Русский язык. 1-4 классы: занимательные материалы, задания, упражнения

Снято с продажи
Код 1273г
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь преподавателю начальной школы
ISBN 978-5-7057-1748-4
Страниц 106
УДК 372.22
Штрихкод 9785705717484
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 74 г
Принцип занимательности, широко используемый в начальной школе, способствует повышению у учащихся интереса к знаниям. Предлагаемые в пособии творческие задания и упражнения, содержащие игровые моменты, создают условия для активного усвоения языкового материала, вызывают положительные эмоции, тем самым включают учащихся в интенсивную и результативную деятельность.
Пособие адресовано учителям начальных классов, может быть полезно родителям для домашних занятий с детьми.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных принципов преподавания в начальной школе, наряду с научным и эстетически-эмоциональным познанием языка, является принцип занимательности, способствующий повышению у учащихся интереса к получению знаний. Учитывая это, языковые явления в предлагаемых материалах рассматриваются на поэтических и прозаических текстах. Созданию занимательности способствует и использование игр, главное назначение которых при этом не развлечение, а способ достижения поставленной учебной цели.

Задания, построенные на таких текстах и содержащие игровые моменты, вызывая интерес младших школьников, создают условия для активного усвоения языкового материала, вызывают положительные эмоции, тем самым включают учащихся
в интенсивную и результативную деятельность.

Данное пособие, вместе с упражнениями, творческими, игровыми заданиями, включает информацию из таких разделов языка, как текст, фонетика, графика, орфография, лексикология.

При изучении темы «Текст» учащиеся получают сведения
о стилистической дифференциации текстов (научных, художественных, деловых), о классификации текстов в зависимости от форм речи (монологической, диалогической), знакомятся с понятием темы текста.

Раздел «Звуки и буквы» включает информацию о гласных
и согласных звуках, о классификации согласных по твёрдости – мягкости, глухости – звонкости, об условиях, которые способствуют изменению согласных звуков, о слоге как фонетической единице, о звукописи, ударении, алфавите.

В разделе «Орфография» рассматриваются правила написания двойных согласных, безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце и в середине слова, непроизносимых согласных, непроверяемых гласных, а также правила переноса слов.

Изучая тему «Слово», учащиеся знакомятся с понятиями значения слова, однозначности и многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, фразеологии, этимологии, тематической группы и со способами семантизации слова. Предъявление уже в начальной школе такого широкого круга лексических понятий способствует не только расширению и активизации словарного запаса младших школьников, но и повышению их интереса
к русскому языку.

Тексты для наблюдений над языковым материалом включают произведения лучших поэтов разных времён, среди которых А. С. Пушкин, Е. Баратынский, Н. Рыленков, С. Есенин, Н. Заболоцкий, В. Инбер, Н. Кончаловская, Н. Матвеева. Широко представлена поэзия, ориентированная на детей. Это стихи
А. Барто, Е. Благининой, С. Маршака, С. Михалкова, Э. Мошковской, Н. Найдёновой, М. Пляцковского, В. Суслова, К. Чуковского и других. Среди них особое место занимают «лингвистические» стихотворения Я. Козловского и А. Шибаева. Они помогают донести в доступной для младшего школьника форме важные научные сведения о языке. Той же цели служат сказки, загадки, пословицы, поговорки.

Использованные в пособии учебно-научные тексты, составляющие содержание разных учебных дисциплин, способствуют акцентированию внимания на стилистических отличиях их от художественных и деловых текстов, для формирования умений дифференцировать средства языка в зависимости от ситуации
в процессе продуцирования собственных высказываний.

Задания пособия направлены на формирование понятия о тексте, умение дифференцировать тексты разной стилистической принадлежности и форм речи, определять тему текста и его структуру.

Особое место занимают упражнения, показывающие смыслоразличительную роль фонем: твёрдых и мягких, звонких
и глухих согласных. Проводится наблюдение над произношением некоторых звуков, выделение отдельных звуков из потока речи, демонстрация искажения слова при неверно названном звуке, различие между гласными и согласными, твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими. Ряд заданий направлен на выделение звука [й’] не только в словах, где он обозначен буквой Й, но и
в позициях между гласными, в начале слова, после Ь и Ъ.

Целям расширения и обогащения словаря младших школьников служат задания по освоению лексики. При выполнении их учащиеся на конкретном языковом материале наблюдают, как происходит перенос значения слова; осмысливают явления омонимии, способность различных слов выражать одну и ту же мысль; постигают особенности использования в речи анто-нимов, а также этимологию слов, которые часто используют
в речи, и др.

Предлагаемые в пособии упражнения направлены на развитие активности, самостоятельности младших школьников и могут быть дополнительными к заданиям учебников и другим дидактическим материалам. Они могут использоваться как для самостоятельной работы, домашних занятий с родителями, родителей с детьми, так и в классе под руководством учителя, который, в зависимости от конкретных условий, может их варьировать.

Содержание

Введение    3

Текст    6

Научный текст    6

Учебный текст    6

Художественный текст    7

Деловой текст    9

Диалогические и монологические тексты    16

Звуки и буквы    18

Гласные звуки    18

Согласные звуки    20

Мягкие и твёрдые согласные звуки    22

Звук [Й’]    25

Глухие и звонкие согласные звуки    28

Изменение согласных звуков    30

Звукопись    32

Изменение слова при замене звука (буквы)    39

Слог    43

Ударение    44

Алфавит    48

Орфография    57

Двойные согласные    57

Сочетание шипящих согласных с гласными (жи–ши, ча–ща,
чу–щу)    58

Безударные гласные    62

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова    67

Перенос слова    69

Слово    69

Значение слова    70

«Биография» слов (этимология)    73

Однозначные и многозначные слова    90

Слова-близнецы (омонимы)    95

Слова-друзья (синонимы)    100

Слова-антонимы    101

Фразеологизмы    102

Литература    104

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос