Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой

Есть на складе
60 руб.
-10%
54 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1903
Авторы-составители Амбушева Т. М. и др.
Издательство Учитель, 2007
Серия Для преподавателей
ISBN 978-5-7057-1163-5
Страниц 154
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705711635
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 6 (мм)
Вес 121 г
В данном пособии представлены поурочные планы по литературе, составленные в соответствии с учебником-хрестоматией: Т. Ф. Курдюмова. Литература. 5 класс. - М.: Дрофа, 2005.
Предназначено учителям литературы общеобразовательных учреждений, может быть полезно студентам педагогических учебных заведений, слушателям ИПК.

Подробное описание

Введение

Настоящее методическое пособие составлено на основе программы по литературе для образовательных учреждений
(5–11 классы) (новый образовательный стандарт) под редакцией
Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2005.

Сегодня большое значение уделяется развернутому планированию учебного материала на весь календарный год. Такой подход в подаче календарно-тематического планирования уроков обеспечивает наглядную картину по реализации требований к знаниям и умениям учащихся 5 класса, показывает полное выполнение минимума образования младшей возрастной категории детей.

Разработка календарно-тематического планирования охватывает весь учебный материал, предназначенный для 5 класса, наглядно показывает систему работы учителя по литературному образованию учащихся. Включает разделы программы и темы уроков в определенной последовательности и полно демонстрирует методику проведения учебных занятий, учитывая требования программы для общеобразовательных учреждений к знаниям и умениям учащихся 5 класса.

Учителю-словеснику необходимо помнить, что ученик
5 класса должен знать авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.).

Ученик 5 класса должен уметь: воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов; пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений; использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их; отличать стихи от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.); использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения; работать с доступным справочным материалом; видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению). (См. Программа для общеобразовательных учреждений. Новый образовательный стандарт. 5–11 классы / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2005. – с. 89.)

Новизна разработки в том, что она помогает, особенно начинающему учителю, видеть систему своей работы, а главное, результативность каждого урока с точки зрения требований к знаниям и умениям учащихся 5 класса.

Актуальность данного пособия заключается в том, что оно носит практический характер, отвечает современным требованиям к обучению детей и показывает процесс деятельности учителя-практика в системе.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе рассчитано на 2 академических часа в неделю.

Поурочные планы составлены также в соответствии с программой и учебником-хрестоматией по литературе для 5 класса под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и рассчитаны на оказание помощи начинающим учителям словесности.

В пособии предлагаются в основном комбинированные типы уроков, используются разные методы и приемы в подаче учебного материала, который направлен, прежде всего, на развитие всесторонне развитой личности, способной к самостоятельной творческой и сотворческой деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.

В предлагаемое пособие включены программа, календарно-тематическое планирование учебного материала, планы уроков литературы, которые помогут в планировании документации и в организации учебного процесса на уроках литературы.

Содержание

Введение    3

Тематическое планирование    5

Урок 1. Тема: Художественная литература – это искусство слова    30

Урок 2. Тема: развитие речи. Творческая работа «создай собственную памятку»    32

Урок 3. Тема: календарные мифы и календарные праздники    33

Урок 4. Тема: мифы о сотворении мира. Древнегреческие мифы    34

Урок 5. Тема: устное народное творчество как предмет изуче-ния. Былины.  «три поездки ильи муромца»    35

Уроки 6–7. Тема: сказка как популярный жанр народного творчества. «марья моревна»    36

Урок 8. Тема: сказки народов мира. «тысяча и одна ночь». («рассказ о первом путешествии синдбада-морехода».) при-чины путешествий и приключений синдбада    39

Урок 9. Тема: Развитие речи. творческая работа. сочинение-описание «моя любимая сказка»    40

Уроки 10–11. Тема: разнообразие малых жанров фольклора: пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка, потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки    41

Урок 12. Тема: кукольный театр русских ярмарок и гуляний. пьеса «озорник петрушка»    43

Урок 13. Тема: внеклассное чтение. «моя любимая сказка». (урок-конкурс)    45

Урок 14. Тема: русская классическая литература xix века. Поэтический образ родины. Героическое прошлое россии в русской классической литературе XIX века    46

Урок 15. Тема: великий русский баснописец иван андреевич крылов (1769–1844). басня как вид литературного произве-дения. «волы и ось», «свинья под дубом»    47

Урок 16. Тема: злободневность морали басен. «зеркало и обезьяна», «осел и мужик». Роль афоризма в басне    48

Урок 17. Тема: внеклассное чтение. Урок-конкурс инсцени-рования басни    50

Урок 18. Тема: саша черный. «люся и дедушка крылов». василий андреевич жуковский. «лесной царь», «спящая царевна». рок-беседа)    52

Уроки 19–20. Тема: «у лукоморья дуб зеленый…» как начало поэмы а. с. пушкина «руслан и людмила»    54

Урок 21. Тема: добрые и злые силы в поэме а. с. пушкина «руслан и людмила». победа добра над злом    57

Урок 22. Тема: как создаются стихи    59

Урок 23. Тема: родная природа в лирике а. с. пушкина. стихотворения «зимний вечер», «зимняя дорога», «няне», «бесы»    61

Урок 24. Тема: внеклассное чтение. Антоний погорельский. «черная курица, или подземные жители»     64

Урок 25. Тема: стихотворения м. Ю. Лермонтова «парус», «из гете», «и вижу я себя ребенком…», «листок». отно шение поэта к окружающему миру    67

Уроки 26–27. Тема: н. в. гоголь. «пропавшая грамота»     68

Урок 28. Тема: внеклассное чтение. Повести н. В. Гоголя  «вечера на хуторе близ диканьки»    69

Урок 29. Тема: рассказ и. с. тургенева «муму». сюжет и герои рассказа     70

Урок 30. Тема: богатырский облик и нравственная (красота) чистота герасима  в рассказе и. С. Тургенева «муму»     72

Урок 31. Тема: герасим и муму. нравственное превосходство герасима над барыней     74

Уроки 3233. Тема: развитие речи. Сочинение на лите-ратурную тему. Как писать сочинение?    77

Урок 34. Тема: развитие речи. анализ сочинений. работа над ошибками     80

Урок 35. Тема: внеклассное чтение. и. с. тургенев. «запис-ки охотника» – цикл рассказов. любовь писателя к родине и природе     81

Урок 36. Тема: образ родины в стихах русских поэтов
xix века. Автор и его отношение к природе    82

Урок 37. Тема: мое любимое стихотворение, олице-творяющее поэтический образ родины. (урок-концерт)    84

Урок 38. Тема: стихотворение м. ю. лермонтова о войне 1812 года «бородино». тема патриотизма русского солдата в отечественной войне 1812 года    86

Урок 39. Тема: образ старого солдата в стихотворении
м. ю. лермонтова «бородино». рассказ-монолог о знаменитой битве     89

Урок 40. Тема: Л. Н. толстой. «петя ростов». (отрывок из романа «война и мир»)    90

Урок 41. Тема: петя ростов в партизанском отряде. петя в разведке. его первый бой и смерть    91

Урок 42. Тема: м. а. булгаков (1791–1940). «петя ростов». (фрагмент из инсценировки романа  Л. Н. Толстого «Война и мир»)    95

Урок 43. Тема: богатство литературы хх века. связь поэзии
И. А. бунина с традициями русской классической литературы. Память об А. С. Пушкине в литературе ХХ века    97

Урок 44. Тема: константин георгиевич паустовский. «рождение сказки». «теплый хлеб» – сказка о труде и взаимной выручке    99

Урок 45. Тема: х.-к. андерсен. сказка «снежная королева»    101

Уроки 46–47. Тема: роль сказок в решении нравственных проблем    104

Урок 48. Тема: иван сергеевич шмелев (1873–1950). «как я встречался с чеховым. за карасями»    106

Урок 49. Тема: А. и. куприн (1870–1938). очерк «мой
полет»    110

Урок 50. Тема: евгений иванович замятин (1884–1937). рассказ «огненное «а»    112

Урок 51. Тема: развитие речи. разноцветный мир в восприятии и. с. шмелева. (И. с. Шмелев «Лето Господне». «Мартовская капель» и картина Б. М. Кустодиева «Масленица». Восприятие художниками народного праздника)    113

Урок 52. Тема: поэтический образ родины. красота природы в стихах и прозе.    119

Урок 53. Тема: мир братьев наших меньших. с. а. есенин «песнь о собаке», в. в. маяковский «хорошее отношение к лошадям»     121

Урок 54. Тема: развитие речи. «край ты мой, родимый край…» (урок-концерт)    122

Урок 55. Тема: героическое прошлое россии. Алексей иванович фатьянов «соловьи», александр трифонович твардовский «я убит подо ржевом», анна андреевна Ахматова «мужество», расул гамзатович гамзатов «журавли»     123

Урок 56. Тема: эта память верьте, люди, всей земле нужна… (урок-концерт)    124

Урок 57. Тема: виктор петрович астафьев. рассказ «васюткино озеро». охотничий азарт мальчика и его последствия в рассказе    125

Урок 58. Тема: васютка и его путешествие по тайге. радость спасения. смысл названия рассказа «васюткино озеро»     128

Урок 59. Тема: туве янссон. «последний в мире дракон»     130

Урок 60. Тема: мир сказочных героев: муми-тролли, хемули, снусмумрики. Утверждение права современной литературы на сказку     131

Урок 61. Тема: путешествия и приключения на страницах книг. даниэль дефо. «робинзон крузо»     133

Урок 62. Тема: образ главного героя робинзона, его му-жество, стойкость, трудолюбие, оптимизм     136

Урок 63. Тема: рудольф эрих распе. «приключения барона мюнхгаузена»     138

Урок 64. Тема: барон мюнхгаузен и придуманные им истории     139

Урок 65. Тема: марк твен (1835–1910). автобиографическая повесть «приключения тома соейера»     140

Урок 66. Тема: том и гек в повести. дружба мальчиков и их приключения     142

Уроки 67–68. Тема: астрид линдгрен (1907–2002). совре-менный детектив «приключения калле блюмквиста»     144

Урок 69. Тема: николай степанович гумилев (1886–1921). «орел синдбада». болеслав лесьмян (1877–1937). «новые приключения синдбада-морехода»     145

Урок 70. Тема: читайте летом! марина ивановна цветаева «книги в красном переплете». обзор книг для самостоятельного  летнего чтения     147

Литература     149

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос