Итоговая аттестация учащихся: документы, планирование, критерии оценки знаний

Есть на складе
131 руб.
-20%
104,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1215ф
Авторы-составители Колодчук О. Д.
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-1730-9
Страниц 239
УДК 371
Штрихкод 9785705717309
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 10 (мм)
Вес 173 г
Итоговая аттестация обучающихся - это целостная система работы, которая дает возможность педагогическому коллективу общеобразовательного учреждения подвести итоги своей деятельности, глубоко проверить знания и умения выпускников соответствующей ступени общего образования, увидеть успехи, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов и недостатки образовательного процесса.
Предлагаемые в пособии материалы (номенклатура дел, формы проведения аттестации и информирования участников образовательного процесса, образцы организационных и справочно-аналитических документов и др.) помогут администрации школ подготовить и успешно провести итоговую аттестацию учащихся, профессионально проанализировать ее ход и избежать недочетов.
Предназначено администрации общеобразовательных учреждений, учителям; может быть полезным выпускникам школ.

Подробное описание

введение

Педагогический термин «аттестация учащихся» сравнительно нов, поэтому необходимо определить как содержание, так и цели, функции, методы данной процедуры.

Аттестация это установление степени усвоения обуча-
ющимися программного материала путем сравнения уровня их знаний с требованиями программы и образовательного стандарта. Завершается эта процедура оцениванием. При этом весь процесс обучения можно рассматривать как череду учебных этапов, каждый из которых завершается аттестацией знаний обучающихся. И тогда можно рассмотреть пирамиду аттестации.

Поднимаясь по ступеням пирамиды, обучающиеся проходят путь от одного урока до окончания обучения. А мы постараемся выстроить для него маршрут аттестации, условно разделив процесс организации аттестации на этапы
(ступени).

  • Самая первая ступень аттестации – это текущая аттестация, то есть непосредственное оценивание знаний обучающихся по ходу освоения учебной программы по предмету.

Аттестация – от лат. attestaty – свидетельствовать, удостоверять. Под аттестацией на этом этапе мы понимаем наше педагогическое свидетельство знаний обучающихся, и, выставляя отметки в журнал, мы удостоверяем, что знания обучающихся соответствуют требованиям программы.

Качество организации текущей аттестации обучающихся зависит:

  • от технологии постановки целей проведения текущей аттестации;
  • технологии отбора содержания учебного материала для проведения текущей аттестации;
  • методов, форм, приемов проведения текущей аттестации;
  • системы оценивания знаний обучающихся при проведении текущей аттестации.
  • Текущая аттестация очень тесно связана с рубежной аттестацией, то есть оценкой результатов учебной деятельности обучающихся по освоению темы, раздела программы.

Поэтому, составляя рабочую программу и поурочные планы, учителя должны проектировать не только цели уроков, содержание учебного материала, методы и средства обучения, организационные формы обучения, но и контрольно-оценочный компонент, формулировать вопросы, задания, темы контрольных и проверочных работ с точным указанием времени и форм контроля и оценки.

На следующей ступени под аттестацией мы будем понимать обобщенную успешность выполнения обучающимися учебного плана за определенный период: например, триместр во 29 и полугодие в 10–11 классах.

  • Аттестация за учебный период, то есть периодическая аттестация складывается:
  • из результатов работ рубежного контроля;
  • результатов практических, лабораторных работ;
  • результатов обязательных работ текущего контроля;
  • результатов текущей успеваемости.
  • На результаты периодической аттестации опираются при проведении годовой аттестации.

Задача годовой аттестации заключается в определении успешности выполнения учебного плана и образовательных программ года. По результатам годовой аттестации решается вопрос перевода обучающихся в следующий класс.

Однако для образовательных учреждений, в учебных планах которых дифференцированы учебные планы классов в параллелях или учебные программы содержат повышенный компонент, или некоторые предметы изучаются углубленно, характерна промежуточная аттестация.

Как видно на схеме пирамиды, она, как это и следует из названия, занимает промежуточное положение между итоговой и годовой аттестацией.

Промежуточная аттестация обеспечивает контроль за эффективностью учебной деятельности, а следовательно, и образовательного процесса в целом и является основанием для перевода в следующий класс.

  • Промежуточная аттестация проводится с целью оценки:
  • эффективности изучения отдельных предметов;
  • соответствия уровня сложности учебного материала учебно-познавательным возможностям учащихся;
  • уровня эффективности учебной деятельности учащихся на основании принятых критериев;
  • соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов, глубины и прочности полученных знаний, их практического применения.
  • Итоговая аттестация проводится среди выпускников основной и полной (средней) школы и носит характер государственной, ее успешное прохождение дает право на получение документа об образовании. И та, и другая форма аттестации различаются своими целями, функциями и методами.

Итоговая аттестация проводится для определения факта и степени освоения обучающимися образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования.

В определении целей промежуточной аттестации образовательные учреждения более самостоятельны. У них есть возможность значительно глубже учитывать специфику образовательных программ и особенности своего учебного заведения, поскольку выбор цели обусловливается в первую очередь поиском путей совершенствования образовательного процесса в условиях данной школы.

Так, например, целями такой аттестации могут быть оценка эффективности изучения того или иного предмета, соответствия уровня сложности содержания учебного материала учебно-познавательным возможностям обучающихся, определение оправданности тех или иных нововведений.

Все это позволяет диагностировать уровень образовательного процесса, выявлять причины усвоения (неусвоения) учебного материала, особенности психофизиологического развития обучающихся, находить «резервы».

Различие целей промежуточной и итоговой аттестации находит свое отражение и в различной приоритетности их функций. Так, промежуточная аттестация традиционно реализует следующие функции:

  • проверочную – оценка уровня эффективности учебной деятельности обучающихся на основании принятых в образовательном учреждении критериев;
  • диагностическую – выявление причин того или иного отклонения достигнутых результатов от запланированных ранее;
  • организационную – выяснение эффективности тех или иных педагогических нововведений;
  • воспитательно-мотивационную – подкрепление (неподкрепление) самооценки обучающегося результатами аттестации.

Для итоговой аттестации как элемента итогового контроля характерны такие функции:

  • проверочная – оценка освоения обучающимися образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
  • учетная – регистрирующая возможность получения обучающимися документов о соответствующем образовании.

Итоговая аттестация – контроль качества подготовки обучающихся по завершении каждого уровня образования, оценка усвоения выпускником всего объема содержания государственных образовательных стандартов на соответствующей ступени общего образования.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся – это целая система работы, которая дает возможность педагогическому коллективу подвести итоги своей деятельности, глубоко проверить знания и умения обучающихся, увидеть успехи, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов и недостатки образовательного процесса, наметить пути устранения выявленных в ходе анализа недочетов, способствует повышению ответственности учителей и обучающихся.

Непосредственная подготовка общеобразовательного учреждения к государственной итоговой аттестации выпускников начинается по окончании первого полугодия в соответствии с планом подготовки и проведения промежуточной, государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена.

Содержание

Введение    3

Организационно-педагогическая деятельность по подготовке и проведению аттестации учащихся    8

Примерная номенклатура дел  по организации и проведению аттестации учащихся    17

Примерный перечень приказов по ОУ и их содержание по вопросам организации и проведения аттестации обучающихся    27

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам    35

Советы выпускникам: Как подготовиться к сдаче экзаменов    38

Советы классному руководителю    41

Формы проведения итоговой аттестации обучающихся    51

Основные критерии оценки знаний выпускников и выставление отмет-
ки за экзамен по пятибалльной системе    68

Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку    68

Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике     (за курс основной школы)    97

Примерные нормы оценки знаний учащихся  по информатике и ИКТ    111

Примерные нормы оценки знаний учащихся  по истории    116

Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по общество-знанию    120

Рекомендации к проверке и оцениванию знаний и умений учащихся по химии    126

Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по биологии    135

Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по географии    145

Нормы оценки знаний и умений учащихся по черчению    150

Оценка успеваемости  по физической культуре    153

Организация работы в ходе аттестации    168

Инструкция председателю единой аттестационной комиссии    169

Инструкция экзаменующему учителю    172

Инструкция ассистенту учителя на экзамене    175

Инструкция классному руководителю на период подготовки и прове-дения государственной (итоговой) аттестации выпускников.    177

Справка-анализ по результатам государственной итоговой аттестации вы-пускников основной и средней (полной) школы в 200_200_ учебном году    180

Приложения    196

Литература    238

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос