Прикладная этика. 10-11 кл. Элективный курс

Снято с продажи
Код 995
Издательство Учитель, 2007
Серия Профильное образование
ISBN 5-7057-0788-6
Страниц 308
УДК 371.3
Штрихкод 9785705707881
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 12 (мм)
Вес 207 г
Данное пособие предлагает подробные разработки занятий по элективному курсу "Прикладная этика" для 10-11 классов гуманитарного профиля обучения.
Основное содержание курса - это актуальные нравственные вопросы современности: этика деловых отношений, биоэтика, этика и PR (общественные связи), экологическая этика, проблема смертной казни.
Подобные занятия активизируют нравственный потенциал личности, помогают переживать проблемы и добиваться успеха.

Подробное описание

Программа элективного курса
«Прикладная этика»

Объяснительная записка

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос», что сначала означало «место проживания». Затем оно стало означать устойчивые явления: обычай, характер человека. Аристотель впервые ввел термин «этика» для обозначения особого знания, науки. Цицерон ввел термин «мораль» (латинский перевод греческого слова «этика»).

Этика – это общая нормативная наука, изучающая мораль, нравственность, добродетель (все это тождественные понятия). Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни. Этику можно назвать «дочерью философии», также ее называют практической философией. Этику изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, прежде всего, чтобы быть добродетельным. Конечная цель этики – не набор определенных знаний, а поступки.

Как говорил Аристотель, юноша – неподходящий слушатель для лекций по этике. При этом основным признаком «юноши» он считал не возраст, а незрелость характера, когда человека ведет по жизни слепая прихоть страстей. Чтобы от этики была польза1, необходимы две предпосылки: умение владеть страстями и желание направить их на прекрасные цели.

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет.

В общекультурной лексике все три слова: «этика», «мораль», «нравственность» употребляются как взаимозаменяемые.

Мораль – не просто то, что есть, совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Мораль скорее есть то, что должно быть. Философов-моралистов можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания. Мораль можно представить в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличьях:

1) как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта;

2) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», « не убий».

Этика является составной частью фундамента общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. Все свои проблемы этика черпает в реальной повседневной жизни. Отвлеченные понятия и категории этики являются лишь средством для понимания жизненных реальностей в их взаимосвязи, полноте, глубине и противоречивости.

Исторически наиболее существенными являются видоизменения морали, которые связаны с национально-культурной, социально-статусной, профессиональной принадлежностью людей. В определенном смысле каждый народ, каждый класс, каждая профессия вырабатывают свою мораль. Наиболее показательны в этом отношении писаные и неписаные профессионально-нравственные кодексы, обеспечивающие достойное и общественно значимое поведение человека в рамках его профессиональной деятельности. В них особое внимание уделяется тем отступлениям от общих моральных норм, которые диктуются своеобразием профессии (например, врачебная тайна).

В современных условиях общественно значимый характер приобрела моральная жизнь не только в ее особенных формах, но и в индивидуальных, единичных проявлениях. Это явилось следствием многих факторов, среди которых наиболее важными являются:

1. Изменение реального статуса индивида в обществе, выражающегося в том, что общество в целом, в том числе и государство, гарантированно обеспечивает его основные человеческие права, акцентировано оберегая их в тех случаях, когда индивид принадлежит к разного рода меньшинствам. Не только большая социальная группа или общность – народ, сословие, семья, профессия и т. д., но и личность сама по себе, становится средоточием, фокусом общественной жизни.

2. Новое качественное состояние техники и технологии деятельности. Усложнились коммуникации и вся система организации социального пространства, в результате чего сбой в одном звене сказывается на состоянии системы в целом. Появились столь дорогостоящие технологические возможности, направленные на поддержание благополучия человека, его жизни и здоровья, что каждый случай их применения становится общественно значимым событием.

Эти изменения имели одним из своих следствий интенсивное развитие прикладной этики. Прикладная этика – не просто приложение результатов теоретической этики к практике. Она является особой стадией развития и морали, и этики, знаменуя собой одновременно новую, более глубокую и конкретную форму их синтеза. Прикладная этика – это особая форма теоретизирования; теоретизирование, непосредственно включенное в жизненный процесс. А также – это особая форма принятия ответственных решений, самой человеческой практики, когда последняя поднимается до теоретически осмысленного уровня.

Прикладная этика сложилась в последние десятилетия, наиболее бурно развивается в западных странах, прежде всего в США. Наиболее показательными для понимания феномена прикладной этики являются проблемы, которые можно назвать «открытыми моральными проблемами». Проблемы прикладной этики – это такие проблемы, по поводу моральной квалификации которых нет единства мнений в общественном сознании – ни среди специалистов, ни среди широкой публики. К данным проблемам относятся: смертная казнь, эвтаназия, клонирование, аборты, трансплантация органов, благотворительность, манипуляция общественным мнением и другие.

Они открыты в том смысле, что открытым (нерешенным) остается вопрос о нравственно достойных способах их практического решения. Применительно к ним речь идет не просто о нарушении общепринятых моральных канонов, а об отсутствии таких канонов.

Проблемы прикладной этики (открытые проблемы морали) существуют, как правило, в открытом обществе, являясь одним из выражений его плюрализма. Отдельная личность может иметь о каждой из этих проблем совершенно определенное мнение. Обсуждая вопросы о том, допустимы ли эвтаназия, смертная казнь и
т. д., мы не только высказываем более или менее истинные суждения, но осуществляем также определенный моральный выбор.

Особенностью этики является то, что она является действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. Поэтому общей целью этического образования является раскрытие нравственного потенциала обучающихся.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Воспитание культуры разумного, нравственного, гуманитарного мышления;

2. Выработка духовно-нравственных, мировоззренческих, этико-эстетических установок, идеалов и ценностей, которые активизируют духовный опыт, нравственный потенциал личности, помогают переживать проблемы и добиваться успеха;

3. Формирование плюралистического подхода к решению сложных проблем на основе терпимого отношения к инакомыслию;

4. Умение ориентироваться в проблемах прикладной этики, аргументированно доказывать и защищать свою точку зрения;

5. Умение самостоятельно работать со справочной литературой, учебными пособиями, монографиями, статьями и т. д.

Данный курс рассчитан на учеников 11 классов, готовых вступить во взрослую самостоятельную жизнь, обладающих достаточным жизненным опытом и интеллектуальным развитием, необходимыми для адекватного восприятия столь сложных и неоднозначных этических проблем. При изучении проблем прикладной этики учащиеся опираются на знания, полученные на уроках истории, философии, истории мировой культуры, литературы, социологии и других предметов, что позволяет повысить общую теоретическую и практическую подготовку обучающихся.


1 Гусейнов, А. А., Апресян, Р. Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – С. 5–6.

Содержание

Программа элективного курса «Прикладная этика»    3

Объяснительная записка    3

Содержание элективного курса    7

Учебно-тематический план    9

Основная часть элективного курса    11

Тема I. Нравственность и революция    11

Тема II. Смертная казнь    28

Тема III. Биоэтика    46

Тема IV. Этика деловых отношений    91

Тема V. Этика и PR (общественные связи)    146

Тема VI. Экологическая этика    217

Тема VII. Благотворительность    253

Контрольно-обобщающий урок (защита эссе)    305

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.