видов деятельности позволяет учителю искать вариации конкретных методических решений с учетом литературного развития класса, особенностей творчества того или иного писателя.

Своеобразие внеклассной работы в старших классах определяется не только возрастными возможностями и потребностями школьника, но и вкусами, литературными пристрастиями самого ученика, его творческой индивидуальностью.

Важнейшей составной частью системы средств, сложившихся в педагогическом опыте, являются профессиональные и личностные качества самого учителя: эрудиция, хорошее знание психологических особенностей, коммуникабельность, страстная увлеченность предметом, книгами, театром.

Исходным тезисом в работе учителя должно стать убеждение: неталантливых детей нет.

Доброта учителя, его душевность, открытость расковывают учащихся, способствуют быстрому пробуждению и росту творческих возможностей.

Большую помощь в этом окажет школьный драматический коллектив, задачей которого в первую очередь является воспитание эстетического вкуса школьников, формирование умения оценивать произведения искусства. Можно предлагать кружковцам такие виды деятельности, как выпуск театральных бюллетеней, газет, обсуждение спектаклей, встречи с любимыми актерами, прослушивание в их исполнении стихов и прозаических отрывков, проведение дискуссий о проблемах современного кино, театра, телевидения.

Сложно воспитать зрителя, но еще сложнее, на взгляд руководителя драматического коллектива, воспитать актера, влюбленного в сцену, не играющего, а живущего ролью. Кроме начальных навыков актерской игры, члены драматического коллектива получают на его занятиях дополнительные гумани-тарные знания, воспитывают и развивают в себе культуру чувств. Все это помогает совершенствовать процесс изучения драматургии на уроках и факультативных занятиях. В свою очередь, воспринятое на уроках помогает школьникам в работе над ролью на репетициях. Такая взаимосвязь носит повторяющийся, циклический характер.

На первых занятиях юные актеры учатся говорить, ходить, сидеть, стоять, двигаться, жестикулировать. С этой целью используются упражнения, необходимые любому исполнителю, аналогичные упражнениям у станка для танцовщика, вокалу
у певца, виртуозным пассажам у пианиста. Эти упражнения тренируют возбудимость, гибкость, отзывчивость воображения – качества, без которых не может быть ни артиста, ни режиссера.

Необходимо терпеливо и настойчиво добиваться от кружковцев хорошей дикции, верного понимания фразы, умения владеть своими голосовыми регистрами, чтобы юного актера было слышно даже в последнем ряду зрительного зала.

Работая над небольшим произведением (стихотворением, рассказом) или крупной пьесой, руководитель продолжает формировать умение точного понимания идеи, характеров. Учащихся заставляют задуматься вопросы руководителя: «Какова роль каждого действующего лица? Почему именно это произведение взято для работы?». Дети обычно сами выбирают материал, который «задевает за живое», затрагивает «болевые точки». Читая текст, руководитель вместе с юными актерами сам постигает самый тонкий и глубинный смысл, расшифровывает его, обогащает, делает содержательным, улавливает мельчайшие факты, детали.

При выборе литературного произведения для постановки учитываются многие факторы: интересы учащихся, актуальность, злободневность темы, новизна, возможность вдоволь полицедействовать, поиграть.

Лучше, если в репертуаре школьного коллектива пьесы малоизвестные, неизбитые, довольно редко идущие на сценах наших театров.

Это дает ожидаемые результаты: юные актеры постоянно расширяют свой кругозор, ищут новый интересный им драматургический материал, стремятся к новым вершинам, полно реализуют свои творческие возможности.

Большое внимание уделяется самообразованию учащихся-исполнителей. Необходимо давать им задания на всех этапах подготовки премьеры: работа над книгой, чтение произведений драматурга, чья пьеса ставится на школьной сцене, чтение книг и статей о самом драматурге, его жизни, творчестве, об эпохе, отраженной в пьесе.

Юные актеры обретают умение анализировать пьесу, у них развивается творческое воображение, они расширяют круг своего чтения.

Драмкружковцы могут использовать не только уже готовый к постановке материал, но и сами писать инсценировки, составлять сценарии литературно-музыкальных композиций, вернисажей, вечеров и КВН, литературных гостиных.

Вместе с ребятами руководитель подбирает музыку к спектаклям, композициям, литературным гостиным, вернисажам, обсуждает и готовит костюмы.

Работая в коллективе, юные актеры начинают верить в себя, в свои возможности, учатся взаимовыручке и взаимоуважению.

Составной частью работы драмкружка является проведение литературных вечеров.

Литературные вечера являются непосредственным продолжением уроков литературы, дают им «второе дыхание», создают эмоциональный фон, содержат колоссальный нравственный заряд, создают условия для раскрытия творческих возможностей учащихся.

Кабинет литературы может превратиться в гостиную, где горят свечи, приспущены шторы, нет привычных парт и учительского стола. В такой обстановке проходят литературные гостиные, вернисажи (знакомства с новым литературным именем). Ребят привлекает теплая атмосфера доверительности и искренности, необычное оформление, иллюстрации, портреты, книжные выставки, газеты, специально выпущенные к очередному заседанию, прекрасно владеющие материалом гости, обязательно люди творческие: актеры филармонии, театра, музыканты, художники, самодеятельные исполнители.

На занятиях литературной гостиной ребятам открывается новое имя, которого нет в школьной программе или которое впервые, недавно в ней появилось. Задача литературной гостиной – влюбить в книгу, очаровать автором, побудить школьников захотеть узнавать новое об услышанном.

Такое мероприятие требует очень тщательной подготовки, большого такта руководителя. Вместе с учителем ребята выбирают новое литературное имя, кропотливо собирается и изучается материал о нем (подключаются все библиотеки города, ребята исследуют десятки книг, толстых и тонких журналов, газет, по крупицам собирают нужное); подбирается музыка, соответствующая характеру, эпохе, основным темам творчества этого писателя или поэта.

В гостиной заняты и драмкружковцы (они, конечно, опора, помощники учителя), – и учащиеся гуманитарного класса,
и просто любители литературы. С каждым участником необходимо работать индивидуально, отшлифовывая с ним каждую фразу, слово, логическое ударение, паузу. Не мудрено, что гости часто удивляются тому, как хорошо читают ребята стихи, прозу, исполняют отрывки из пьес.

Результат обычно таков: ни один даже самый «глухой» к литературе, поэзии, музыке ребенок не остается равнодушным, многие именно после таких гостиных серьезно обращаются к творческому наследию открывшегося им художника слова, становятся образованнее, эмоциональнее.

Выбор направлений внеклассной работы, как правило, связан с традициями школы, творческими пристрастиями педагога.

Разработки мероприятий, вошедшие в данное пособие, импонируют ученикам возможностью добровольного участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения – одним словом, возможностью делать то, что нравится, попробовать себя в роли актера, художника, экскурсовода и т. д.

На внеклассных занятиях большую роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» – будь то спектакль, литературный вечер или литературная гостиная.

На таких занятиях ребят привлекает более откровенное, чем обычно принято, общение, разноплановые – познавательные, межличностные, творческие –  взаимоотношения учителя и учащихся, атмосфера открытости и неформальности, подлинного сотворчества. Систематическая целенаправленная внеклассная работа, органически связанная с уроками литературы, дает высокие результаты

Содержание

Введение    3

Программа занятий  драматического коллектива «Вдохнове-ние»    8

I. Играем этюды    23

II. Упражнения по актерскому мастерству    25

III. Логика речи    27

IV. Артикуляционные упражнения  из арсенала А. М. Нахимов-ского    28

V. Примерные сообщения членов  театрального кружка-студии
об особенностях театров разных эпох    28

VI. Примерный проект  создания театральной студии    35

VII. Советы начинающему руководителю  школьного драматического кружка    40

Программа детского объединения  «Литературный верни-
саж»    43

Программа кружка дополнительного  образования «Царствен-ное слово»    47

«К вершинам духа…» (литературный вернисаж к 130-летию
со дня рождения  Николая Рериха – художника, философа, писателя)    51

«Высь Шукшина…» (литературная гостиная к юбилею мас-
тера)    64

«И смех, и слезы…» (литературная гостиная по творчеству рус-ского  еврейского писателя Шолом-Алейхема)    68

«Останься сам собой...» Авторская песня и ее выдающиеся представители:  Ю. Визбор, А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий  (литературная гостиная)    77

«Я выбираю свободу…» (литературная гостиная по творчеству
А. Галича)    86

«Воспламененная душа» (литературная гостиная по творчеству
Б. Л. Пастернака)    93

«Ах, водевиль, водевиль, водевиль…» (литературная гости-
ная)    104

Русская драматургия  последних десятилетий ХХ века (элективный курс)    110

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Отзывы

7 декабря 2017 (10:10)
Татьяна Федоренко
Здравствуйте! Спасибо за предоставленную возможность приобретать методическую литературу, не выходя из дома. Очень приятно , что Вы относитесь к своей работе не формально,информируете о передвижении заказа, а также  знакомите с новинками издательства. Ещё раз большое Вам спасибо!

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru