Аналитическая биохимия. 10-11 классы: элективный курс

Снято с продажи
Код 999г
Издательство Учитель, 2007
Серия Профильное образование
ISBN 5-7057-1080-1
Страниц 97
УДК 371.3
Штрихкод 9785705710805
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 69 г
Данное пособие предлагает программу и ресурсный материал элективного курса "Аналитическая биохимия" для учащихся 10-11 классов.
Дополняя и развивая школьный базовый компонент, данный курс служит информационной поддержкой для старшеклассников и открывает широкие возможности для химического эксперимента.
Практическая часть, интегрируя знания учащихся по химии, биологии и экологии, предоставляет возможность обучающимся реализовать свой интерес к выбранному профилю.
Пособие предназначено учителям химии, может быть полезно старшеклассникам, выбравшим естественнонаучный профиль.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Краеугольным камнем любого образования несомненно явля-
ется заинтересованность обучаемого в результатах, мотивированное стремление получить знания. Учитывая то обстоятельство, что современный молодой человек буквально купается в информационном море (или поле), заинтересовать его школьными дисциплинами ой как нелегко. Тем не менее настоящий учитель должен приложить все усилия к тому, чтобы возбудить интерес к своему предмету, иначе он не настоящий учитель, а просто человек с учительским дипломом.

Не секрет, что любой процесс обучения есть балансирование между наказанием и поощрением (принцип кнута и пряника). Не секрет также, что получение настоящих знаний – это тяжелый утомительный труд. Задача настоящего учителя – сделать процесс образования легким и даже, если хотите, приятным.

Побудительным мотивом написать это пособие послужили собственные воспоминания далеких школьных лет. Из всего школьного курса химии запомнилось, что мы, школьники, постоянно занимались составлением стехиометрических уравнений, все время расставляли коэффициенты в уравнениях химических реакций, которые на самом деле мы не делали. Это была не химия, а, скорее всего, химическая математика. Ни одного мало-мальски яркого химического опыта не запечатлелось в памяти. Нашими химическими приборами были ручка и тетрадь, нашими химическими реагентами были чернила. Вокруг и внутри нас совершались чудесные химические превращения, называемые кратко словом «жизнь», а мы занимались бухгалтерскими расчетами, сводили баланс загадочных химических реакций. Впоследствии основное поле моей деятельности свелось к преподаванию химии и биохимии в вузах биологического направления, однако, по моим наблюдениям, ситуация с преподаванием химии в средней школе изменилась мало. Школьные учителя-химики сетуют на недостаток времени, недостаток и отсутствие реактивов и оборудования. Поэтому, мол, не до опытов. В чем-то они правы, но это не меняет сути проблемы: на уроках химии должно быть как можно больше лабораторных работ.

Вспоминаются слова Д. И. Менделеева: «Сказать все можно – а ты поди демонстрируй». Известно, каким ярым сторонником демонстрации химических опытов был наш великий химик.

И совсем бесхитростную сентенцию находим в Интернете: «Химия без опытов – не химия».

Существенный момент – выбор объекта исследования. Как правило, школьные лабораторные работы – это опыты с конкретными чистыми реактивами, которые учитель берет с полки в своем химическом кабинете. В жизни школьник с этими реактивами, скорее всего, не сталкивается. Для него они являются, так сказать, вещью в себе, и посему они ему малоинтересны. В самом деле, что из того, что при добавлении к раствору молочной кислоты нескольких капель раствора хлорида железа развивается канареечно-желтое окрашивание (реакция Берга)? Гораздо интереснее будет, если мы помоем руку в небольшом объеме воды и, добавив к этому смыву несколько капель хлорида железа, будем наблюдать такое же канареечно-желтое окрашивание. Сразу выясняется, что молочная кислота – это не некая заоблачная субстанция, а реальное вещество, обнаруживаемое на нашей коже, и, по всей вероятности, продукт обмена веществ человеческого организма, проникающий через кожные покровы. С помощью нитрата серебра можно обнаружить хлорид-анион в склянке с надписью «хлорид натрия», но, думаю, интереснее его найти в минеральной воде, которую мы пьем, или в том же смыве с кожи.

Психологически любому человеку, и школьнику в частности, ближе и интереснее не абстрактные вещи, а то, что имеет к нему непосредственное отношение. И это качество человеческой натуры грех не использовать как дополнительный стимул в обучении химии.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Аналитическая биохимия» ориентирован на удовлетворение любознательности, развитие исследовательских навыков учащихся 10–11 классов, выбравших естественнонаучный профиль, и рассчитан на 34 часа.

Дополняя и развивая школьный базовый компонент, являясь информационной поддержкой для старшеклассников, открывая широкие возможности для химического эксперимента, курс ставит цели:

– предоставить возможность обучающимся реализовать свой интерес к выбранному профилю;

– помочь в освоении экспериментальных методов познания;

– развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся в процессе поиска решения поставленных проблем.

Увлекательная практическая часть делает курс особенно актуальным, позволяет интегрировать знания учащихся по химии, биологии и экологии.

Содержание курса предполагает использование разнообразных видов деятельности: лекции, семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, выполнение творческих групповых проектов.

В процессе обучения учащиеся приобретают знания:

– о роли аналитической химии в познании организма человека и окружающей среды;

– о способах забора материалов для анализа;

– о биохимических процессах, происходящих в организме человека и в окружающей среде;

умения:

– наблюдать и изучать химические явления;

– описывать результаты наблюдений;

отбирать необходимые для эксперимента вещества и приборы;

– находить необходимые источники информации;

– делать выводы;

– обсуждать результаты экспериментов;

– решать аналитические задачи.

Содержание

Введение    3

Пояснительная записка    5

Содержание курса    6

Тематический план    7

Литература                                                                                              8

Приложение

Ресурсный материал к темам курса    10

Тема: Мочевина. Её биологическая роль    27

Тема: Определение фосфат- и хлорид-анионов в кожных

смывах    38

Тема: Определение природы некоторых производных кожи    45

Тема: Биохимия ротовой жидкости (смешанной слюны).

Метаболиты и ферменты слюны    48

Тема: Экологический мониторинг воды    63

Тема: Анализ пищевых продуктов    72

Тема: Анализ лекарственных препаратов    89

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос