В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги

  • Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги — интернет-магазин УчМаг
-10%
140 руб.
126 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 892
Авторы-составители: Ельцова О. М.
Издательство: Учитель, 2011
ISBN: 978-5-91651-054-6, 978-5-7057-2690-5
Страниц: 215
УДК: 372.21
Штрихкод: 9785705726905
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 195 x 9 (мм)
Обложка: офсетный лак
Переплёт: мягкая, склейка
Вес: 142 г
Формирование умений и навыков рационального речевого поведения у воспитателей позволит обогатить методическую работу в дошкольном учреждении, повысить общекультурную подготовку педагогов. Система работы, изложенная в пособии, направлена на осознание коммуникативной культуры как условия комфортного существования личности, ее самореализации. Практические задания, игры, тренинги подчинены определенной задаче и объединены в блоки. В каждом блоке, название которого отражает ведущую задачу, предпочтение отдано практическим формам занятий.
Пособие предназначено старшим воспитателям, руководителям ДОУ, преподавателям педагогических колледжей, педагогам, заинтересованным в успехе своей профессиональной деятельности.

Подробное описание

Введение


Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.

Наполеон

Усвоение языка начинается человеком с момента появления его на свет и продолжается почти всю жизнь. Известный поэт
Е. Винокуров писал:

Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо слова возникает сразу.

Но чтобы возникло «чудо слова», мало только «рот открыть». Потенциальные возможности языка ###TAG_SERIES_240437_0##TAG_SECTION_8797_0###(языковой системы) не только достаточны для того, чтобы сообщить информацию, но и позволяют воздействовать на сознание слушателя и при этом вызвать к ней желаемое отношение. Однако используется разнообразие языка каждым человеком по-разному. Если, черпая из одного природного источника, люди достают одинаковые природные богатства, то иначе обстоит дело с тем источником, из которого черпает человек, чтобы строить свою речь. Поэтому одни обладают высокой культурой речи, то есть совокупностью таких свойств, которые позволяют говорить о ее совершенстве; другие же едва овладевают речевой грамотностью. Одни только говорят, другие умеют разговаривать. Примечательны в этом отношении афористичные высказывания В. О. Ключевского: «Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего
сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают»; «Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают, потому что их мысли хуже их слов, а чувства хуже самих мыслей» [38]*1. Очевидно, что Ключевский соотносит способность «разговаривать» с самой способностью мыслить, думать. Он видит в этой способности показатель интеллекта, отражающего возможность адаптироваться к окружающей среде, умение эффективно действовать в конкретных жизненных ситуациях, то есть все то, что является результатом социализации личности.

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. Поэтому искусство говорить нужно для социальной реализации своих творческих потенций. Ведь овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, причем настолько, что способен порой определить жизнь и судьбу человека. Сегодня в нашей стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить»,писал талантливый педагог В. А. Сухомлинский [33]. Слово, умное, уместное, доброе, точное, выразительное, доступное и правильно понятое, преобразует нашу жизнь, делает ее добрее, богаче, если, конечно, умело им пользоваться.

Поэтому словом – свободно и грамотно – должен владеть любой наставник, любой педагог. Учитель – это не тот, кто говорит, а тот, кого слушают.

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание с родными и друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.

Риторика – это искусство эффективного и результативного общения. Еще в античные времена Аристотель писал в своей «Риторике», что все люди некоторым образом причастны к риторике, «так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять». Наверное, нет таких профессий, где
искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы.

Педагог начинается с риторики – науки о речи, о влиятельной речи авторитетного человека. У владеющего педагогической риторикой не может быть сорван урок/занятие. Ведь уметь вести урок/занятие – это значит уметь вести за собой. Нечасто можно встретить человека, хорошо владеющего своей речью, умеющего грамотно и красиво говорить.

Без сомнения, знание основ риторики общения, практическое их применение позволят педагогу приобрести чувство уверенности и стать более «раскованным» и коммуникабельным. Только человек, свободно владеющий родной речью и логикой, может добиться успехов в жизни и в своей непосредственной деятельности.

Поэтому овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи жизненно необходимо педагогам. Умение говорить, по В. Белинскому, – это «дар природы». Чтобы дар природный развивался, стал умением «произносить слова и строить фразы», необходимо знание. Если есть знание, человек говорит правильно. «Ни искусство, ни мудрость, – утверждал Демокрит, великий философ древности, – не могут быть достигнуты, если им не учиться» [4]. Система методической работы по формированию риторических навыков и умений позволит педагогам преодолеть трудности, возникающие у них при общении с детьми и их родителями, с коллегами. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляются в так называемых проблемных ситуациях, когда существующий уровень навыков и умений речевого поведения воспитателя оказывается недостаточным для осуществления в процессе педагогической деятельности эффективного, а точнее результативного общения.

Включение курса риторики в содержание образовательного процесса ДОУ и овладение воспитателями основами риторического мастерства и методикой квалифицированного обучения детей старшего дошкольного возраста риторике будет способствовать, с одной стороны, развитию общей культуры (элементом которой является культура общения) подрастающего поколения, с другой стороны, росту педагога как творческой личности.
В процессе приобщения детей к элементам, основам риторики в контексте развития выразительной связной речи развивается не только ребенок, но и педагог, вырастая в творческую личность, приобретая черты коммуникативного лидера, способного в современных условиях успешно решать сложные педагогические задачи.

Основной целью данного пособия является пропаганда риторических знаний среди педагогов ДОУ, чья деятельность содержит речевую составляющую. Система работы, изложенная в пособии, по формированию навыков и умений рационального речевого поведения у воспитателей ДОУ позволит обогатить методическую работу в дошкольном учреждении, повысить общекультурную подготовку педагогов.

Структура пособия определяется обозначенной целью.

Первая часть пособия содержит теоретический материал, знакомство с которым дает представления о становлении и развитии риторики как науки об искусстве речи; о современной риторике как учебной дисциплине; об элементах коммуникативной культуры личности.

Вторая часть пособия – практико-ориентированная. Она направлена на осознание коммуникативной культуры как условия комфортного существования личности, ее самореализации. Практические задания, игры, тренинги подчинены определенной задаче и объединены в блоки. Каждый блок, название которого отражает ведущую задачу, имеет методическое сопровождение. Структура и характер упражнений, типы заданий были составлены и подобраны исходя из поставленной задачи, решаемой в каждом блоке.

В соответствии с логикой формирования риторического навыка семинарские занятия должны строиться по принципу работы в малых группах (4–6 человек); лекционные занятия сведены к минимуму и отдано предпочтение практическим формам занятий. На этих занятиях педагогов должны учить применению навыков построения текстов, продуктивному участию в процессе общения, достижению своих коммуникативных целей.

Предлагаемая система работы по формированию у воспитателей ДОУ риторических умений и навыков позволит дошкольному учреждению решить конкретные задачи:

1) проанализировать сущность речевого поведения в профессиональной среде педагогов ДОУ;

2) изучить возможности использования риторики в методической работе детского сада по совершенствованию коммуникативной компетенции воспитателей;

3) установить целесообразность использования риторических средств и приемов в овладении педагогами инструментом моделирования и оценки общения, в выработке умения анализировать и создавать различные речевые произведения, умения понимать других людей;

4) выработать приемы и отдельные методики, способствующие эффективному становлению навыков устной речи у педагогов ДОУ.


* Здесь и далее цифры в квадратных скобках обозначают порядковый номер цитируемой работы по списку литературы, размещенному в конце пособия, – см. с. 212–214.

Содержание

Введение  ###TAG_SERIES_164394_0##TAG_SECTION_8236_0###  3

Речевая коммуникация и речевое поведение педагога    9

Практические занятия ###TAG_SERIES_132346_0##TAG_SECTION_12221_0###   14

Блок 1. Постигаем основы общения    14

Блок 2. Учимся видеть проблемы ###TAG_FILTER_LANDINGS_1058123_1_0#   41

Блок 3. Учимся задавать вопросы    55

Блок 4. Учимся давать определения понятиям    63

Блок 5. Изучаем путь от мысли к слову    94

Этап I. Изобретение содержания речи    94

Этап II. Расположение содержания (смысловая структура) описания, повествования, рассуждения    128

Этап III. Превращение замысла речи в реальный текст    151

Блок 6. Постигаем секреты педагогической риторики    179

Итоговое занятие «Торжественные публичные речи»    189

Приложения    197

Приложение 1. основные «правила» слушания собеседника    197

Приложение 2. Советы желающим овладеть культурой обще-
ния (психологи Р. С. Немов, А. И. Новиков)    198

Приложение 3. рекомендации по ведению деловых бесед    201

Приложение 4. Тест «Ведущий или ведомый»    202

Словарь терминов    205

Литература    212

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru