Литература. 10-11 классы. Нобелевские лауреаты русской словесности: элективный курс

Снято с продажи
Код 997в
Авторы-составители Жданова А. И.
Издательство Учитель, 2008
Серия Профильное образование
ISBN 978-5-7057-1954-9
Страниц 268
УДК 371.3
Штрихкод 9785705719549
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 11 (мм)
Вес 184 г
Элективный курс "Нобелевские лауреаты русской словесности" позволит привлечь внимание учащихся к всемирно известным писателям русской литературы XX века, в большей части обзорно изучаемым в рамках школьной программы.
Вниманию педагогов предложена программа курса и ресурсный материал к занятиям (рассказы об истории жизни и творчества писателей, воссозданные на основе документов и воспоминаний современников, интересные темы для обсуждения в классе и самостоятельного исследования).
Используя представленную информацию, педагог поможет учащимся открыть для себя художественный мир мастеров русского слова, удостоенных высшей литературной награды.
Предназначено учителям литературы средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, может быть полезно учащимся старших классов.

Подробное описание

Литература – особый вид искусства. В нем тесно переплетены реальность и вымысел, личное и общественное, талант и мировоззрение писателя и политические тенденции всего общества, судьбы одного человека и целой страны. Не может быть одной точки зрения на литературное произведение или на творчество какого-либо художника.

Восприятие художественного произведения зависит от целого ряда факторов: от уровня культуры того, кто берет в руки книгу, от личной позиции читателя, его системы представлений о мире и жизни; от стереотипов, принятых в обществе в конкретную историческую эпоху.

Факторов, влияющих на приятие или неприятие, понимание или непонимание читателем художественного произведения, очень много. Этим отчасти объясняется сложность преподавания в школе такого специфического предмета, как литература.

Учителю нужно не только убедить учащегося прочитать произведение, но необходимо помочь ему почувствовать, понять, услышать то, что хотел донести до каждого читателя писатель.

Урок литературы короток, и так много важной информации остается за его пределами. История русской литературы развивается, знаковых фигур и имен в ней становится все больше, а их перечень в школьном учебнике длиннее.

Элективный курс «Нобелевские лауреаты русской словесности», представленный в настоящем пособии, позволит привлечь внимание учащихся к всемирно известным писателям русской литературы XX века, в большей части обзорно изучаемым в рамках школьной программы.

XX век... Чем он был для России? Чем была Россия в нем?


Эти вопросы являются ключевыми в предложенном курсе. В XX веке на литературном небосводе появились имена пяти лауреатов, удостоенных премии Нобеля. Пять русских писателей: И. А. Бунин (1933 г.), Б. Л. Пастернак (1958 г.), М. А. Шолохов (1965 г.), А. И. Солженицын (1970 г.), И. А. Бродский (1987 г.). Рассказу об их судьбах и творчестве посвящены занятия, составляющие элективный курс для интересующихся литературой старшеклассников.

Вниманию педагогов представлено примерное тематическое планирование и ресурсный материал к занятиям. Интервью с героями повествования и их современниками, многочисленные воспоминания очевидцев, документы и письма – эти материалы помогут учителю воссоздать жизнь интересных людей, талантливых писателей, достойных граждан.

Внимание к биографиям лауреатов не случайно. Жизнь писателя неразрывна с его творчеством (вспомните ставшие хрестоматийными слова А. де Сент-Экзюпери: «Ищите меня в том, что я пишу»), поэтому в центре внимания и судьба человека, и история его произведений.

Предложенные в пособии материалы, темы для обсуждения в классе и самостоятельного исследования будут интересны и полезны учителю при организации занятий. Используя представленную информацию, педагог-словесник поможет юным, но уже внимательным читателям проникнуть в мастерскую каждого писателя, систематизировать и проанализировать информацию о художнике, сопоставить имеющиеся факты о жизни и творчестве.

Содержание

Введение    3

Программа элективного курса «Нобелевские лауреаты русской словесности»    5

Ресурсный материал к занятиям    21

Тема: Обзор наиболее значимых литературных премий    21

Тема: Бунин – это и есть Россия. Жизнь и судьба первого русского Нобелевского лауреата    37

Тема: Особенности бунинской поэтики. Космос Бунина    54

Тема: Поэт и его Музы    66

Тема: «Все изменяется под нашим зодиаком, но Пастернак остался Пастернаком». «Половодье образов и чувств» в жизни и творчестве Б. Пастернака    72

Тема: Роман «Доктор Живаго». История создания в воспоминаниях и документах    82

Тема: Пастернак лауреат Нобелевской премии. Отношения Пастернака и власти («Дело Пастернака»)    90

Тема: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Последние годы жизни Мастера. Поэт и память о нем    101

Тема: Поэтическое мировоззрение Пастернака    119

Тема: Сын тихого Дона. На шолоховской земле. Автобиография    128

Тема: Главный труд жизни    131

Тема: Сталин – Шолохов – Горький. Треугольник противоречий    138

Тема: Шолохов лауреат Нобелевской премии    152

Тема: Масштабы Солженицына. Жизнь. Судьба. Творчество. «Один день Ивана Денисовича»    166

Тема: Нобелевский лауреат. История вопроса    172

Тема: Ростропович – Солженицын – Сахаров    174

Тема: Проблематика творчества Солженицына. (Обзор романов «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»)    186

Тема: Бродский – голос поколения. Жизнь и поэзия    199

Тема: Поэт и власть. Письмо Брежневу    213

Тема: В эмиграции. Бродский – Нобелевский лауреат    216

Тема: Пространство и время Бродского    239

ПРИЛОЖЕНИЯ    245

Приложение 1

«Лица необщим выраженьем…» (Нобелевская лекция И. Бродского)    245

Приложение 2

Речь И. Бродского в Шведской королевской академии при получении Нобелевской премии    259

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос