Литература. 9-11 классы. Воспитание читателя: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведений, сочинения

Акция
Есть на складе
98 руб.
-20%
78,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 2200
Авторы-составители Тареева Л. И., Жданова А. И.
Издательство Учитель, 2009
Серия Творческая мастерская учителя
ISBN 978-5-7057-1667-8
Страниц 298
УДК 371.3
Штрихкод 9785705716678
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 12 (мм)
Вес 219 г
В настоящем пособии представлен опыт воспитания вдумчивого и чуткого читателя, конспекты уроков, варианты творческих и исследовательских заданий для учащихся, экзаменационные сочинения. Некоторые конспекты уроков даны очень подробно; другие представлены более схематично, показана лишь структура урока, наполнить которую учитель сможет сам, учитывая уровень читательской культуры и умений своих учеников. Повысить этот уровень помогут интересные творческие и исследовательские задания, предложенные в пособии. Представленные выпускные сочинения учащихся иллюстрируют их мастерство владения словом, являются логическим завершением кропотливой работы педагога по воспитанию читателя и человека.
Предназначено учителям литературы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Может быть полезно студентам педагогических вузов и колледжей.

Подробное описание

Введение


Послушайте!

Ведь если звезды зажигают

Значит это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

В. В. Маяковский

Уроки литературы... Среди прочих предметов школьного курса они стоят особняком, потому что знания, умения и навыки (те самые ЗУНы, которые являются целью овладения любой школьной дисциплиной) здесь, пожалуй, чуть-чуть уступают самому главному умению, не прописанному ни в каких образовательных стандартах, – умению быть Человеком.

Задача учителя литературы безмерно сложна. Необходимо так построить урок, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, но смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути. Эти требования предъявляются ко всем урокам литературы, но все-таки особенно важны и актуальны они для уроков в старших классах. Учителям, работающим в них, предназначено настоящее пособие.

Непростое это занятие – вести по страницам многотомного произведения Л. Н. Толстого юнцов, не видевших жизни, помогать распутывать хитросплетения интриги романа Ф. М. Достоевского читателям совсем другого века, вместе с ними искать свет в беспросветье булгаковской Москвы... Много вопросов волнует умудренного опытом словесника: как помочь еще юным читателям увидеть то, что хотел показать писатель? Сумеют ли они почувствовать то, что любило его сердце? Непростое дело ожидает учителя, но все-таки интересное и увлекательное.
У каждого педагога есть свои хитрости и секреты преподавания литературы в старших классах, своя методика, благодаря которой обычный академический час превращается в праздник мысли, поединок позиций, интересный диалог, поиск истины... Творческий учитель никогда не довольствуется раз и навсегда написанным конспектом урока, он всегда в поиске идей, методических приемов, тем для разговоров и неожиданных формулировок проблем. А значит, он открыт для сотрудничества и готов интересоваться тем, как это делают другие.

В предлагаемом вниманию учителя пособии содержится описание опыта воспитания вдумчивого и творческого читателя, конспекты уроков, варианты творческих и исследовательских заданий для учащихся, экзаменационные сочинения. Некоторые конспекты уроков даны очень подробно, в них включены даже примерные варианты ответов учащихся; другие представлены более схематично, показана лишь структура урока, все остальное учитель сможет спланировать сам, учитывая уровень читательской культуры и умений учащихся. Педагог найдет примеры интересных творческих и исследовательских заданий для учащихся. Составители пособия не ставили целью охватить весь перечень изучаемых произведений, они стремились показать разнообразные виды заданий, а учитель легко сможет сформулировать подобные с опорой на любой другой литературный материал. Выпускные сочинения учащихся, представленные в пособии, не только иллюстрируют варианты раскрытия той или иной темы, но являются логическим завершением кропотливой работы учителя по воспитанию читателя и человека.

Чтение – это искусство. Каждый учитель литературы принимает данное утверждение как аксиому. Об этом искусстве размышлял И. А. Ильин в своей статье «О чтении»:

«...Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание: оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца... Читать – значит искать и находить; ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо производить – значит творить. Это есть борьба за духовную встречу... И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного»... По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов».

«У каждого человека свои звезды», – гласит пословица. Хочется, чтобы каждый учитель достиг новых вершин в своем мастерстве и приблизился к звезде, свет которой когда-то заворожил его и привел в профессию... Свои звезды должны быть и у обучающихся. В силах педагога помочь найти их и научиться сверять с ними собственный путь.

Успеха вам и вашим ученикам на пути через тернии к своим звездам!

Содержание

Введение    3

Уча других, учимся сами (из опыта преподавания литературы
в старших классах)    6

«Когда тебе 16…» (урок-открытие)    16

«Что есть я? Кто есть я?» (организационно-деятельностная игра)    20

«Начну с себя» (урок-заставка или урок-раздумье в выпускном классе)    22

«Я на пороге жизни» (последний урок литературы в 11 классе)    25

Уроки. Уроки? Уроки!    28

Беспросветье и свет в русской литературе (урок-исследование)    28

Суть «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
(урок-суд над «темным царством»)    35

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество    39

«Я – мы – Достоевский – время» (урок-путешествие)    44

«Перо – мáстера, душа – казака» (художественное мастерство
М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон») (урок-исследование)    51

Трагедия Григория Мелехова (урок-раздумье по роману
М. А. Шолохова «Тихий Дон»)    57

Огонь родного очага в судьбе Григория Мелехова, героя ро-
мана М. Шолохова «Тихий Дон» (урок-раздумье)    61

Вечер поэзии с К. Бальмонтом    69

«Все видеть, все понять, все знать, все пережить…» (вечер поэ-
зии М. Волошина)    76

Лирика Б. Пастернака как отражение действительности. Восприятие лирики поэта современниками    84

Анализ стихотворения А. Блока «Скифы». Проблематика и поэ-
тический строй    91

Поэзия Серебряного века (обобщающий урок)    105

Художественный мир И. Бунина (урок-конференция)    114

«О Русь, взмахни крылами!» (заключительный урок по поэме
Н. В. Гоголя «Мертвые души»)    127

Там, где пророс вопрос, зреет крепкий разум (задания для
активизации познавательной и творческой деятельности учащихся)    162

Диалог с текстом (творческие работы учащихся)    198

Слово о современной прозе. Странички дневника (по пове-
сти В. Быкова «Сотников», «Облава», М. Карима «Помило-вание», В. Кондратьева «Сашка»)    200

Земля и человек (по творчеству М. А. Шолохова)    204

Деревенская тема в русской литературе (по одному или нескольким произведениям)    207

«Гений и злодейство две вещи несовместные» (А. С. Пушкин)
(на литературном или жизненном материале)    209

Размышление о благородстве (на литературном материале
(М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. Солженицын «Матре-
нин двор») или по жизненным впечатлениям)    212

Вера в человека и ее воплощение в одном из произведений
русской литературы (по роману Ю. Сергеева «Княжий
остров»)    215

Вера в человека и ее воплощение в одном из произведений
русской литературы (по роману М. Булгакова «Мастер и Мар-гарита»)    217

Вера в человека и ее воплощение в одном из произведений
русской литературы (по роману А. Проханова «Чеченский блюз»)    221

Проблема ответственности человека (размышление на литературном материале (В. Астафьев «Людочка», Б. Васильев «Вам привет от бабы Леры») или по жизненным впечатлениям)    224

Проблема ответственности человека (размышление на литературном материале или по жизненным впечатлениям)    228

Человек и любовь в произведениях русской литературы
(по повести А. Куприна «Олеся», романам М. Шолохова «Ти-
хий Дон» и М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)    230

Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба А. И. Сол-женицына)    233

Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)    237

Кольцо мыслей о человечестве (по роману Л. Н. Толстого
«Война и мир»)    240

«Россия… на перевале, и все мы на перевале» (рецензия на книгу современного писателя – роман В. Скачкова «Перевал»)    243

«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский) (по одному из произведений русской литературы XX века)    245

Послесловие    249

Приложения

Приложение 1. Игра. «катастрофа на воздушном шаре»    250

Приложение 2. С чего начать?    254

Приложение 3. Сто русских фамилий    269

Приложение 4. Словарь литературоведческих терминов    281

Литература    294

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос