Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы

Есть на складе
113 руб.
-10%
101,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1201е
Авторы-составители Алымова Н. А., Надточий Е. И.
Издательство Учитель, 2014
Серия В помощь администрации школы
ISBN 978-5-7057-1421-6
Страниц 139
УДК 371
Штрихкод 9785705714216
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 98 г
Школьное самоуправление является важным элементом процесса обучения и воспитания. В ходе мероприятий этого направления школьники учатся ответственности, дисциплине, взаимоуважению и способам взаимодействия с социальными группами. У них формируется гражданская ответственность, понятие нравственности и культуры. Школьное самоуправление поднимает общение и сотрудничество учащихся с педагогами на более высокий уровень.
Методический сборник "Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы" предлагает программы дискуссий, внеклассных мероприятий и организационных часов для учащихся 1 класса. Метод изложения и систематизации материала позволяет педагогу самостоятельно дорабатывать предложенные сценарии и рекомендации с учетом индивидуального опыта и навыков.

Подробное описание

В последнее время повысился интерес к проблемам школьного (ученического) самоуправления. Существует несколько подходов к школьному самоуправлению, в основе которых лежит та или иная социальная позиция руководителя (администратора).

Педагогическое управление развитием самоуправления предполагает создание организационных, идеологических и методических гарантий в определении и саморазвитии ученического коллектива. Организационные гарантии обеспечивают функционирование органов самоуправления в самых разнообразных структурах и формах, наиболее оптимально соответствующих типу школы.

Идеологические гарантии материализуются в том, что решения органов ученического самоуправления берутся во внимание при принятии управленческих решений, утверждении планов работы школы, при определении основных направлений работы школы и т. д.

Методические гарантии реализуются в процессе инструктивно-методической помощи уполномоченным и исполнительным органам самоуправления.

Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление осуществляется в интересах своего коллектива или организации благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений.

Функция самоуправления – строить жизнедеятельность коллектива, идя от ученика, его интересов, запросов, идеалов.

Таким образом, самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена.

Функция самоуправления – разрабатывать и утверждать нормы гуманистических отношений друг к другу. Эти отношения помогают воспринимать каждого как уникальную личность и способствуют самореализации ее неповторимости.

Кроме того, самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно-ориентационной, нормативной и др. Благодаря им в коллективе формируются специфические способы регуляции внутригрупповых отношений.

Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству.

Инициативное самоуправление – одно из условий проявления учащимися творческой энергии. Более того, оно дает возможность действовать всем не только в соответствии с возложенными на них обязанностями, но и согласно голосу собственной совести, в соответствии с требованиями подлинной нравственности.

Итак, самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Но это в идеале, а на практике, к сожалению, школьное (ученическое) управление – лишь одна из форм общей системы руководства школой, еще один рычаг проведения административных решений.

В данной работе мы попытались обобщить опыт грамотной организации самоуправления, построенного на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся.

Такое самоуправление делает воспитательный процесс самостоятельным, то есть не независимым от существующих установок, программ, интересов администрации, и реализуется в пяти «само»:

● самореализация,

● самодеятельность,

● самоуправление,

● самовоспитание,

● самообучение.

Основное внимание в деятельности органов самоуправления необходимо уделить реализации прав и обязанностей воспитанников. Права и обязанности следует рассматривать на основании существующих нормативных документов. В их числе Женевская декларация прав ребенка (1959), Декларация прав ребенка ООН (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), законы об образовании и правах ребенка в Российской Федерации, Типовое положение об общеобразовательной школе.

Согласно документам, каждый ребенок наделен определенными правами независимо от своей принадлежности к стране, нации. Международные документы раскрывают права детей, которые приобрели силу норм международного права.

Это права:

1) на благополучие ребенка во всем мире;

2) обеспечение ребенку свободы и уважения его достоинства;

3) формирование основ, необходимых детям для полноценной и плодотворной жизни в обществе;

4) создание условий для полного раскрытия способностей.

Указанные документы предоставляют также детям права на сохранение своей индивидуальности, на свободу мысли, совести и религии; на создание ассоциаций; на защиту от всех форм дискриминации; на свободу выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме и др.

В документах о детях указываются условия, необходимые для гуманистического воспитания учащихся. Прежде всего – это управление образовательным учреждением на основе принципов гласности, демократизации, самоуправления.

Очень важное положение названных документов – это положение о том, что воспитательная работа в школе должна вестись с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся, на принципах взаимоуважения и сотрудничества, с учетом местных социально-экономических условий, национальных традиций и региональных особенностей.

