Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения

Снято с продажи
Код 990е
Авторы-составители Кобзарева Л. А.
Издательство Учитель, 2008
Серия Профильное образование
ISBN 978-5-7057-1549-7
Страниц 133
УДК 371.3
Штрихкод 9785705715497
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Вес 89 г
В наше время все большее значение приобретают лингвистические знания и умения. Владение культурой устной и письменной речи, искусством общения, навыками активного речевого действия, риторикой может быть необходимым во многих современных профессиях. Предлагаемый практический курс по русскому языку для учащихся 9 класса способствует развитию перечисленных качеств.
Практическая направленность курса достигается при изучении теоретического материала через анализ текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов русского языка за 5-8 классы. Даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистические задания различной сложности, тестовые задания, практические работы.
Разработанный материал можно использовать для курсов по выбору в классах с углубленным изучением лингвистических дисциплин, на уроках развития речи в старших классах при подготовке к ЕГЭ.
Предназначено для учителей русского языка и литературы.

Подробное описание

ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
«пРАКТИЧЕСКИЙ КУРС РЕЧЕВЕДЕНИЯ»

Пояснительная записка

Обоснование актуальности,
новизны и значимости программы

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Результаты экспериментального ЕГЭ в 9 классе (2005–2006 учебный год) свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает именно написание сочинения-рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (78 часов в учебном году, 2 раза в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения-рассуждения. Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к ЕГЭ в 9 классе. Важным является то, что форма экзамена в 9 классе новая, методических пособий для учителя не разработано.

Новизна программы:

в выделении дополнительных часов на уроки развития речи;

– в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;

– в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;

– в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;

– в акцентировании внимания взаимопроверке, рецензированию, редактированию текстов;

– в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста
с опорой на образец, написание собственного текста;

– в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой как учителя, так и учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.

Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистические задания различной сложности, тестовые задания, практические работы, на выбор учителя предлагается несколько вариантов авторских текстов по определенной тематике.

С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед ними сформулированы цели курса.

Разработанный материал можно использовать для курсов по выбору в 8–9 классах, для классов с углубленным изучением филологических дисциплин, на уроках развития речи в старших классах при подготовке к ЕГЭ. Тестовые задания к текстам составлены на основе заданий ЕГЭ 2006 года в 9 классе, материал уроков предусматривает подготовку учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ и творческого задания.

Цели данной программы:

– научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

– подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;

– оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;

– способствовать интеллектуальному развитию ученика;

– воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса

Теоретические:

– освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

Развивающие:

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

– развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

– совершенствование коммуникативных умений;

– овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

– поддерживать беседу, вести спор;

– адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

– логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

– совершенствовать и редактировать текст;

– применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:

– воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

– воспитание интереса и любви к русскому языку;

– воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

– воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

– воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии,
на которых базируется данная программа,
роль и место программы
в образовательном маршруте обучающегося

Доминирующей идеей курса «Практический курс речеведения» является:

– формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V–IX классах.

Теоретической основой данного курса является:

– лингвистический, стилистический анализ текста;

– система языковых понятий и функционирования;

– различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

– уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

– комплексный подход при разработке занятий;

– вариативность содержания и форм проведения занятий;

– научность, связь теории и практики;

– преемственность;

– наглядность;

– систематичность и последовательность;

– прочность полученных знаний;

– активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

– технологии исследовательской деятельности учащихся;

– технологии проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

– овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

– способен работать над разнообразной информацией,

– может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

– способен аргументированно доказать собственную точку зрения.

Предлагаемая программа учит учащихся анализировать текс-ты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

Обоснование отбора содержания и общей логики
и последовательности его изучения

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значитель-ное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.

Учебная программа данного курса сочетается с внеучебной деятельностью: элективными курсами по риторике, стилистике, словесности, культуре речи, «Обучение сочинению в жанре эссе» (для 9–10 классов), факультативным курсом «Теория и практика сочинений различных жанров» (для 7–8 классов), а также с внеклассными мероприятиями в форме диспутов, с олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями.

Разработанный материал можно использовать для проведения элективного курса в 9 классах, курса по выбору в 9 классах, для классов с углубленным изучением филологических дисциплин, на уроках развития речи в старших классах при подготовке к ЕГЭ. Тестовые задания к текстам составлены для отработки речеведческих навыков. Материалы занятий и приложения (составлены на основе заданий ЕГЭ 2007 года в 9 классе) предусматривают качественную подготовку учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ и творческого задания.

Содержание

программа курса по выбору «практический курс речеведения»

Пояснительная записка    3

Занятия 1–2

Тема: Сочинение-рассуждение. Основные требования к твор-ческой работе. Обучающее сочинение-рассуждение о памяти    20

Занятие 3

Тема: Средства выразительности речи    36

Занятие 4

Тема: Виды связи предложений в тексте. Средства связи пред-ложений в тексте    50

Занятия 5–6

Тема: Сочинение-рассуждение о русском языке    54

Занятие 7

Тема: Рецензирование и редактирование творческих работ

о русском языке. Самостоятельная работа над редактированием текста    56

Занятия 8–9

Тема: Рецензирование и редактирование творческих работ

на основе примеров    57

Занятия 10–11
Тема: Сочинение-рассуждение о Родине    62

Занятие 12

Тема: Рецензирование и редактирование собственной творче-
ской работы    68

Занятия 13–14

Тема: Работа с текстом о нравственных проблемах. Обучающее сочинение-рассуждение о правилах поведения с окружающими    69

Занятие 15

Тема: Рецензирование и редактирование творческих работ

о нравственности    79

Занятия 16–17

Тема: Сочинение-рассуждение о нравственности по словам

мудрых людей    81

Занятия 18–19

Тема: Творческая мастерская. Сочинение-рассуждение
по словам мудрых людей    91

Приложение. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы (на основе материалов 2006/2007 учебного года)    93

Литература    131

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос