Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Леонова, О. Б. Марьиной

Есть на складе
87 руб.
-10%
78,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1903г
Авторы-составители Амбушева Т. М.
Издательство Учитель, 2009
Серия Для преподавателей
ISBN 978-5-7057-1753-8
Страниц 207
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705717538
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 8 (мм)
Вес 155 г
Данное пособие содержит поурочные планы по литературе, составленные по учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учебных заведений: Литература. 9 класс / авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Б. Марьина; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2006.
Предлагаемые материалы обеспечивают максимальное выполнение стандарта образования, как в объеме чтения литературных произведений, так и в объеме овладения практическими умениями и навыками, включают программные разделы и темы в обозначенной последовательности и достаточно полно представляют методику уроков.
Пособие адресовано учителям-предметникам в помощь при подготовке и проведении уроков литературы в 9 классе; может быть полезно слушателям ИПК, а также студентам вузов.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Поурочные планы, представленные в пособии, составлены на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5–11 классы) (новый образовательный стандарт) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа, 2005) и разработаны в соответствии с рекомендациями по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области (авт.-сост. Е. И. Колусева, Г. М. Вялкова. – Волгоград: Учитель, 2006).

Девятый класс литературного образования является переходным, так как на этом этапе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Поэтому целесообразно развернуто планировать учебный материал на весь календарный год. Такой подход планирования уроков обеспечивает реализацию требований к знаниям и умениям учащихся 9 класса, к рациональному использованию отведенного обязательного количества часов по развитию речи (не менее 6 сочинений, из них 5 аудиторных).

Предлагаемые разработки охватывают весь учебный материал, предназначенный для 9 класса, наглядно демонстрируют систему работы учителя по литературному образованию учащихся. Тематическое планирование включает разделы программы, темы уроков в определенной последовательности, постановку учебных задач, способы, средства и формы организации учебной деятельности, обеспечиваются активные включения ученика в решение учебных задач, учитывая требования программы для общеобразовательных учреждений к знаниям и умениям учащихся 9 класса.

Данное пособие акцентирует внимание на требованиях к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы девятиклассник должен

знать/понимать:

– образную природу словесного искусства;

– авторов и содержание изученных произведений;

– основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

Ученик 9 класса должен уметь:

– воспринимать и анализировать художественный текст;

– выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

– определять род и жанр литературного произведения;

– выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

– характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

– сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

– выявлять авторскую позицию;

– выражать свое отношение к прочитанному;

– выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

– владеть различными видами пересказа;

– строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

– участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

– писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

– пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий. (См.: Программа для общеобразовательных учреждений. Новый образовательный стандарт. 5–11 классы / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2005, с. 92 и сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. – Волгоград: Учитель, 2006.)

Практическая целесообразность предлагаемого материала состоит в том, что его применение позволит учителю, особенно начинающему, построить систему своей работы, прогнозировать результативность каждого урока с точки зрения требований к знаниям и умениям учащихся 9 класса.

Пособие имеет прямо ориентированное практическое назначение, отвечает современным требованиям к обучению выпускников 9 класса и представляет комплексный процесс деятельности учителя-практика по литературному образованию школьников.

Планирование уроков литературы в 9 классе рассчитано на
3 академических часа в неделю.

Поурочные планы разработаны в соответствии с программой и учебником-хрестоматией по литературе для 9 класса в двух частях под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и рассчитаны на оказание помощи начинающим учителям литературы.

В пособии представлены различные типы уроков с использованием современных методов и приемов подачи учебного материала, а также предлагается нестандартный подход в планировании уроков по отдельным темам, направленным на развитие всесторонне развитой личности, способной к самостоятельной творческой и сотворческой деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.

Содержание

Введение    3

Тематическое планирование    6

Урок 1. Художественная литература в общественной жизни и культуре России    40

Урок 2. «Божественная комедия» Данте Алигьери (1265–1321).

Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине    42

Урок 3. Люди древней Руси. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней руси. Библия как памятник мировой культуры    45

Уроки 4–5. «Слово о полку Игореве» – великий памятник Древней Руси. Печальная повесть о походе князя Игоря и его дружины в «Слове…    49

Урок 6. Развитие речи. Как писать сочинение на литературную тему?    52

Уроки 7–8. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии В. Шекспира «Гамлет». «Вечный образ» Гамлета в трагедии    55

Уроки 9–10. Литература эпохи Просвещения. Русский классицизм и сентиментализм. Эпоха М. В. Ломоносова. Чем она интересна. «Ода на день восшествия … императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года»    58

Урок 11. Краткая характеристика творчества Гавриила Романовича Державина (1743–1816) – поэта и гражданина    60

Уроки 12–13. «Сатиры смелый властелин» Д. И. Фонвизин. (1745–1792). Комедия «Недоросль». Проблемы жизни и нравов России XVIII века    61

Уроки 14–15. «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Жизненный подвиг А. Н. Радищева (1749–1802). «Путешествие из Петербуга в Москву»    63

Уроки 16–17. Н. М. Карамзин (1766–1826). Повесть «Бедная Лиза»    66

Урок 18. И.-В. Гете (1749–1832). Трагедия «Фауст». Неразрыв-ность связи добра и зла в трагедии    70

Урок 19. Золотой век русской поэзии (В. А. Жуковский, К. Н. Ба-тюшков, А. С. Пушкин, Н. М. Языков, А. В. Кольцов, Е. А. Баратын-ский)    72

Урок 20. В. А. Жуковский (1783–1852). Баллада «Светлана»    73

Урок 21. Джордж Гордон Байрон (1788–1824). Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона    75

Уроки 22–23. «Человек необыкновенный» (А. С. Пушкин). Очерк жизни и творчества А. С. Грибоедова (1795–1829). Комедия «Горе от ума». «К вам Александр Андреич Чацкий»    78

Урок 24. «Век нынешний и век минувший» в комедии А. С. Гри-боедова «Горе от ума»    80

Урок 25. «Молчалины блаженствуют на свете» в комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума»    81

Уроки 26–27. «Безумный по всему …». Трагедия Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Итог конфликта и развязка действия в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»    83

Урок 28. Развитие речи. И. А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний»    85

Урок 29. «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». Урок-обобщение    85

Урок 30. «Кто разгадает вас?» Тайна Софьи в комедии А. С. Гри-боедова «Горе от ума»    87

Урок 31. А. С. Пушкин (1799–1837). «Что в имени тебе моем?» Очерк жизни и творчества А. С. Пушкина    89

Урок 32. Основные мотивы лирики А. С. Пушкина    90

Урок 33. А. С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»    93

Урок 34. А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Герой и время в романе    95

Урок 35. Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина «Евге-ний Онегин»    96

Урок 36. Онегин и Ленский в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»    98

Урок 37. Татьяна Ларина – «милый идеал» А. С. Пушкина в ро-мане «Евгений Онегин»    100

Уроки 38–39. Развитие речи. Контрольное сочинение по твор-честву А. С. Пушкина    102

Уроки 40–41. Очерк жизни и творчества М. Ю. Лермонтова (1814–1841). Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова    103

Урок 42. Социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанровые и композиционные особенности романа    106

Урок 43. Печорин в системе образов романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»    109

Урок 44. Трагедия жизни Григория Александровича Печорина и его поколения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»    110

Урок 45. Н. В. Гоголь (1809–1852). Очерк жизни и творчества писателя    112

Урок 46. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образы поме-щиков в поэме    113

Урок 47. Образ Павла Ивановича Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»    116

Урок 48. «Живая Русь» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»    120

Урок 49. Повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького» человека в повести    122

Уроки 50–51. И. С. Тургенев (1818–1883). Очерк жизни и твор-чества И. С. Тургенева. «Первая любовь». Нравственная проблемати-ка повести    124

Уроки 52–53. Федор Иванович Тютчев (1803–1873). Очерк жиз-ни и творчества поэта. Любовная и философская лирика Ф. И. Тют-чева    126

Уроки 54–55. Очерк жизни и творчества А. А. Фета (1820–1892). Основные темы лирики А. А. Фета    127

Урок 56. Николай Алексеевич Некрасов (1821–1877/1878) «Любимейший русский поэт …» (Н. А. Добролюбов)    129

Урок 57–58. Зачет    131

Уроки 59–60. Л. Н. Толстой (1828–1910). Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого. Повесть «Юность»    131

Урок 61. Судьба Николеньки Иртеньева в повести «Юность». «Диалектика души» героев повести    133

Урок 62. Мастерство и сила нравственного воздействия Л. Н. Тол-стого на читателя в повести «Юность»    134

Уроки 63–64. А. П. Чехов (1860–1904). Очерк жизни и творчества писателя. Ранние юмористические рассказы А. П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Унтер пришибеев»    136

Урок 65. Рассказ А. П. Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа    138

Уроки 66–67. Маленькая трилогия А. П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений о ложном представлении, определяющем судьбы людей    140

Урок 68. Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) – поэт и прозаик xx века.    143

Уроки 69–70. Автобиографическая повесть И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»    145

Урок 71. Максим Горький (1868–1936). Раннее творчество и судьба писателя    146

Уроки 72–74. Автобиографическая трилогия А. М. Горького «Мои университеты». Судьба героя повести А. М. Горького «Мои университеты» Алеши Пешкова    148

Уроки 75–76. Александр Александрович Блок (1880–1921). Слово о поэте. Лирика А. А. Блока. Образ «Прекрасной Дамы» в поэзии    150

Урок 77. Тема россии в творчестве А. А. Блока    152

Уроки 78–79. С. А. Есенин (1895–1925). Слово о поэте и его судьбе. Человек и природа в поэзии Сергея Александровича Есенина    153

Урок 80. Тема родины в лирике поэта С. А. Есенина    156

Уроки 81–82. Слово о Владимире Владимировиче Маяковском (1893–1930). Сатирические стихи В. В. Маяковского    158

Урок 83. Стихи В. В. Маяковского о любви    162

Уроки 84–85. Слово об Анне Андреевне Ахматовой (1889–1966). Тема родной земли, родины в лирике Анны Ахматовой    163

Урок 86. Стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви    165

Уроки 87–88. Презентация «Мой сборник стихов поэта»
(А. А. Ахматовой, С. А. Есенина, А. А. Блока, В. В. Маяковского)    167

Урок 89. Обзор творчества татарского поэта Г. Тукая. Газель как традиционная для поэзии Востока форма    169

Уроки 90–91. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891–1940). Творческий путь писателя. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»    169

Урок 92. Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явле-ние общества    172

Урок 93. В. В. Набоков (1899–1977). Человек и природа в произ-ведении «Гроза»    175

Уроки 94–95. Михаил Александрович Шолохов (1905–1984). Рассказ «Судьба человека». Образ Андрея Соколова в рассказе    176

Уроки 96–97. Александр Трифонович Твардовский (1910–1971). Поэма «Василий Теркин». Образ русского солдата в поэме    178

Урок 98. Человек и природа в повествовании рассказов
В. П. Астафьева (1924–2002) «Царь-рыба»    181

Урок 99. Валентин Григорьевич Распутин (1937). Гуманистичес-кий смысл повести «Деньги для Марии» и ее нравственные проблемы    184

Урок 100. Человек и стечение обстоятельств в пьесе Александра Валентиновича Вампилова (1937–1972) «Старший сын»    186

Урок 101. Александр Исаевич Солженицын (1918). Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе    191

Урок 102. Василий Макарович Шукшин (1929–1974). Рассказы Шукшина о «чудиках». Душевная красота и своеобразие рассказов    193

Уроки 103–104. Стихотворения Николая Михайловича Рубцова (1936–1971)    197

Урок 105. Итог. Перспективы на будущее    200

Литература    202

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос