Биология. 10-11 классы. Практикум по анатомии и физиологии человека

Снято с продажи
Код 993г
Авторы-составители Высоцкая М. В.
Издательство Учитель, 2008
Серия Профильное образование
ISBN 978-5-7057-1269-4
Страниц 175
УДК 371.3
Штрихкод 9785705712694
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 7 (мм)
Вес 132 г
В настоящем пособии представлена программа и разработки практических занятий по анатомии и физиологии человека для организации индивидуальной образовательной траектории учащихся 10-11 классов, выбравших биологический профиль.
Содержание занятий не только расширяет кругозор и эрудицию старшеклассников (что необходимо для подготовки в высшие учебные заведения), но и формирует навыки постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения задач.
Пособие предназначено учителям биологии для организации профильного обучения, может быть полезно старшеклассникам для самоконтроля.

Подробное описание

программа
практикума по анатомии и физиологии человека
для старших классов профильной школы
(34 часа)

Пояснительная записка

Данная программа была разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся старшей школы в выборе и формировании индивидуальной образовательной траектории в рамках элективных курсов.

Актуальность программы заключается в том, что на сегодняшний момент в практике отечественной средней школы накоплен достаточный опыт изучения теоретического материала, но выработка навыков решения биологических задач, постановки физиологического эксперимента и выполнения лабораторных работ не предусмотрена.

В настоящее время особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые на человеке. Но далеко не каждая школа имеет всё необходимое для организации сложных практических работ, поэтому в программу курса включены такие лабораторные работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов.

Практикум объёмом 34 часа рассчитан на учащихся старших классов средней школы, которым анатомические и физиологические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.

Цели:

1. Углубление теоретических знаний.

2. Выработка навыков постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения экспериментальных задач.

Задачи:

1. Познакомиться с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека.

2. Сформировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по физиологии и анатомии человека.

Планируемые результаты.

По окончании планируемого курса учащиеся должны научиться:

решать задачи по физиологии;

– работать с микропрепаратами тканей человека и животных;

– определять развитие мускулатуры и наличие плоскостопия;

– подсчитывать пульс и измерять артериальное давление;

– определять жизненную ёмкость лёгких;

– исследовать пищевые продукты;

– грамотно составлять суточный пищевой рацион человека;

– исследовать рефлекторные реакции человека;

– определять объём памяти и оценивать логическое мышление.

Формы контроля:

· рисунок;

· работа с формулами;

· работа с таблицами;

· постановка и описание опыта;

· ответы на вопросы;

· аналитическое сравнение полученных данных с нормативными;

· составление индивидуальных характеристик на основе данных исследований.

Тематический план

практ. раб.

Тематика практических работ

Кол-во

часов

1

2

3


Тема 1. Организм человека и его строение

3

1

Строение животной клетки под микроскопом

1

2

Микроскопическое строение тканей

1

3

Решение задач

1


Тема 2. Опорно-двигательный аппарат

4

1

Мышечная сила.

Сила мышц и силовая выносливость

1

1

2

Определение наличия плоскостопия

1

3

Координация движений.

Быстрота реакций человека

1

1

4

Решение задач

1


Тема 3. Кровь и кровообращение

4

1

Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения. Минутный и систолический объём крови

1


Продолжение табл.

1

2

3

2

Наблюдение движения крови в живом организме. Периферическое кровообращение

1

3


Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы.

Ортостатическая проба.

Приемы остановки кровотечения (артериального, венозного, капиллярного)

1


4

Решение задач

1


Тема 4. Дыхание

2

1

Спирометрия.

Жизненная ёмкость лёгких

1

2

Определение физической работоспособности

по одышке.

Гарвардский степ-тест

1


Тема 5. Пищеварение

3

1

Питательные вещества и пищевые продукты.

Пищевые отравления, их предупреждение и первая помощь при них.

Определение качества коровьего молока.

Определение доброкачественности свежего мяса.

Свойства натурального меда. Определение примесей в меде

1

2

Вредное влияние алкоголя на процессы пищеварения.

Влияние никотина на ферменты слюны.

Простейшие способы очистки воды из природных источников

1

3

Решение задач

1


Тема 6. Обмен веществ

2

1

Составление пищевого рациона

1

2

Витамины

1


Тема 7. Нервная система

6

1

Исследование рефлекторных реакций человека

1

2

Исследование состояния вегетативной нервной системы

1

3

Средний мозг

1

4

Мозжечок

1

Окончание табл.

1

2

3

5

Определение индивидуального профиля асимметрии

1


6

Условные зрачковые рефлексы человека на звонок

1


Тема 8. Анализаторы

6

1

Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза. Астигматизм

1

2

Острота зрения

1

3

Цветное зрение

1

4

Бинауральный слух.

Определение уровня шума.

Острота слуха

1

5

Температурная адаптация кожных рецепторов. Исследование тактильной чувствительности

1


6

Чувствительность языка к различным раздраже-ниям

1



Тема 9. Высшая нервная деятельность

3

1

Выявление объёма кратковременной памяти.

Образная память.

Смысловая память.

Хорошая ли у вас зрительная память?

1


2

Внимание.

Объём внимания.

Логическое мышление

1

3

Объём восприятия.

Закономерности восприятия.

Определение типа восприятия.

Опыт Аристотеля.

Определение темперамента

1


Итоговое занятие

1

Содержание

Программа практикума по анатомии и физиологии человека

для старших классов профильной школы  (34 часа)    3

Разработки занятий    7

Тема 1. Организм человека и его строение (3 часа)    7

Тема 2. Опорно-двигательный аппарат (4 часа)    18

Тема 3. Кровь и кровообращение (4 часа)    27

Тема 4. Дыхание (2 часа)    54

Тема 5. Пищеварение (3 часа)    64

Тема 6. Обмен веществ (2 часа)    83

Тема 7. Нервная система (6 часов)    99

Тема 8. Анализаторы (6 часов)    120

Тема 9. Высшая нервная деятельность (3 часа)    139

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос