Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников: рекомендации, конспекты занятий

Есть на складе
84 руб.
-10%
75,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 882п
Авторы Скопинцева О. А.
Издательство Учитель, 2024
Серия Образовательное пространство ДОО
ISBN 978-5-91651-073-7, 978-5-7057-4611-8
Страниц 112
УДК 372.21
Штрихкод 9785916510737, 9785705746118
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 77 г
Содержание образовательной программы дошкольного образования с учетом требований ФГОС ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности, в том числе воспитание интереса к музыкально-художественному творчеству, совершенствование умений в этом виде деятельности, реализацию самостоятельности дошкольников в музыкально-творческой деятельности.
Творческая деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активную личность. В пособии представлены рекомендации, дидактические приемы, опыт работы по формированию песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста. В разработках музыкальных занятий с использованием игровых технологий по системе К. Орфа и Э. Нотдорф задействуются механизмы творческого мышления, создаются условия для воспитания у детей интереса к процессу сочинительства, чувства собственной значимости, самореализации.
Пособие предназначено музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций, студентам педагогических колледжей и вузов.

Подробное описание

Введение

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания. Музыка, как «искусство, жизнью рожденное и к жизни обращенное», является посредником между творчеством и восприятием. Однако мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней душу (как с чем-то приходящим извне, придуманным людьми для тех или иных целей), необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души.

рационально описать и объяснить музыкально-художественное творчество едва ли возможно, ибо творчество – процесс сугубо индивидуальный, свободный, в большей степени спонтанный, в котором решающие моменты принадлежат иррациональным факторам – чувствам страсти, интуиции, соображению, воле, вере, мечте. Да и рациональная сторона творчества у каждого творца складывается весьма прихотливо и своеобразно, соответствуя больше особенностям его индивидуальности, чем некой общей «логике творчества» (если таковая вообще существует). Обычно сами творцы не могут внятно описать свои творческие акты, определить их границы, объяснить прозрения. В творчестве, как в сокровенной сути человека, таятся неисчислимые и непознаваемые тайны.

Тем не менее, уникальное подчиняется общим закономерностям, хотя, конечно, обусловлено и объяснимо не только ими. Укажем, прежде всего, на общие закономерности всякого творчества. Их можно представить в виде следующих моментов и фаз творчества: накопление разнообразного жизненного опыта; первоначально интуитивное (неупорядоченное, смутное) его осмысление и обобщение; сознательный первоначальный анализ и отбор результатов опыта с точки зрения их важности, существенности (рождение идей сознания); стремление духовно изменить объекты опыта (воображение, волнение, верование); логическая обработка и соединение результатов интуиции, воображения, волнения и верования с идеями сознания (работа рассудка); обобщение и личная интерпретация всего процесса творчества в целом, уточнение и развитие идей сознания, их окончательная формулировка (работа разума и интуиции).

Разумеется, это лишь грубая логическая схема творческого процесса, не передающая всей его сложности, структуры и динамики, ритмики и периодичности, обобщенно фиксирующая только основные моменты.

Ее можно несколько конкретизировать, указав на закономерности отдельных составляющих этого процесса, соответствующих разным механизмам и уровням работы психики.

А. Т. Шумилин, специалист по теории познания и теории творчества, доктор философских наук, профессор, изучив механизмы и закономерности творчества, утверждает, что все качества личности, необходимые для созидания, успешно развиваются в процессе обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны самые высокие творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны педагога и знание последним физиологических закономерностей личности воспитанника, участвующего в творческом процессе.

Составляющие творческого процесса:

  • цельность восприятия – способность воспринимать художественный образ целиком, не дробя его;
  • оригинальность мышления – способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств, через личностное, оригинальное восприятие и материализовывать в определенных оригинальных образах;
  • гибкость, вариативность мышления – способность переходить от одного предмета к другому, далекому по содержанию (например, музыка и литература);
  • легкость генерирования идей способность легко, в короткий промежуток времени выдавать несколько разнообразных идей;
  • сближение понятий – способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия;
  • способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию обеспечивается индивидуальным объемом и надежностью памяти;
  • работа подсознания – необходимое условие при выдвижении гипотез и генерировании идей, поэтому предвидение или интуиция – необходимая составляющая для любого творческого процесса;
  • способность к открытию – это установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей предметов и явлений окружающего нас мира, вносящих коренные изменения в уровень познания;
  • способность к рефлексии – способность к оценочным действиям;
  • воображение или фантазия – способность не только воспроизводить, но и создавать образы или действия.

Итак, получилось 10 психофизиологических механизмов, составляющих творческий процесс.

Далее все они будут рассмотрены подробнее, но будут приведены и творческие приемы, которые в известной степени условности призваны развивать именно свой механизм и при систематическом, последовательном применении дадут гарантированную результативность.

Задача творческого развития личности заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т. д., а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Необходимо, чтобы каждый воспитанник не только смог научиться читать заложенный в том или ином произведении искусства авторский замысел, включающий в себя отношение автора к изображаемому, его чувства и мысли, но и смог свободно овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.

Жизнь – это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Преодоление любого кризиса и начало нового этапа в жизни всегда связаны с творческим решением проблемы и отказом от старых способов действия. Обучить творчеству нельзя, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и проявлению.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить.

В пособии рассматриваются приемы и методы, развивающие старших дошкольников, даются рекомендации музыкальным руководителям по организации творческого процесса на занятиях с детьми. Представлен опыт по формированию песенного творчества на базе экспериментального ДОУ «Сказка» № 40 г. Славгорода.

Содержание

Введение    3

Развитие песенного творчества
у детей старшего дошкольного возраста

О музыкально-художественном образе в песенном твор-честве    7

Первоначальная ориентировка в песенном творчестве    10

Усвоение детьми способов музыкально-творческих действий    19

Применение детьми усвоенных способов творчества в новых ситуациях    25

примерный тематический план и основное содержание работы по развитию песенного творчества

у детей старшего дошкольного возраста    29

Рекомендации по развитию музыкально-художественного творчества дошкольников    36

Музыкальные занятия (с использованием
игровых технологий К. Орфа, Э. Нотдорф)

занятие 1. Тема «Стеклянные звуки»    44

занятие 2. Тема «Шуршащие звуки»    47

занятие 3. Тема «Дождик накрапывает. Ливень»    50

занятие 4. Тема «Зимние звуки. Снег. Метель»    52

занятие 5. Тема «Звуки весны. Капель. Насекомые»    54

занятие 6. Тема «Звуки лета»    57

занятие 7. Тема «Ночная фантазия. Звуки вселенной. Звездное небо»    59

занятие 8. Тема «Музыкальное пространство: далеко и близко»    62

занятие 9. Тема «Музыкальный регистр: высоко и низко»    63

занятие 10. Тема «Восходящая мелодическая линия»    65

занятие 11. Тема «Нисходящая мелодическая линия»    66

занятие 12. Тема «Тембровое озвучивание стихов»    68

занятие 13. Тема «Ритмические игры»    69

занятие 14. Тема «Музыкально-театрализованная импровизация»    71

занятие 15. Тема «Деревянные звуки»    73

занятие 16. Tема «Металлические звуки»    77

занятие 17. Тема «Часы»    80

занятие 18. Тема «Ветер. Шелест листьев»    82

занятие 19. Тема «Гроза, гром, молния»    85

занятие 20. Тема «Музыкальные бусы. Нотный стан. Скри-пичный ключ. Запись нот»    87

занятие 21. Тема «Я – маленький композитор»    90

занятие 22. Тема «Музыкальный тембр и образ»    91

занятие 23. Тема «Музыкальное пространство нотного стана»    93

занятие 24. Тема «Мажор и минор в поэзии, живописи, музыке»    95

занятие 25. Tема «Мелодические волны»    98

занятие 26. Тема «Песня с ритмическим аккомпанементом»    99

занятие 27. Тема «Песни птиц: звукоподражательная импровизация»    101

занятие 28. Тема «Ансамбль»    103

занятие 29. Тема «Детские подвижные игры с элемен-тами музыкальной импровизации»    105

литература    108

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос