Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование

Есть на складе
125 руб.
-10%
112,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1266
Авторы-составители Попова Г. П., Размерова Г. А., Ремчукова И. Б.
Издательство Учитель, 2014
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-2417-8, 978-5-7057-3540-2
Страниц 124
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705724178, 9785705735402
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 95 г
Мониторинг качества образования берет за основу плановые показатели эффективности учебного процесса, результаты регулярного учета и контроля, которые в дальнейшем необходимы для его оперативной оптимизации. Мониторинг качества образования необходим для руководящего состава школы, так как полностью отображает качество и эффективность системы администрирования, положительные и негативные аспекты существующих подходов к управлению. Грамотное использование полученных данных поднимает управление образовательным учреждением на качественно новый уровень.
Методическое пособие "Мониторинг качества образования: принципы, анализ, планирование" содержит системные рекомендации и образцы процесса мониторинга в общеобразовательных учреждениях. Пособие разработано в помощь преподавателям и предоставляет практические рекомендации по корректировке учебного процесса.

Подробное описание

Введение

Эффективное управление любым сложным, динамическим объектом и прогнозирование его изменений возможно только на основе непрерывного потока информации о его состоянии и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовании, для действительного управления ими, а не спонтанной борьбы с неожиданными фантомами, необходимо непрерывное слежение за состоянием системы, то есть мониторинг.

История возникновения термина «мониторинг».

Во второй половине ХХ века в почвоведении процесс постоянного наблюдения за состоянием плодородного слоя земли стал называться специальным термином – мониторинг (англ. «следить», «вести наблюдение»). Термин понравился научному сообществу и стал распространяться на другие области науки и практической деятельности.

Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. (А. Н. Майоров. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование – культура, 1998. С. 344).

В данном определении можно выделить 3 ключевых аспекта.

Объектом мониторинга является образовательный процесс. Информация, собранная в ходе мониторинга, должна обеспечивать учителя или руководителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения или управления.

Инструментарий: традиционный – тетрадь, ручка; современный – компьютер.

Виды мониторинга в образовании:

Ш педагогический;

Ш социологический;

Ш психологический;

Ш медицинский;

Ш экономический;

Ш демографический.

Можно сказать, что мониторинг учебных достижений обучающихся ведет каждый учитель и отражает результаты его в виде текущих и итоговых отметок в журнале. Каждому уроку предшествует анализ результатов предыдущего урока. Каждая контрольная начинается анализом последней контрольной и завершается анализом полученных результатов.

Зачем осложнять жизнь учителю и придумывать «еще какой-то мониторинг»?

Недостатки существующей системы оценивания:

Ш процедура оценивания носит субъективный характер;

Ш процедура оценивания носит констатирующий характер;

Ш результаты обучающихся фиксируют эпизодически;

Ш полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения;

Ш причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта;

Ш и т. д.

Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса.

Для проведения мониторинга важно знать:

– что ты собираешься отслеживать;

– какие возможные результаты предполагаешь получить;

– как ты можешь выявить эти результаты;

– каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.

Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:

Ш минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);

Ш общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);

Ш продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанных явными и латентными ассоциативными связями).

Информация, которую должна предоставлять пользователю система мониторинга, обязана отвечать ряду требований:

1. Системность и структурированность в соответствии с целевыми установками.

2. Объективность (результаты должны отражать реальное состояние дел, личностный фактор должен быть минимизирован).

3. Информация должна поступать в форме, доступной для восприятия, переработки и понимания учителем, который будет использовать ее для проектирования в дальнейшей работе.

4. Валидность (средства диагностики должны охватывать главные аспекты изучаемого явления и позволять выносить однозначные суждения именно о том параметре, который исследовался, наблюдался).

5. Оперативность и достаточность информации.

Для эффективного управления школой необходимо знать, что является критериями ее успешности, и отслеживать динамику по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческий стиль.

Эффективность работы учителя может определяться на основе рейтинговых карт, анализ которых позволяет говорить о динамике и продуктивности работы учителя и кафедры, на которой он трудится.

При организации мониторинга учебных достижений школьников необходимо:

– на уровне всех кафедр договориться, что отслеживается и предполагается увидеть в возрастной параллели и у каждого ученика;

– на кафедре и предметном объединении обсудить, что отслеживается на уровне параллели и каждого ученика;

– каждому учителю указать при составлении проверочной (сигнальной) работы, что он хотел бы на пролонгированном уровне отследить.

Умение каждого учителя работать с технологиями мониторинга формируется при составлении мониторинговых заданий, которые просматриваются и анализируются на кафедрах совместно с мониторинговым центром.

Алгоритм работы: учитель – ученик – результат – результаты класса – анализ учителя – результаты по предмету в контексте общей проверки знаний – анализ работы учителя по разным параметрам – оказание методической помощи учителю – коррекция учебного процесса.


Страница журнала

Фамилия

ученика

Число

Тема урока

Что задано

Иванов

5

2

4


4


с. 2–4

Петров

4

3

2

5



с. 5–9

Сидоров

3

2


4

4


с. 10–15

Тимофеев

2

3

3




с. 20–25

Симонов

2

2

2

3

3


с. 31–40

Сопоставления данных мониторинга с запланированными показателями даст нам возможность увидеть, насколько верны наши управленческие решения, поможет скорректировать, пересмотреть методы, способы, действия, или же утвердиться в их правильности.

Эффективность педагогического мониторинга и технология его реализации определяются степенью использования новых информационных технологий и информационной культуры участников образовательного процесса.

Говорим ли мы о необходимости «научить», «воспитать», «при-вить», все равно приходим к одному и тому же – это можно выполнять только имея высококвалифицированных педагогов. Без их наличия решить эту задачу невозможно. Потому мы – руководители школы должны уметь давать характеристику каждому члену педагогического коллектива, качеству преподавания и организации процесса обучения, организации воспитательной работы, посещаемости.

Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял собой определенную систему деятельности, его надо организовать, учитывая при этом ряд требований, которым должна удовлетворять информация: полнота, достоверность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга.

Сопоставления данных мониторинга с запланированными показателями, даст нам возможность увидеть, насколько верны наши управленческие решения, поможет скорректировать, пересмотреть методы, способы, действия, или же утвердиться в их правильности. Поэтому как руководитель считаю для себя важным сделать мониторинг приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса.

Объект исследования: процесс мониторинговых процедур учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования: механизмы осуществления мониторинговых процедур образовательного процесса.

Цель исследования: разработать программу «Управление качеством знаний» в результате изучения научно-теоретических и практических основ мониторинга качества образования.

Гипотеза: система диагностических и мониторинговых процедур учебно-воспитательного процесса будет результативна при выполнении следующих условий:

1. Субъекты образовательного процесса мотивированы на осуществление мониторинговых исследований в соответствии с предлагаемыми принципами.

2. Если разработана четкая программа организационных мер по осуществлению мониторинговых исследований и сформирован пакет, содержащий методические и инструктивные материалы.

3. Если результаты мониторинговых исследований прозрачны, то есть на каждом этапе доводятся до сведения субъекта.

4. Если администрацией школы создана система целенаправленного сбора информации для выявления эффективности управления качеством учебно-воспитательного процесса с максимальной степенью участия всех субъектов образовательного процесса.

Задачи исследования:

• изучить научно-теоретические основы мониторинга образовательного процесса;

• проанализировать эффективность мониторинговых процедур по оценке качества знаний учащихся;

• разработать адаптированную к условиям функционирования школы и выявленным проблемам программу управления качеством знаний.

Методы исследования:

• системный и концептуальный анализ литературы по проблемам исследования;

• анализ и оценка мониторинговых исследований в учебном заведении;

разработка оптимальной программы «Управления качеством знаний», адаптированной к условиям функционирования данного учебного заведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………

3

Мониторинг качества образования……………………………….

8

  Образовательный мониторинг, цели и задачи мониторинга….

8

  Типы и алгоритм проведения мониторинга……………………

11

  Методика педагогического мониторинга………………………

14

  Мониторинг профессионального мастерства педагогов………

19

Мониторинг качества управления………………………………..

22

Мониторинг как способ управления качеством обучения………

25

  Контроль качества обучения…………………………………….

25

Модель мониторинговых исследований образовательного процесса………………………………………………………………...


27

Дифференцированный контроль знаний, умений и навыков школьников при обучении математике…………………………..


40

Приложения………………………………………………………...

50

  Анкета признаков проявления коллективизма………………...

50

  Анкета признаков проявления трудолюбия……………………

51

  Анкета признаков проявления скромности…………………….

52

  Методические материалы по осуществлению мониторинга

  определения ценностной ориентации личности……………….


53

  Осуществление мониторинговых исследований по изучению

  познавательных процессов и уровня умственного развития…


57

Положение о внутришкольном мониторинге (Вариант 1-й)……

67

Положение о внутришкольном мониторинге (Вариант 2-й)……

69

Положение о мониторинге на муниципальном уровне………….

72

Изучение отношения учащихся к учебным предметам…………

76

Положение о «Центре мониторинга»……………………………

79

Дополнительный диагностический материал……………………

83

Литература………………………………………………………….

121

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос