Спутник классного руководителя. 5-7 классы

Есть на складе
72 руб.
-10%
64,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1267
Авторы-составители Билык Н. И.
Издательство Учитель, 2007
Серия В помощь классному руководителю
ISBN 5-7057-0871-8
Страниц 139
Штрихкод 9785705708710
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 6 (мм)
Вес 105 г
В предлагаемом пособии систематизирован опыт работы классных руководителей с учетом возрастных и психологических особенностей школьников 5-7 классов.
Материалы пособия отражают специфику воспитательной работы по основным направлениям: здоровье, нравственность, интеллект, досуг, семья.
Представленные разработки мероприятий, классных часов помогут в планировании внеучебной деятельности школьников, проведении родительских собраний.
Предназначено классным руководителям, школьным психологам в средней школе.

Подробное описание

Введение

Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим.

Демокрит


С рождением ребенка еще не рождается личность. Психологи и педагоги доказали, что личность человека формируется только в человеческом окружении. Природные задатки новорожденного человека являются некоторой предрасположенностью ребенка к усвоению им культурных достижений, созданных человеком на Земле. Требуются большие усилия взрослых и самого ребенка, чтобы войти в контекст современной культуры.

Что мы понимаем под «культурой»? В переводе с латинского, данное понятие обозначает всяческое «возделывание», «обрабатывание». Дикий виноград, обработанный и возделанный на протяжении многих столетий существования человека, называется культурным; поведение ребенка, чьи природные инстинкты возделываются и обрабатываются родителями или воспитателями, приобретает черты культурного поведения. Понятно, что на «обрабатывание» затрачиваются физические и духовные силы на протяжении длительного периода времени: на окультуривание растения уходит от 2х  до 10 лет; высокой культурой поведения можно овладеть лишь к юности, когда возделана «привычка ориентации на» другого человека. Малыш же и подросток постоянно будут в силу своих возрастных особенностей отступать от общепринятых норм. За очень короткий период детства и отрочества дети должны успеть освоить многовековой опыт. Разумеется, такое вхождение в культуру не может быть совершено без помощи педагогов. Издревле общество понимало это и заботилось о выделении группы людей, которые специально занимались формированием в ребенке человека, соответствующего данной культуре общества.

Многочисленные исследования доказали, что без усвоения человеческого опыта, без общения с себе подобными не будет развитых собственно человеческих чувств, не разовьется у человека способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется личность.

В школах все больше появляется детей, которых принято называть проблемными. К кому обращаются дети со своими радостями и бедами? Если мы говорим о воспитании, то речь, в первую очередь, идет о педагоге, классном руководителе. Именно эти люди помогают разрешать конфликты с родителями и педагогами, им доверяются и ждут поддержки. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. Это человек, сочетающий в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, относящийся к работе неформально и ответственно.

То, что учителя должны знать своих учащихся, не вызывает сомнения. Однако у многих из них возникает естественный вопрос: а столь уж необходимо для этого знание психологии? Тут мнения педагогов разделяются.

Одни твердо убеждены, что в конкретной школьной практике психология учителю не нужна, что если у него есть способности, педагогическая искорка, то он работает хорошо и все у него получается, дети его любят. Если же этих задатков нет, то никакие знания, никакая психология тут не поможет.

Другие учителя считают, что они и так неплохо знают психологию. Может быть, не очень сильны в теории, но хороши в практике. Они понимают, «чувствуют» детей, «видят их насквозь», то есть главное, с их точки зрения, не теория, а большой педагогический опыт, психологическая интуиция.

Наконец, третьи согласны с тем, что психология – серьезная наука, дающая большой практический эффект, но она не для школы и учителя, так как ее методы слишком громоздки, сложны, требуют специальных, искусственных условий, а для проведения психологических замеров нужны профессиональные специальные умения, которыми школьный учитель не располагает. Такими исследованиями должны заниматься специалисты-психологи, которые на основании своих экспериментов должны давать учителю конкретные рекомендации относительно отдельных учащихся, классных коллективов и организации учебно-воспитательного процесса в целом.

Утверждения учителей звучат убедительно. Хороший учитель действительно психолог. Но освобождает ли это его от знания теории. Нет.

Обычно учителя, заявляющие, что они «видят каждого ученика насквозь», в действительности выделяют отдельные, наиболее бросающиеся в глаза характеристики его деятельности и по ним оценивают школьника.

Нельзя согласиться с третьим мнением, согласно которому изучение личности дело специалистов по психологии. Ведь какой бы квалифицированной ни была консультация, она, во-первых, не сможет охватить всего круга вопросов, требующего психологического анализа, во-вторых, будет иметь характер лишь своего рода общих советов, тогда как учителю приходится обращаться к психологическим знаниям постоянно, при решении любых, даже самых мелких, педагогических проблем.

Итак, без знания психологии, без применения конкретных знаний не может быть эффективной деятельности учителя. Работа классного руководителя многогранна. Какие же направления в работе классного руководителя должны стать главными? Какие являются наиболее эффективными? Данное пособие и предлагает варианты деятельности классного руководителя в 5–7 классах с учетом особенностей детей данного возраста.

Содержание

Введение    3

Особенности работы классного руководителя в 5–7 классах    5

Приоритетные направления в работе классного руководителя    6

Методы изучения классного коллектива    13

Направление «Здоровье»    15

Физическое развитие школьников    15

Методика «Равновесие»    16

Методика «Тревожность и депрессия»    17

Направление «Взаимодействие»    21

Социометрия    21

Какой у нас коллектив?    22

Что важнее?    25

А у нас    26

Направление «Нравственность»     29

Закончи предложение    29

Справедливость    30

Что такое счастье?    31

Патриотизм и как я его понимаю    33

Направление «Интеллект»    34

Сравнение    34

Анаграммы    35

Переводчики    35

Исключение    36

Скорость протекания мышления    37

Направление «Досуг»    37

Эстетическая наклонность    37

Памятник литературному герою    41

Эмоциональная направленность    44

Направление «Семья»    45

Родительский совет    45

Г. Н. Козлова. Особенности работы классного руководителя в
5 классе    48

Мониторинг адаптации пятиклассников в средней школе.
Встреча (методика получения обратной связи)    52

Разработки мероприятий    58

М. Е. Козина. Родительское собрание на тему: «Роль родите-
лей в нравственном воспитании своих детей»    58

М. Е. Козина. Общение – это искусство (классный час)    61

Лето! Ах, лето! (классный час в начале учебного года)     65

М. Е. Кривоплясова. День знаний (классный час в начале учебн-
ого года)    73

М. А. Иченская. Праздник «Осень золотая»    77

Классный час «День птиц» (для учащихся 5 класса)     81

День учителя (классный час)    87

Праздник наших мам (классный вечер родителей и учащихся)    94

Н. А. Касаткина. Готовимся пойти в театр, музей, на выставку, танцевальный вечер, день рождения    99

Н. И. Еременко. Беседа на тему «Театр в нашей жизни»    104

Классный час «Здоровый образ жизни»    107

Последний звонок    110

Классный час «Книга – наш друг»    115

Рождественские посиделки    118

Беседа «Проявляй милосердие»    122

Приложения    125

Приложение 1. Схема-характеристика классного коллектива    125

Приложение 2. Стадии коллективного творческого дела (по методике И. П. Иванова)    126

Приложение 3. Адаптационные упражнения со школьниками «Твоя школа такая, какой ты ее видишь»    128

Приложение 4. Матрица выбора для проведения методики «Социометрия»    135

Приложение 5    136

Литература    137

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос