Русский язык. 10-11 кл. Родной язык в "реке времени" (история языка и история общества).

Снято с продажи
Код 990б
Авторы-составители Божко Н. М., Шарова Н. А. и др.
Издательство Учитель, 2008
Серия Профильное образование
ISBN 978-5-7057-1309-7
Страниц 319
УДК 371.3
Штрихкод 9785705713097
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 13 (мм)
Вес 235 г
Данное пособие содержит программу и разработки занятий элективного курса "Родной язык в "реке времени" для учащихся 10-11 классов.
Развивая содержание базисного курса, предлагаемый информационный материал удовлетворяет познавательные потребности старшеклассников в вопросах, связанных с историей развития языка и общества. Многообразие используемых методов: наблюдение над языковыми явлениями, упражнения проблемного характера, лингвистические эксперименты, самостоятельный отбор и анализ материала - способствует развитию коммуникативных умений и навыков старшеклассников, формирует стремление к свободному владению языком и его ресурсами.
Пособие поможет учителям русского языка и литературы в организации профильного обучения в 10-11 классах.

Подробное описание

Пояснительная записка

Элективный курс «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» рассчитан на 34 часа для учащихся
10–11 классов. В нем рассматриваются вопросы, связанные с историей развития языка и общества. Это системно-интегри-рующий взгляд на язык. Он формирует концентрическую модель языковой системы, поэтому программа отражает современный подход к изучению языка.

Представленный информационный и иллюстрированный материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволяют учащимся осознать роль языка как исторически развивающегося явления, расширить их познания в этой области:

– лекции учителя с различными видами заданий;

– доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;

– беседы;

– работа в больших и малых группах;

– самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;

– упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента);

– чтение, исследование древнерусских текстов, их перевод;

– самостоятельный отбор материала (запись речи окружающих, в том числе молодежного сленга, диалектной речи);

выборка материала из художественной литературы, его анализ;

чтение рекомендованной научно-популярной лингвистической литературы;

– проведение деловых игр по типу конгрессов, научных конференций, игр «Как стать… отличником» (по типу телевизионной игры «Как стать миллионером»), практикумов.

Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на занятиях, а также дискуссии по поводу этих выступлений.

Представленные занятия педагог может изменять по своему усмотрению, использовать их частично, помещая в собственные планы, дополнять, варьировать. Структура занятий определяется основным законом дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному с использованием индивидуальных, групповых и коллективных заданий.

Основными целями данного курса являются:

– формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;

– создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами.

В результате изучения курса учащиеся должны:

– освоить минимум основ языкознания;

– видеть основные тенденции в языковом развитии: связь языка и человека, общества и языка, причины появления новых слов, их исчезновения и т. д.;

– знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма; формирование орфоэпических, лексических, грамматических и других норм языка;

– осознать, что язык развивается по определенным законам.

Содержание

Пояснительная записка    3

Программа    5

Учебно-тематический план    9

Занятия 1–2. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев)    21

Занятия 3–4. Как жили наши предки – славяне    29

Занятия 5–6. «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена…» (И. А. Бунин)    37

Занятия 7–8. Развитие письма на Руси (и несколько историй из жизни букв)    48

Занятия 9–10. «Счастливый случай» (игра)    78

Занятия 11–12. Как учили грамоте на Руси    83

Занятия 13–14. «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем…» (практикум)    92

Занятия 15–16. Русский язык в кругу славянских языков (деловая игра-конгресс)    109

Занятия 17–18. «Дыхание истории» (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка) (занятие-наблюдение)    122

Занятия 19–20. «Первородные и усыновленные слова»

(Я. Козловский)    134

Занятия 21–22. «Огоньки крестьянской речи»

(О. Шестинский) (беседа за «круглым столом»)    162

Занятия 23–24. «Русской речи государь по прозванию

Словарь» (Я. Козловский)    198

Занятия 25–26. Тайны имен и прозвищ    210


Занятия 27–28. С какого времени начинается современный

русский литературный язык?    247

Занятия 29–30. Что? Как? Почему? (практикум)    276

Занятие 31. «Кто хочет стать… отличником» (игра)    303

Занятие 32. Из истории русской пунктуации (лекция

с элементами заданий)    308

Занятия 33–34. Презентация устного журнала «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)»    314

Литература    316

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос