Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой

Есть на складе
162 руб.
-10%
145,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1903б
Авторы-составители Финтисова О. А.
Издательство Учитель, 2011
Серия Для преподавателей
ISBN 978-5-7057-2204-4
Страниц 351
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705722044
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 14 (мм)
Обложка офсетный лак
Переплёт мягкая, склейка
Вес 240 г
В пособии представлены поурочные планы по литературе, составленные в соответствии с учебником-хрестоматией Т. Ф. Курдюмовой "Литература. 7 класс" (М.: Дрофа, 2010).
Предлагаемые разработки уроков помогут учителю, работающему по программе Т. Ф. Курдюмовой, раскрыть особенности курса литературы в 7 классе, познакомить учащихся с важными историческими и литературными условиями, на которых развивалась сложная жизнь искусства слова (как от древности до сегодняшнего дня сменялись различные жанры эпоса, лирики, драмы), раскрыть задачу анализа художественного произведения.
Предназначено учителям литературы общеобразовательных учреждений, может быть полезно студентам педагогических учебных заведений, слушателям ИПК.

Подробное описание

В пятом классе ученики, изучая литературу по программе Т. Ф. Курдюмовой, начали постигать принципы построения курса литературы: произошло первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, в пятом классе особое внимание уделялось сюжету.

В шестом классе модель «сюжет – герой – жанр – автор» реализовывалась на материале произведений, в центре рассмотрения которых находился герой. Программа шестого класса знакомила учеников с появившейся в XIX веке специальной и увлекательной литературой для детей и юношества, которая сразу же завоевала всемирное признание.

В седьмом классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются и угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня сменялись различные жанры эпоса, лирики и драмы.

Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за непрерывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую – специальные разделы, посвященные истории некоторых наиболее устойчивых жанров: «Из истории басни», «Из истории баллады», «Из истории сонета» и др.

Так, например, история басни предстает в виде путешествия басни о Вороне и Лисице по литературам разных времен и народов. Ученики видят, как этот сюжет сохранялся, немного изменяясь, в баснях разных народов в течение многих веков. Они размышляют о причинах стойкости сюжета и его взаимосвязи с жанром басни. Учащимся предстоит подумать и о том, когда и почему рождаются различные жанры, почему некоторым из них уготована долгая жизнь.

В восьмом классе особо пристально будет рассматриваться проблема времени на страницах литературного произведения. В 911 классах ученики познакомятся с курсом на историко-литературной основе.

В программе последовательно обращается внимание на вопросы теории литературы. В каждой теме обозначено ведущее литературоведческое понятие, важное для ее изучения. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории, а указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить особое внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении произведения. Накопление теоретических знаний происходит постепенно. Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.

В 5 классе это сюжет со всеми связанными с этим понятиями: композиция, завязка, кульминация, эпизод и др.

В 6 классегерой (литературный). Сведения, которые дают возможность наиболее полно его представить: автобиография, имя (причина выбора), портрет, характер, речевая характеристика, герой в системе образов, монолог и диалог, авторская оценка и др.

В 7 классе – роды (эпос, лирика и драма), а также лироэпические произведения. Жанры, особенности каждого из них.

Основные произведения, прочитанные в пятом и шестом классах:

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

Сказки: «Царевна-лягушка», «Тысяча и одна ночь», «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена, «Волшебное кольцо» А. Платонова и Б. Шергина, «Сказки по телефону» Д. Родари, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Толкиена, «Последний в мире дракон» Т. Янссон.

Басни И. А. Крылова «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик», «Два мальчика», «Вороненок», «Мальчик и Змея».

Произведения А. Пушкина: «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне», «Зимняя дорога», «Бесы», «Руслан и Людмила», «К сестре», «К Пущину», «Товарищам», «Послание к Юдину».

Стихотворения М. Лермонтова: «И вижу я себя ребенком…», «Парус», «Листок», «Из Гёте» («Горные вершины…»), «Бородино», «Москва, Москва! люблю тебя, как сын…», «Посвящение NN», «Панорама Москвы».

Повести: «Пропавшая грамота» Н. В. Гоголя, «Кентервильское привидение» О. Уайльда, отрывки из повестей «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова, «Отрывки из журнала Маши» В. Ф. Одоевского, «Отрочество» Л. Н. Толстого, «Детство Темы» Н. Г. Гарина-Михайловского, «Повесть о жизни» К. Г. Паустовского, «Детство Чика» Ф. А. Искандера, «Свеча на ветру» Т.Х. Уайта.

Рассказы: И. С. Тургенев «Муму», «Бежин луг», И. С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями», А. И. Куприн «Мой полет», Е. И. Замятин «Огненное «А», М. М. Зощенко «Великие путешественники», В. Астафьев «Игра», «Васюткино озеро», А. П. Чехов «Каникулярные работы институтки Наденьки N.», «Мальчики», «Хамелеон», А. Т. Аверченко «Смерть африканского охотника», А. И. Куприн «Чудесный доктор»,

Стихотворения И. С. Никитина, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, С. А. Есенина, Н. А. Заболоцкого, Д. Б. Кедрина, Н. М. Рубцова, А. И. Фатьянова, А. Т. Твардовского, А. А. Ахматовой, Р. Г. Гамзатова, В. В. Маяковского, Н. С. Гумилёва, М. И. Цветаевой, И. А. Бунина, К. М. Симонова, М. Лисянского, И. З. Сурикова, В. А. Жуковского и др.

Фрагменты из следующих произведений: Л. Н. Толстой «Петя Ростов» (из романа-эпопеи «Война и мир»), Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», М. Твен «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста», Ж. Верн «Таинственный остров».

Содержание

Введение

Примерное тематическое планирование

Урок 1. Жанры художественной литературы

Урок 2. Жанры фольклора. Былина «Садко»

Урок 3. Детский фольклор

Урок 4. Из истории басни

Урок 5. РР. Творческая лаборатория. «Сочиняем басню»

Урок 6. Баллады В. А. Жуковского

Урок 7. В. А. Жуковский. Баллады

Урок 8. Из истории баллады (1-й вариант)

РР. Творческая мастерская «Сочиняем балладу» (2-й вариант)

Урок 9. Джордж Гордон Байрон – английский поэт

Урок 10. Жанровое разнообразие творчества А. С. Пушкина

Урок 11. Болдинская осень в жизни и творчестве А. С. Пушкина

Урок 12. Стансы и романсы в лирике А. С. Пушкина

Урок 13. Повести А. С. Пушкина. «Барышня-крестьянка»

Урок 14. Герои повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок 15. Роман А. С. Пушкина «Дубровский». Первые главы: завязка событий, герои

Урок 16. Владимир Дубровский герой романа А. С. Пушкина «Дубровский»

Урок 17. Маша Троекурова и Владимир Дубровский герои романа А. С. Пушкина «Дубровский»

Урок 18. Поступки героев романа А. С. Пушкина «Дубровский»

Урок 19. Развязка романа А. С. Пушкина «Дубровский»

Уроки 20–21. РР. Подготовка и написание сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

Урок 22. Лирика М. Ю. Лермонтова

Урок 23. Жанровое разнообразие лирики М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Смерть поэта»

Урок 24. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок 25. Герой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок 26. Три дня «жизни» героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок 27. Выразительность лирики М. Ю. Лермонтова

Урок 28. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Завязка действия

Урок 29. История Хлестакова. Нравы уездного города (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Урок 30. Городские жители и Хлестаков (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Урок 31. Смех в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Уроки 32–33. РР. Сочинение по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Урок 34. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе

Урок 35. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда»

Урок 36. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»

Урок 37. Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа

Урок 38. «Ужасный секрет тульских мастеров»

Урок 39. Судьба левши

Урок 40. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок 41. Внеклассное чтение. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки

Урок 42. Марк Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

Урок 43. Юмористические рассказы А. П. Чехова

Урок 44. Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А. П. Чехова

Урок 45. Портрет героев в художественных произведениях разных жанров

Урок 46. Артур Конан Дойль и его герой

Урок 47. Новелла А. Конан Дойля «Пляшущие человечки»

Урок 48. Максим Горький. Легенда о Данко

Урок 49. Максим Горький. Сказка «Старый год». В. Брюсов. «Хвала Человеку»

Урок 50. Отражение духовных поисков человека ХХ века в лирике

Урок 51. Внеклассное чтение. Отражение духовных поисков человека ХХ века в лирике

Урок 52. Из истории сонета

Урок 53. В. В. Маяковский. Поэт-новатор

Урок 54. РР. Запомнившееся стихотворение

Урок 55. Литературные пародии В. В. Маяковского и М. Булгакова

Урок 56. К. Г. Паустовский. «Рождение рассказа»

Урок 57. М. А. Шолохов. Главы из романа «Они сражались за Родину»

Урок 58. Один день на войне (по произведению М. Шолохова «Они сражались за Родину»)

Урок 59. РР. Сочинение

Урок 60. Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок 61. Герои рассказа В. Распутина «Уроки французского»

Урок 62. РР. Творческая работа по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

Урок 63. Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Урок 64. Эссе как жанр литературы

Урок 65. Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади»

Урок 66. Водевиль как драматический жанр. Водевиль А. Вампилова «Несравненный Наконечников»

Урок 67. Водевиль А. Вампилова «Несравненный Наконечников»

Урок 68. Фантастический рассказ Роберта Шекли «Запах мысли»

Уроки 69–70. Резервные или итоговые уроки

Литература

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос