Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков

Снято с продажи
Код 1273з
Авторы-составители Карягина Н. Н., Перепилицина Е. Н.
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 978-5-7057-1981-5
Страниц 123
УДК 372.22
Штрихкод 9785705719815
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Вес 82 г
Одной из самых актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся начальной школы. В данном пособии отражена система методов и приемов обучения, представлены конспекты уроков, дан ряд упражнений, направленных на формирование и развитие орфографической грамотности. Все эти материалы могут быть использованы при планировании и проведении уроков обучения грамоте и уроков русского языка в начальной школе.
Пособие адресовано методистам, учителям начальных классов ОУ, а также будет полезно студентам педагогических учебных заведений и слушателям ИПК.

Подробное описание

введение

Если в мире есть вещи, достойные названия «Чудо», то сло-во, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

Л. Успенский

Как интересно – проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать, изучать его по кирпичикам, рассматривать в разных ракурсах и аспектах, ощущать в нем тепло и таинственный блеск.

Как тут не вспомнить слова Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи».

Мы так привыкли к словам – читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поём… Язык нам нужен, как воздух. Поэтому одной из самых актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся начальной школы. Ибо здесь, в начальной школе, закладываются основы грамотности, здесь впервые сталкиваются с понятиями «правильность речи», «литературная языковая норма». От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и реальная грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.

Сегодняшний и завтрашний человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами национального языка, культурой национальной речи.

Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию утвердилось направление, учитывающее
в первую очередь языковую природу орфографических единиц, опирающееся на принципы орфографии и на типы орфограмм.

В центр обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Такой метод логичен, он требует очень точного знания и самих правил, и грамматических условий их применения.

Однако методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правило, но и на всю систему языкового развития и на развитие орфографических навыков.

Грамотное письмо, как показал многолетний опыт, не может быть усвоено вне системы языковых знаний и умений. Механический путь обучения правописанию может дать видимость успеха лишь по отдельным видам орфографии. Поэтому обучающему детей основам орфографии необходимо знать, во-первых, природу русской орфографии как предмета обучения и, во-вторых, основные пути и способы усвоения орфографии учащимися. И то, и другое – это объективные явления, не зависящие от случайных обстоятельств. Закономерности действуют и в орфографической системе русского языка, и в процессе ее усвоения каждым учеником. Зная эти закономерности, природу орфографии, пути и способы овладения ею, учитель сможет сознательно руководить формированием соответствующих знаний
и навыков у обучающихся.

Содержание

Введение    3

Н. Н. Карягина

Развитие орфографической зоркости младших школьников    5

Приемы знакомства первоклассников  с опознавательными знаками орфограмм    7

Этапы работы по развитию  орфографической зоркости    14

Работа над орфографическим правилом    21

Условия формирования орфографической зоркости    26

Изучение безударных гласных    33

1 класс (I этап)    33

2–3 классы (II этап)    36

Конспекты уроков    39

Тема: Однокоренные слова    39

Тема: Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их бук-вами    42

Тема: Образование сложных слов    44

Тема: Непроизносимые согласные  в корне слова    48

Тема: Правописание слов с разделительным ь    54

Тема: Род имен существительных    58

Тема: Правописание падежных окончаний существительных 1-го и 2-го склонения    63

Тема: Образование имен прилагательных     68

Тема: Склонение прилагательных женского рода с твердой ос-новой    73

Тема: Обобщение знаний об именах прилагательных и их роли
в речи    77

Тема: Глагол (урок-деловая игра «Заседание редакционного со-вета»)    85

Е. Н. Перепелицина

Методические приемы обучения речевой  и орфографической грамотности    91

Фрагменты уроков    118

Тема: Общее понятие о словах,  отвечающих на вопросы кто?
и что?    118

Тема: Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных    119

Литература    121

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос