Профориентация старшеклассников. Сборник учебно-методических материалов

Снято с продажи
Код 1253
Авторы-составители Черникова Т. В.
Издательство Учитель, 2007
Серия В помощь администрации школы
ISBN 5-7057-0696-0
Страниц 120
Штрихкод 9785705706969
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Вес 83 г
Предлагаются диагностические и учебно-методические материалы для разработчиков курсов по выбору в системе предпрофильного и профильного обучения. В соответствии с авторской идеей об уровнях профориентационной работы диагностические материалы распределены по четырем разделам. Приведены примеры их компоновки в программы элективных курсов.
Предназначено в помощь педагогам, психологам, заместителям директоров по воспитательной работе и руководителям образовательных учреждений с профильным обучением.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.

Конфуций


Вводимая в школах система профильного обучения поставила перед педагогами и руководителями образования задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением. Успешное ее решение позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение дают возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника в период перехода из ученичества во взрослость.

Переход школ страны на профильное обучение связан с интенсивным повышением квалификации учителей, с пересмотром опыта профориентационной работы и ее обновлением. Следует сразу отметить, что прежние достижения в профессиональной ориентации школьников могут быть успешно перенесены в практику профильного обучения при создании и реализации курсов по выбору.

Какие же это достижения?

Во-первых, профильное обучение, как в недавнем прошлом школьная профориентация, содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии.

Во-вторых, профильное обучение, откликаясь на потребности и склонности учащихся, корректирует направленность их интересов, ориентирует молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения.

В-третьих, профильное обучение стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда с учетом изменения спроса на специалистов различного профиля и прогноза их конкуренции за рабочие места.

В-четвертых, профильное обучение, как и профессиональная ориентация, является экономически выгодным вложением государственных финансовых средств в образование и профессиональную квалификацию граждан.

Таким образом, предпрофильное и профильное обучение в старших классах представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающей профессиональную индивидуализацию их образования. В связи с этим повышается ответственность школьных преподавателей за качество предметного обучения и его эффективность. Обязанностью учителей становится создание в рамках допрофессиональной подготовки и профильного предметного обучения условий для максимального раскрытия интересов и склонностей учащихся, прогнозирования успешной реализации послешкольных жизненных планов выпускников.

Модель профильного обучения основывается на сочетании базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов. Что касается первых двух из названных, то опыт современного школьного образования позволяет успешно их использовать при составлении новых учебных планов школ.

Особую трудность на этапе внедрения профильного обучения представляет разработка элективных курсов. Они призваны выполнять две важнейшие функции.

Первая состоит в том, чтобы поддерживать содержательное изучение основных предметов на заданном профилем высоком уровне, углублять и усиливать прикладной аспект школьных знаний.

Вторая функция элективных курсов носит ярко выраженную профориентационную направленность. На этом, например, построена почти вся система предпрофильной подготовки школьников.

Элективные курсы профориентационной направленности представляют для педагогов серьезную трудность. К сожалению, многие методические разработки по профессиональной ориентации школьников сильно устарели. Другие нуждаются в корректировке исходных положений и принципов разработки технологий. Третьи носят явно выраженный развлекательный характер.

В то же самое время элективные курсы профориентационного плана наиболее востребованы в современной школе, так как благодаря им будут разрешены такие непростые образовательные задачи, как:

• получение непротиворечивых данных о склонностях и возможностях школьников и разделение их по профилям обучения;

• обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов;

• дополнительная поддержка некоторых групп учащихся (проблемы трудоустройства инвалидов, выбор девушками деловой карьеры, освоение юношами спортивных классов основ охранной деятельности, преодоление тревожными школьниками ситуаций конкуренции на экзамене или при поступлении на работу и др.);

выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями и общественностью микрорайона, города, региона.

Совершенно понятно, что учебные занятия профориентационных курсов профильной подготовки чрезвычайно многообразны по методам их проведения. Однако ведущая идея, лежащая в основе любого такого курса, состоит в том, что мы рассматриваем учебное занятие любого содержания как групповую консультацию. Это означает, что главной характеристикой занятия является его рекомендательный, совещательный характер. Обсуждение учебных материалов строится на принципах добровольности и допустимой для каждого из участников степени откровенности. Вопросы для обсуждения исходят от учащихся, и они отвечают актуальным проблемам их возраста и статуса.

Важно, чтобы профориентационная составляющая присутствовала также и в элективных курсах по профильным предметам. Тем самым будут созданы условия для применения знаний по предмету для решения вопросов профессионального и жизненного самоопределения выпускников.

