Нормативно-правовая основа деятельности образовательного учреждения: технология составления и образцы документов; рекомендации; ответы на актуальные вопросы

Есть на складе
132 руб.
-10%
118,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1215с
Авторы-составители Демушкина Е. В.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-1542-8
Страниц 237
УДК 371
Штрихкод 9785705715428
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 10 (мм)
Вес 169 г
Образовательным учреждениям предоставлено право самостоятельно определять нормативно-правовую основу своей деятельности. В предлагаемых материалах руководители найдут ответы на актуальные вопросы управления. Технология составления и образцы положений, регулирующих образовательный процесс, деятельность органов самоуправления, ученических объединений, финансово-хозяйственную деятельность, а также инструкции по делопроизводству облегчат труд директоров по созданию документов конкретной школы, помогут избежать типичных ошибок в формировании локальной базы образовательного учреждения.
Пособие предназначено директорам школ и их заместителям для оптимизации работы с нормативно-правовыми документами.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В результате реформирования системы образования за последние десятилетия значительно изменился подход к организации образовательного процесса.

Задачи обеспечения его качества, доступности и эффективности определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в Приоритетных направлениях развития образовательной системы.

Основные усилия Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального проекта в сфере образования.

Национальной доктриной образования определена роль общеобразовательного учреждения как центрального звена этой системы, фундаментальной социокультурной базы воспитания и развития детей.

При этом значительно повышается самостоятельность учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, содержания обучения и воспитательной работы, образовательной, научной и финансово-хозяйственной деятельности.

С 1992 года всем образовательным учреждениям предоставлен статус юридического лица (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»), что предполагает создание обучающимися и педагогами демократического уклада жизнедеятельности своего учреждения, законов, правил общей жизни, принятых путем демократических процедур, создание модели гражданского общества в рамках образовательного учреждения.

Не дожидаясь решений государства о реформировании системы образования, каждое образовательное учреждение может провести свою реформу, учитывая, что в общих чертах суть реформы очевидна.

При этом особое внимание следует уделять локальным актам, принимаемым в образовательном учреждении. Речь идет о строгой подзаконности актов и их соответствии уставу, о процедурах подготовки, принятия и реализации. Об этих актах идет речь в статье 8 Трудового кодекса РФ, в статье 32 Закона РФ «Об образовании».

В статье 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. При этом особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются соответствующими отраслевыми законами и иными нормативными правовыми актами.

К сожалению, в практике принятия локальных актов можно отметить много недостатков: низкое качество актов, отступление от норм законов, несоблюдение порядка согласования проектов с коллективом, включая правила принятия актов.

В целом локальное нормотворчество должно быть более системным, качественным и полно отражать деятельность учреждения.

Для эффективного функционирования самоуправления нужны локальные акты, в которых закрепляется форма самоуправления и его структурные элементы.

Кроме того, целесообразно разработать и принять отдельные положения об органах, представляющих интересы участников образовательного процесса и формирующих самоуправление общеобразовательного учреждения.

Для активизации процесса формирования самоуправления общеобразовательного учреждения можно разработать Положение о педагогическом совете, где конкретизировать его функции именно как органа самоуправления педагогического коллектива, наделенного административными функциями, предусмотрев его взаимоотношения с органами создаваемого ученического самоуправления.

Можно принять также Положение об ученическом самоуправлении, наделив его реальными полномочиями, обозначив степень его ответственности, а также наполнив его предстоящую деятельность конкретным содержанием.

Таким же образом возможно регламентировать роль и функции родительской общественности на всех уровнях, начиная с индивидуального участия и инициативы отдельного родителя, затем классного родительского комитета (собрания), общешкольного органа родительской общественности.

Такое юридическое оформление позволяет избежать при организации самоуправления общеобразовательного учреждения многих негативных моментов, связанных с отсутствием опыта работы в данном направлении.

Реализуя принцип автономности общеобразовательных учреждений в условиях обновления содержания общего образования и с целью приведения к некоторому «организационному стандарту функционирования общеобразовательных учреждений», основным направлением в этой деятельности является формирование системы:

взаимоотношений всех участников образовательного процесса (педагогических работников данного общеобразовательного учреждения, обучающихся, их родителей или законных представителей);

– отношений участников образовательного процесса и других официальных и неофициальных лиц, заинтересованных и участвующих в успешной деятельности школы (представителей региональных, муниципальных органов власти, органов управления образованием, попечителей, спонсоров и др.);

– принятие нормативных правовых документов и локальных актов, регулирующих все направления деятельности школы.

В помощь руководителям общеобразовательных заведений специалисты Управления образовательных учреждений и инспектирования Министерства образования и науки России постоянно работают над методическими рекомендациями по ведению делопроизводства в общеобразовательных учреждениях, выпускают инструктивные материалы по ведению школьной документации.

Во многих общеобразовательных учреждениях уже есть определенный опыт работы по совершенствованию уклада школьной жизни: разработаны и успешно используются Правила для обучающихся, Правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты, способствующие созданию более эффективной образовательной среды.

Уважаемые руководители, данное пособие предлагается вам в помощь. Собранные материалы могут быть полезны не только начинающим руководителям, но и помогут имеющим опыт руководителям внести изменения и пересмотреть действующие в общеобразовательном учреждении локальные акты, а при необходимости привести в соответствие с нормами закона.

Кроме того, в пособии рассмотрены некоторые актуальные вопросы по применению трудового законодательства, разработаны примерные формы локальных актов, приведен ряд примеров правильного согласования, введения в действие документов, их составления, структурирования и т. п.

Содержание

Введение    3

Локальные акты как юридические документы образовательного учреждения    7

Приложение    28

Примерная инструкция по делопроизводству    29

Примерное положение о конференции    69

Примерное положение о Педагогическом совете школы    72

Примерное положение о Попечительском совете школы    75

Примерное положение о Совете школы    80

Примерное положение об общем собрании трудового коллектива    83

Примерное положение об общешкольном родительском собрании    85

Примерное положение  о родительском комитете школы    88

Примерное положение  о школьной библиотеке    92

Примерный порядок  организации питания обучающихся    97

Примерные правила поведения обучающихся    102

Примерное положение об элективных курсах    107

Примерное положение о классном руководителе    113

Примерное положение о комиссии по трудовым спорам    121

Примерное положение о платных дополнительных образователь-
ных услугах    124

Примерное положение  о лагере с дневным пребыванием    128

Примерное положение  о получении образования в форме
экстерната    131

Примерное положение  о получении общего образования  
в форме самообразования    135

Примерное положение  об организации индивидуального
образования    138

Примерное положение  о получении образования в семье    140

Примерное положение  о комиссии по аттестации педагогических работников    144

Примерное положение  о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную преподавательскую работу    147

Приложение к Положению о порядке и условиях предоставления  педагогическим работникам  длительного отпуска  сроком
до одного года    152

Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж  непрерывной преподавательской работы    152

Примерные правила  внутреннего трудового распорядка  для работников муниципального образовательного  учреждения  средней общеобразовательной школы  № ___ ______района
г. _______    154

Некоторые правовые вопросы, связанные  с заключением
договора об образовании    174

Примерные виды договоров об образовании    178

Договор между МОУ СОШ № ____ и родителями  обучающе-
гося для получения образования на первой  и второй ступенях
обучения    178

Договор между моу сош № ___,  обучающимся и родителями обучающегося  для получения образования на третьей ступени
обучения    188

Договор о получении индивидуального образования    197

Увольнение сотрудников по инициативе работодателя при сокращении штатов  в образовательном учреждении    205

Перечень документов, оформляемых при увольнении  работников
по сокращению штатов    205

Некоторые вопросы о правах директора образовательного
учреждения    229

Литература    232

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос