Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия

Есть на складе
155 руб.
-10%
139,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 886г
Авторы-составители Коробицина Е. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь психологу ДОО
ISBN 978-5-91651-005-8, 978-5-7057-5760-2
Страниц 135
УДК 372.215
Штрихкод 9785916510058, 9785705757602
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 96 г
Родителям, как и детям, необходимо овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных взаимоотношений.
Предлагаемые коррекционно-развивающие занятия и тренинги помогут педагогам организовать психологически комфортное взаимодействие взрослого и ребенка через систему взаимоотношений "родители - дети - природа", улучшить эмоциональный микроклимат семьи, уберечь от конфликтов, развить чувство эмпатии, сотрудничества, самоуважения, уверенности в себе и своих силах, творческие способности и наблюдательность.
Данное пособие предназначено педагогам-психологам, воспитателям ДОО, специалистам ПМПК и ППМС-центров для использования в учебных целях; полезно воспитателям и родителям.

Подробное описание

Введение

Гармоничное развитие дошкольника – важная государственная задача. И это закономерно. Ведь за последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающих невротическими расстройствами и другими эмоциональными нарушениями. Среди них немало детей дошкольного возраста.

Ряд отечественных авторов связывает возникновение эмоциональных нарушений у детей в преддошкольном и дошкольном возрасте с психическими травмами. К ним ученые, в частности А. Д. Захаров, В. И. Гарбузов, В. И. Козлов и другие, относят испуг, внезапное отлучение от матери, госпитализацию без матери до пятилетнего возраста, оперативные вмешательства, семейные конфликты.

Вместе с тем анализ большинства исследований показывает: в детском возрасте основная причина эмоциональных нарушений – не острые, а затяжные психические травмы. Психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители.

Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль (Буянов М. И., Виноградова A. M., Петровский В. А., Сухомлинский В. А. и другие). То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Исследования отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре.

Значимость отношений между родителями и детьми привлекла внимание многих педагогов и психологов самых разных школ и направлений (Э. Г. Эйдемиллер, А. В. Захаров, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская и другие). Общим для всех подходов является констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых. Оно проявляется в заботе взрослого и демонстрации ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. Этим взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии.

Решением проблем психологической коррекции, возникших в результате нарушенных отношений в семье, необходимо заниматься в медицинских учреждениях, детских садах, школах, в специальных психолого-педагогических центрах.

Но особенно большая помощь в коррекции детско-родительских отношений необходима детям с легкими формами психического недоразвития, в частности с задержкой психического развития (ЗПР). Преодолеть недостатки в развитии и успешно адаптироваться в обществе без помощи взрослого эти дети не могут. К настоящему времени имеется практический опыт исследования и коррекции у детей с ЗПР отдельных психических процессов (внимания, памяти, мышления). Однако еще недостаточно изучена сфера общения детей с ЗПР и возможности компенсации дефектов в ее развитии.

Многочисленные психологические исследования (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что дефицит общения с окружающими взрослыми, недостаток тепла, любви, понимания близких взрослых нарушает формирование личности ребенка. Эмоциональная депривация ребенка в раннем возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности, но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного, а точнее эмоционально-положительного состояния детей.

Проблемы психического здоровья дошкольников и поиски путей оказания помощи детям с ЗПР до поступления их в школу привели к идее создания совместных коррекционно-развивающих занятии детей и родителей в форме эколого-психологического тренинга. Вопрос о приобщении детей к природе актуален для экологического и эмоционально-положительного развития дошкольника. Коррекционно-развивающие занятия разработаны для организации совместной деятельности детей 57 лет с родителями, что позволит педагогам успешно решать задачи ФГОС ДО по эффективному взаимодействию участников образовательного процесса на основе принципов гуманной педагогики.

Содержание

Введение    3


Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей    6

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий    13


Конспекты занятий по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей с родителями    23

Занятие 1. Мы хотим, чтобы все улыбались    23

Занятие 2. Мы хотим, чтоб птицы пели    26

Занятие 3. Мы хотим, чтоб вокруг леса шумели    31

Занятие 4. Мы хотим, чтобы были голубыми небеса    35

Занятие 5. Мы хотим, чтобы речка серебрилась    37

Занятие 6. Мы хотим, чтобы бабочка резвилась    41

Занятие 7. Мы хотим, чтоб солнце грело и была на ягодах роса    45

Занятие 8. Мы хотим, чтобы березка зеленела    48

Занятие 9. Мы хотим, чтобы под елкой жил смешной  колючий еж    53

Занятие 10. Мы хотим, чтобы белочка скакала    58

Занятие 11. Мы хотим, чтобы радуга сверкала    63

Занятие 12. Мы хотим, чтобы летом лил веселый дождь    68


ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест «Рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Кауфман)    74

Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Э. Бине)    75

Тест «Хорошие ли вы родители?»    77

Тест-опросник родительского отношения к детям (А. Я. Варга, В. В. Столин)    79

Анкета для родителей    84

Собрание для родителей «Профилактика эмоциональных нарушений у детей»    85

Семинар для родителей «Умеете ли вы общаться с вашим ребенком»    92

Советы для родителей «Правила поведения в общении с детьми»    94

Консультация для родителей «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений»    96

Досуг «Джунгли зовут»    105

Развлечение «В гостях у водяного»    111

Праздник «Масленица»    116

Цветик-многоцветик «Наши желания» (к занятию 1)    128

Лабиринт «Помоги девочке» (к занятию 11)    129

Литература    130

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос