Русский язык. 10-11 кл. Занимательный синтаксис. Элективный курс

Снято с продажи
Код 990
Авторы-составители Божко Н. М., Ситникова Л. Н. и др.
Издательство Учитель, 2006
Серия Профильное образование
ISBN 5-7057-0846-7
Страниц 139
Штрихкод 9785705708468
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 93 г
Данное пособие содержит программы элективных курсов по русскому языку "Всемогущий и занимательный синтаксис", "Удивительное рядом…", "Практическая фразеология", "Беседы о русской стилистике и культуре речи".
Предлагаемые курсы составлены в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования и направлены на углубленное изучение предмета.
Их содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности школьников, повышению их информационной и коммуникативной компетентности.
Надеемся, что предлагаемый материал поможет учителям русского языка и литературы в организации профильного обучения в 10-11 классах.

Подробное описание

всемогущий и занимательный

синтаксис


Пояснительная записка

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» новая модель современного школьного курса для учащихся 1011 классов. Рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения.

Программа включает в себя:

• теоретический материал;

вопросы и задания практического характера;

• вопросы и задания занимательного характера.

Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

при изучении однородных членов предложенияусиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;

при изучении обращений использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;

при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

Вся практическая работа элективного курса может проходить в форме КВН, клуба знатоков, «Брейн-ринга», игр «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и т. д.

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

– обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

– развитие интонационно выразительной речи;

– активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

– проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

– самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

– развитие логического и абстрактного мышления.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной – иллюстративный материал.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

– самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

– обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

– находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);

– владеть навыками стилистической правки текста;

– самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

– использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

Содержание

Всемогущий и занимательный синтаксис    3

Пояснительная записка    3

Учебно-тематический план    6

Содержание программы    9

Литература    12

Методические рекомендации    13


Удивительное рядом… Практическая фразеология    66

Пояснительная записка    66

Учебно-тематический план    67

Содержание программы    70

Литература    73

Методические рекомендации    74


Беседы о русской стилистике и культуре речи    99

Пояснительная записка    99

Учебно-тематический план    102

Содержание программы    105

Литература    111

Методические рекомендации    112

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru