Химия: практикум по общей химии. 10-11 классы

Снято с продажи
Код 999а
Издательство Учитель, 2006
Серия Профильное образование
ISBN 5-7057-0824-6
Страниц 172
УДК 371.3
Штрихкод 9785705708246
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 7 (мм)
Вес 120 г
В пособии представлен систематизированный материал практикумов по общей химии, ориентированный на обучение в 10-11 профильных классах, а также в классах с углубленным изучением химии на основе дифференцированного и индивидуального подхода, на факультативных занятиях и элективных курсах.
Практикумы содержат экспериментальные и расчетные задачи, схемы, задания, сопровождаемые алгоритмом решений, и набор задач для самостоятельного контроля знаний.
Пособие предназначено учителям химии образовательных учреждений, рекомендовано учащимся для домашнего самообразования по химии.

Подробное описание

Введение

Место, роль и формы химического эксперимента
в системе дифференцированного обучения
на уроках химии

Из опыта работы Н. И. Тулиной

Современные концепции образования и воспитания пропагандируют антропоцентрический подход, суть которого заключается в провозглашении самоценности человека, а образование понимается как процесс «окультуривания» его. Это означает, что общество требует от школы подготовки свободной, самостоятельной, сознательной и ответственной личности, личности, умеющей предвидеть препятствия, преодолевать их, а также владеющей навыками самосовершенствования. В связи с этим формула такой работы выглядит следующим образом: знание + желание = действие, что придает деятельности человека характер самостоятельности, всестороннего самовыражения. Все это и явилось причиной внедрения в практику школы личностно-ориентированной системы обучения, неотъемлемой частью которой является дифференциация.

Под дифференциацией подразумевается учет индивидуальных особенностей личности в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Выделяется два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя. На уроках используется внутренняя дифференциация, при которой учитываются индивидуальные особенности детей в процессе обучения в классе. Разделение на группы бывает явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи. Чаще всего используется дифференциация по способностям учащихся. Для этого группы условно делятся на А (слабые учащиеся), В (средние учащиеся), С (сильные учащиеся). При таком типе дифференциации на уроках легче дозировать помощь учителя, учитывать интересы учащихся, легче осуществлять индивидуальный подход к ним, учитывая их психофизиологические особенности: память, мышление, темперамент.

Дифференцированный подход в обучении проявляется через такие аспекты, как:

 уплотнение и укрупнение блоков теоретических знаний, что позволяет увеличивать время на самостоятельную работу учащихся;

– самостоятельная работа учащихся на уроке и дома тоже дается крупными блоками, что позволяет выстроить определенную систему дифференцированного обучения;

– в работе используются взаимо- и самоконтроль – при помощи образцов решения задач и упражнений;

– практикуется методика, при которой учащиеся самостоятельно уплотняют теоретический материал в опорные конспекты;

– организуется индивидуальная работа с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

– используются проектные технологии;

– при организации самостоятельной работы в дифференцированных группах учитывается коэффициент трудового участия – КТУ, который находится по формуле:

   средний %

   КТУ = ——————

   100 : n

где n – число учащихся в группе. Это позволяет объективно оценить работу учеников на уроке. Если групповая работа оценена в 7 баллов (из 8 максимально возможных) то «чистый» балл, который получат ученики за эту работу, вычисляется путем перемножения группового балла на личный рейтинговый коэффициент.

Например:    Яценко    7 ґ 1,04 = 7,28

   Власова    7 ґ 1,28 = 896

   Аркаников    7 ґ 0,88 = 6,16

   Перевозов    7 ґ 0,80 = 5,60

Коллективно устанавливаются границы оценок:

8 баллов и более – «5»;

6–8 баллов – «4»;

4–6 баллов – «3»;

0–3 балла – «2».

Применение КТУ позволяет повысить эффект групповой работы, внеся в нее элемент индивидуализации учебного процесса.

Каковы же роль, формы и место химического эксперимента в канве дифференцированного обучения? Форма экспериментальной работы остается прежней – это практические работы, лабораторные опыты, практические контрольные работы и демонстрационный эксперимент, который в основном передан «в руки» учащихся. Особенностью практических работ в системе дифференцированного обучения и проектных технологий является то, что несколько видоизменяется цель работы – это не только отработка умений и навыков, но и приобщение учащихся к исследовательской деятельности. Например, в практической работе № 1 «Определение углерода, водорода, хлора в углеводородах» учащиеся знакомятся со всеми компонентами исследовательской деятельности:

– постановка проблемы (в данной работе это проблема состава углеводородов);

– определение объекта исследования (это углеводороды);

– определение предмета исследования (элементы, входящие в состав углеводорода);

– формулировка гипотезы (в состав углеводорода, кроме углерода и водорода, могут входить и другие элементы – так называемые заместители);

– определение цели работы (исследовать, какие элементы входят в состав углеводорода);

– постановка задачи (проверить гипотезу, выполнив работу в определенной последовательности, провести анализ результатов и сделать вывод);

– методы исследования (экспериментальные).

В практической работе № 2 «Получение углеводородов» учащиеся уже делятся на группы, самостоятельно определяют задачи, цели, гипотезу и т. д. и выполняют работу согласно уровню группы. В конце работы каждая группа демонстрирует опыты перед классом, рассказывая о ходе выполнения работы. Уравнения реакций демонстрируются через графопроектор. Такой подход высвобождает время для более тщательного выполнения эксперимента и решения дифференцированных по сложности задач.

Навыки, полученные после выполнения экспериментальных работ, используются учащимися при выполнении различных учебных проектов. Например, в теме «Кислородсодержащие органические вещества» учениками должны быть выполнены проекты по темам: «Спирты», «Альдегиды», «Кислоты», в рамках которых они должны провести лабораторные опыты, доказывающие строение реакционных центров веществ. При выполнении проектов учащиеся разбиваются на три группы: А спирты (задача для слабой группы; работа в основном с литературными источниками), В  кислоты (группа учащихся среднего уровня; они, кроме исследования строения и свойств предельных кислот, рассматривают особенности непредельных, высших, двухосновных кислот), С  альдегиды (группа сильных учащихся, которым, помимо всего прочего, дается задание составить схемы электронных балансов в окислительно-восстановительных реакциях и доказать, что альдегиды являются восстановителями) и самостоятельно проводят все необходимые информационные и экспериментальные исследования.

Перед учениками каждой группы ставится проблема  определить строение реакционного центра соответственно спиртов, альдегидов, кислот. На основании изученных данных спрогнозировать свойства этих веществ и способы их получения. При решении проблемы учащимся приходится не только «штудировать» литературу, но и выполнять множество лабораторных опытов, таких как реакция серебряного зеркала (устанавливающая способность альдегидов к окислению), реакции взаимодействия кислот с металлами, щелочами, солями слабых кислот (устанавливающие повышенную активность атома водорода связи OH карбоксильной группы) и т. д.

Завершается групповой урочный проект презентациями, в которых учащиеся представляют результаты, полученные в ходе выполнения проекта, а также демонстрируют опыты, подтверждающие или опровергающие выдвинутую в нем гипотезу.

Особенность такой системы заключается в том, что ученики не просто выполняют практическую работу по методичкам, а проводят всесторонний анализ результатов, соотносят результаты с «литературным» исследованием, делают глубокие выводы по всей теме и в конце работы представляют результаты своей самостоятельной деятельности в виде презентаций. При этом ученик не просто получает знания по химии, но и развивает у себя способности к аналитическому и «экспериментальному» мышлению, учится излагать материал своего исследования, работать со справочной литературой, общаться и работать в команде.

Содержание

Введение    3

Практические работы по общей химии    8

Практическая работа № 1. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей     10

Практическая работа № 2. Комплексные соединения    12

Практическая работа № 3. Коллоидные растворы    14

Практическая работа № 4. Скорость химических реакций и химическое равновесие    16

Практическая работа № 5. Свойства металлов и неметаллов    19

Практическая работа № 6. Водородные соединения неметаллов    21

Практическая работа № 7. Оксиды и гидроксиды металлов и неметаллов    23

Практическая работа № 8. Окислительно-восстановительные свойства соединений металлов, проявляющих переменную степень окисления    27

Решение экспериментальных задач    30

Определитель неорганических веществ    33

Специфические реакции твердых веществ     35

Превращения неорганических веществ    39

Окислительно-восстановительные реакции     47

Расчетные задачи с решениями     70

Первоначальные химические понятия     70

Закономерности протекания химических реакций    118

Скорость химических реакций    128

Химическое равновесие    134

Растворы    137

Металлы и неметаллы    158

Литература    171

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.