На основании вышеуказанных документов в образовательных учреждениях разрабатываются внутришкольные документы. Это различные положения, конституции, уставы, внутриколлективные законы, заповеди, правила внутреннего распорядка, нравственные наказы, кодексы чести. Все они создавались с учетом общественного мнения и социального опыта учащихся. В основу этих документов положены нравственные ценности, определенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

Внутришкольные документы дают возможность реализовать два принципиально важных подхода в жизнедеятельности и воспитании учащихся.

Первый. В организации жизнедеятельности подрастающего поколения идти от ребенка, а не к ребенку, со своими требованиями и указаниями, как это было в традиционной педагогике. Такой подход обеспечивает ребенку социальную защиту (реализация прав ребенка в семье, школе, внешкольных учреждениях, обществе, государстве), социальную адаптацию (отношения ребенка с самим собой, окружающей средой и миром) и социальные гарантии (развитие ребенка как личности, его склонностей, способностей, возможностей).

Второй. Названные документы ставят в равные условия всех субъектов воспитательного процесса, то есть семью, школу, общество. Это дает возможность говорить об образовании открытой системы воспитания в школе.

Профессиональное, компетентное участие всех взрослых в развитии личности ребенка – показатель цивилизованности общества. А это обеспечивает уверенность взрослых в завтрашнем дне своих детей.

Особенно необходимо отметить, что управление не только и не столько организационный, сколько нравственно-правовой вопрос. Его решение способствует формированию у учащихся правовой и демократической культуры. Поэтому самоуправление не может быть без реальных, конкретных прав и обязанностей. Сегодня ни один демократический, цивилизованный коллектив не может обойтись без установления своих реальных прав и обязанностей.

Следует заметить, что долгие годы ученическое самоуправление рассматривалось однозначно как средство укрепления дисциплины и порядка. А ведь первоочередная задача органов самоуправления – это организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников.

Самоуправление сегодня должно занять достойное место в образовательно-воспитательном процессе и рассматриваться как первоочередное условие формирования активной социальной позиции ученика. А для этого следует перейти от самоуправления-диктата к самоуправлению, помогающему организовывать такой образ жизни в стенах школы, где все – для ученика и все, что делается, – исходит от ученика. В каждой школе должен быть специальный документ, гарантирующий защиту личности ученика, и специальный орган самоуправления, который занимался бы этими вопросами.

Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не столько в отдельных мероприятиях и делах, сколько в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, то есть духа школы, духа коллектива. Говоря о духе школы и коллектива, мы имеем в виду то, что воспринимается и принимается интуитивно, без всяких утверждений и объяснений.

В педагогической теоретической и методической литературе синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «социально-педагогическая обстановка», «морально-этическая атмосфера», «морально-психологический климат», «социально-психологический климат».

Эта атмосфера должна помогать ребенку делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в воспитательном коллективе. Вот почему в экспериментальных школах принимались собственные внутренние законы, заповеди, обращения к учащимся, правила внутреннего порядка школы, нравственные наказы, кодексы чести. Все они разрабатывались с учетом общественного мнения и социального опыта учащихся.

В основу этих документов необходимо положить нравственные ценности, определенные самим коллективом и направленные на уважение личности ученика, его самостоятельности, взглядов и суждений, его достоинства и чести.

Ж.-Жак Руссо писал, что народ, повинующийся законам, должен быть их творцом. Если данные слова рассматривать применительно к требованиям, предъявляемым к учащимся, то эти требования должны быть разработаны самими учащимися. Это подтверждают выводы многих педагогов, которые неоднократно отмечали, что привнести мораль в коллектив нельзя. Она должна быть выработана самим коллективом.

Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся.

Содержание

Введение    3

Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях    9

Важные вопросы о школьном самоуправлении    33

Примерные модели (схемы) ученического самоуправления    47

Примерные локальные документы, регламентирующие деятельность ученического самоуправления    64

Примерные проекты, реализуемые в рамках ученического самоуправления    71

    Проект «Хочу все знать»    71

    Проект «Спорт нам поможет силы умножить»    72

    Проект «Отечество»    73

    Проект «Доброе сердце»    74

    Проект «Зеленый мир»    74

    Проект «Делу – время»    75

    Проект «Шире круг»    76

    Организация ученического самоуправления    76

    Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива    76

    Модели, условия и методы развития ученического самоуправления    78

    Пошаговая модель развития внутришкольного ученического самоуправления    82

    Схема выборов актива ученического самоуправления    84

    Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе    87

    Портрет лидера    89

    Учебно-тематический план занятий «Школа молодого лидера»    91

    Формирование ученического самоуправления через организационно-деятельностную игру «Федерация»    94

Литература    137

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос