Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет

Снято с продажи
Код 888п
Составители Власенко О. П.
Издательство Учитель, 2021
Серия Дошкольное воспитание
ISBN 978-5-7057-4330-8, 978-5-7057-1942-6, 978-5-7057-5626-1
Страниц 291
УДК 372.21
Штрихкод 9785705743308, 9785705719426, 9785705756261
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 13 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 205 г
В пособии представлены сценарии спектаклей, пьес, сценки для кукольного театра, игры-драматизации и эстрадные миниатюры с использованием игрушек, картинок, которые позволят педагогам приобщить детей к различным видам театра - теневому, настольному, тантамаресок, научить ребенка-актера легко перевоплощаться в любимых героев, привить интерес к театральному искусству и творческой деятельности, организовать совместную с педагогами и самостоятельную деятельность дошкольников 3-7 лет по художественно-эстетическому, речевому, социально-коммуникативному развитию в соответствии с положениями ФГОС ДО.
Предлагаемый материал может быть использован для театральных постановок и в качестве увлекательного дополнения на праздниках, развлечениях, утренниках.
Предназначено музыкальным руководителям, воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования центров детского творчества; полезно родителям для проведения семейных театральных вечеров.

Подробное описание

Введение

Художественно-эстетическое воспитание ребенка... Педагоги определяют этот вид деятельности как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие креативности.

Конечно же, особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла.

Надо отметить, что художественно-эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания. Это и есть принцип всестороннего и гармоничного развития личности, к которому мы все так стремимся.

Основная цель, которую ставят педагоги дошкольного воспитания, занимаясь с детьми, – это развитие творческих способностей средствами театрального искусства.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.

Расширению опыта ребенка способствуют театральные занятия, которые рекомендуется проводить два раза в неделю в каждой возрастной группе под девизом: «Театр творчество дети».

Знакомить детей с театральной куклой можно начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, нужно стремиться вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждать детей общаться с куклой, внимательно ее рассмотреть. Не стоит препятствовать стремлению малышей поиграть с куклами, участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя, дети включаются в театрализованные игры.

Начиная со второй младшей группы и до выпуска из детского сада педагоги знакомят детей с различными видами кукольных театров. Для этого необходимо использовать этюды, обучающие детей приемам управления куклами различных систем. Когда малыши освоят приемы кукловождения, можно приступать к постановке кукольного спектакля.

Параллельно в каждой возрастной группе проводится обучение детей основам актерского мастерства. Для этой цели используется этюдный тренаж, который помогает развить внимание, память, мышление, воображение и восприятие. Прививаются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

Начиная со средней группы работу над кукольными спектаклями и театрализованными играми целесообразно вести параллельно, объединяя кукольный спектакль с театральной игрой в единое целое. Этот вид деятельности (театрализованные игры с элементами кукольного театра) интересен тем, что в одно и то же время часть детей играет с театральными куклами, а другая – участвует в спектакле драматического театра. Неуверенные в себе дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в стрессовой ситуации (выступление перед зрителями).

В старшей группе навыки кукловождения, приобретенные детьми за три года обучения, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем: настольные куклы, верховые, марионетки, напольные, куклы с «живой рукой».

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами, наиболее сложными в управлении куклами (тростевые куклы, куклы с «живой рукой», мягкие игрушки, «люди-куклы»).

Используя в работе с детьми различные виды театральной деятельности, основополагающими можно считать представления выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Для успешного художественного развития ребенка педагогу необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий и развлечений. В связи с этим составитель данного пособия предлагает такие нестандартные формы организации работы, как вечера развлечений с использованием театра тантомаресок, представления перчаточных кукол-петрушек, игры-драматизации, театрализованные игры с использованием фланелеграфа, теневого театра, пальчикового театра кукол бибабо, театра игрушек, кукольные спектакли и инсценировки, основанные на творчестве и импровизации детей, делающие процесс художественно-эстетического воспитания не только познавательным, но, несомненно, более интересным, эмоциональным, что дает возможность педагогу формировать нравственный мир детей, развивать их художественно-эстетический вкус, творческие и музыкальные способности, координацию движений, речь.

Таким образом, для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов дошкольников, в том числе и при помощи театральной деятельности.

Предлагаемое пособие раскрывает специфику этих процессов через тесное единство эстетического с другими сторонами восприятия, динамику формирования нравственных качеств личности ребенка.

Поскольку дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения необходимо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и доступный материал для театрального творчества, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают театрализованные  и сюжетно-ролевые игры с куклами, инсценировки с игрушками, которые дают возможность в игровой форме обучать детей и закреплять художественно-эстетические приемы.

Для удобства использования материала в практической деятельности педагогов данное пособие содержит  два раздела:

· в первый раздел включены спектакли, пьесы и сценки для кукольного театра;

· во втором разделе представлены эстрадные сценки и юморески для театра тантамаресок, игры-драматизации, театрализованные игры с использованием различных видов театра: картинок, фланелеграфа, настольного, теневого, игрушек, пальчикового, перчаточного с участием куклы-петрушки, кукол бибабо.

Сценарии написаны с учетом возрастных и психологических особенностей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и базируются на сюжетной основе, где основными действующими лицами становятся дети в образе знакомых кукольных или игрушечных персонажей.

Принципиально важно не оставить безучастным ни одного ребенка, каждый должен получить пусть небольшую, но незаменимую роль.

Содержание предлагаемых сценариев создает возможность через эмоциональные переживания способствовать становлению нравственной позиции ребенка: воспринимать прекрасное, беречь красоту природы, активно «бороться» со злом, творить добро самому.

Цель работы педагогов в направлении театральной деятельности – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.

Таким образом, представленные разработки и детские сценарии являются средством художественно-эстетического воспитания, предполагают особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а также к дальнейшему развитию его творческих способностей.

Надеемся, что предлагаемый материал поможет педагогам, а также музыкальным руководителям и режиссерам детских театральных постановок, мюзиклов, инсценировок и картинок успешно организовать систематическую практическую работу по развитию и воспитанию детей с помощью активной театральной деятельности, а праздники и развлечения сделать для малышей незабываемыми, яркими, сюрпризными.

Пусть с вашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

жизненной тропой.

Г. Попова

Содержание

Введение    3

Спектакли, пьесы и сценки для кукольного театра, вечера развлечений с использованием театра кукол    9

Танина птичка    9

Подарки (В. Петрова; отдельные эпизоды сценария заимствованы  из кукольных спектаклей И. Плакиды и Н. Фок)    14

Катюшины игрушки (пьеса для кукольного театра)    23

Волшебный цветок (А. Островенец)    28

Хрюша не грязнуля (сценарий кукольного спектакля Р. Манерко)    32

Знаменитый утенок Тим (пьеса для кукольного театра по мотивам сказки Э. Блайтон, автор О. Гуща)    36

Красная Шапочка и добрый волк (А. Островенец, А. Н. Ишкова;  пьеса-сказка для кукольного театра)    43

Волшебная сметана (пьеса-сказка для кукольного театра)    46

Петрушка-помощник (И. Михайлова)    50

Терешечка (пьеса по мотивам русских сказок для театра кукол)    55

Серебряное копытце (инсценировка А. Баркова по сказке П. Бажова)    76

Бяша (пьеса М. Садовского для кукольного театра в двух действиях)    85

Ай да репка! (пьеса для театра кукол в двух действиях по мотивам русских народных сказок И. Токмаковой)    102

Не садись на пенек, не ешь пирожок! (пьеса для театра кукол по мотивам русской народной сказки М. Садовского)    123

Едем мы в сказку чудес (сценка С. Альхимович, Н. Загорской)    139

Петрушка идет в школу (музыка Т. Корганова, сценарий и тексты песен И. Лаптевой)    148

Петрушка в гостях у малышей (развлечение с использованием театра кукол по сценарию Н. Житковой)    150

Мишуткина находка (пьеса для кукольного театра А. Н. Ишкова)    152

Подарок для мамы (пьеса-сказка для кукольного театра А. Н. Ишковой)    154

Щелкунчик (музыкальная сказка Н. Сорокиной, А. Н. Ишковой)    158

Осень в лесу (сценка для кукольного театра Л. А. Олиферовой)    165

Вот это музыка! (сценарий спектакля кукольного театра О. Гуща)    168

Петрушкины загадки (сценка кукольного театра В. Волчковой)    175

Бантик и Пузырик (сценка кукольного театра по сценарию В. Волчковой)    178

Петрушка и Афоня (сценка кукольного театра В. Волчковой)    180

Колобок (пьеса в одном действии, четырех картинах на сюжет народной сказки)    182

Репка (пьеса в одном действии на сюжет народной сказки Г. Ландау)    196

Дочка моя куколка (развлечение для детей первой младшей группы на материале русского фольклора)    208

Зайчик  (развлечение для детей 1,5–2 лет)    209

Курочка  (развлечение для детей первой младшей группы)    210

Поиграем с мишкой  (развлечение для детей первой младшей группы)    211

Веселые музыканты  (развлечение для детей первой младшей группы)    212

Бабушкины забавушки  (развлечение для детей второй младшей группы)    213

Звонкий колокольчик  (развлечение для детей второй младшей группы)    215

Матрешка  (игра для детей первой младшей группы)    215

Гостюшка (развлечение для детей младших групп)    219

Театр тантамаресок.  Игры-драматизации    222

Какой сегодня праздник? (эстрадная миниатюра-тантамареска)    222

Готов ли ты к школе? (игра на внимание и сообразительность)    224

Шутка-минутка    225

Небылицы (оригинальный номер-тантамареска)    226

Театрализованные игры с использованием различных видов театра: картинок, фланелеграфа, настольного, игрушек, теневого, пальчикового, кукол бибабо    228

Клубок – шерстяной колобок (стихотворная сказка В. Семернина,  народные тексты подобрала А. Шибицкая)    228

Как вести себя на улице (игра-драматизация для фланелеграфа, театр игрушек)    237

Детки в клетке (игра-драматизация для театра игрушек, фланелеграфа, настольного театра картинок)    241

В школе светофора Мигалки (игра-драматизация для фланелеграфа, настольного театра картинок, театра игрушек)    247

Два жадных медвежонка (игра-драматизация для театра теней Л. В. Артемовой)    253

Двенадцать месяцев (игра-драматизация для кукольного театра, драматизация Л. В. Артемовой)    257

Мальвина учит Буратино (кукольный театр бибабо, пальчиковый театр, драматизация; сценарий Л. В. Артемовой)    268

Федорино горе (кукольный театр, настольный театр картинок; сценарий Л. В. Артемовой)    274

Литература    284

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.