Учитывая потребность педагогических кадров в учебно-методическом обеспечении профильного обучения, мы подготовили и представили материалы, которые могут применять на своих занятиях школьные учителя, психологи, педагоги дополнительного образования. В основном это широко применяемые психодиагностические методики. Многие из них модифицированы нами для удобства применения в условиях школы.

Мы разделили диагностические материалы на четыре группы. Основанием для разделения послужила авторская концепция о четырех уровнях сложности профориентационной работы. Эти уровни различаются по характеру трех  составляющих:

1. Тип профориентационного запроса, идущего от школьников (в познании себя и мира профессий, в эмоциональной поддержке).

2. Уровень профессиональной компетентности специалиста, ведущего элективный курс (педагог, педагог-психолог, педагог-психолог с опытом консультативной работы, педагог-психолог с опытом тренинговой работы).

3. Опыт совместной работы учащихся с преподавателем элективного курса и готовности обеих сторон этот опыт развивать (учебные занятия информационного, эмоционального, поведенческого, интегративного типов).

Для первого уровня сложности работы преподавателя элективного курса учебно-методические материалы представлены в виде методик исследования типичных интересов и склонностей старшеклассников. Профориентационная работа в системе элективных курсов этого уровня носит в большей степени информационно-диагностический и просветительский характер.

Для второго уровня сложности работы предлагаются тестовые методики, затрагивающие эмоциональную сферу личности старшеклассников. Выбор профиля обучения и возможной сферы профессиональной деятельности связан с актуальными потребностями, мотивами, самооценкой, приоритетом ценностей, типом принятия волевого решения.

Для третьего уровня сложности учебных занятий привлекаются материалы, помогающие предсказать возможное социальное поведение старшеклассников на основе изучения их темперамента, характера, коммуникативных установок, лидерских проявлений, реализации веры в свои силы.

Для четвертого уровня сложности учебных занятий самыми подходящими являются диагностические задания на выявление творческого и самоактуализационного потенциала личности.

Разработчики элективных курсов найдут в предлагаемом издании материалы и рекомендации, которые помогут им:

– применять предложенные методики на отдельных занятиях для исследования у школьников интересов, склонностей, мотивов выбора профиля обучения и т. д.;

– компоновать материалы для создания собственных курсов или для разработки отдельных заданий по аналогии с предлагаемыми.

Изложенные в издании материалы многократно апробированы составителем в работе со старшеклассниками г. Волгограда и Волгоградской области на базе школ, гимназий и центра социальной адаптации Областной юношеской библиотеки. Они будут полезны всем тем, кто занят активной работой по внедрению системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в школы, лицеи, гимназии, межшкольные учебно-производственные объединения, детско-юношеские центры и другие учреждения образования.

Содержание

Введение    3

Диагностические материалы для изучения познаватель-ной сферы старшеклассников    7

Анкета старшеклассника    7

Карта интересов    9

Определение типа личностной направленности    17

Тест интересов и склонностей    21

Схема анализа профессии    27

Моды    30

Диагностические материалы для изучения мотивацион-но-потребностной сферы старшеклассников    31

Анкета изучения жизненных потребностей    31

Мотивы выбора профессии    33

Сводная таблица результатов исследования гендерных аспектов мотивов выбора профессии старшеклассниками (по материалам «Анкета старшеклассника»)    36

Ценностные ориентации    37

Трудовые ценностные ориентации старшеклассников    42

Тест-опросник для определения уровня самооценки    44

Самооценка волевых качеств личности    46

Опросник тревожности    55

Индекс жизненной удовлетворенности    58

диагностические материалы для изучения коммуника-тивно-поведенческой сферы старшеклассников    61

Опросник для определения структуры темперамента    61

Тест изучения характерологических особенностей    68

Исследование коммуникативных установок личности    75

Коммуникативные и организаторские способности    78

Шкала самоэффективности    84

диагностические материалы для изучения потенциала развития старшеклассников    86

Творческий потенциал    86

опросник самоактуализации (тест самоал)    90

программы элективных курсов    105

«выбор профиля обучения» (элективный курс для учащихся 9 класса)    105

«девушка и деловая карьера» (элективный курс для учениц 11 класса социально-экономического профиля)    111

Литература    117

В помощь при организации предпрофильного и профильного обучения
в школе    117

По теме «психологические и педагогические проблемы возрастного развития старших школьников»    118

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос