В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия

  • Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия — интернет-магазин УчМаг
-10%
68 руб.
61,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 882в
Авторы-составители: Сигимова М. Н.
Издательство: Учитель, 2009
ISBN: 978-5-7057-2002-6
Страниц: 166
УДК: 372.21
Штрихкод: 9785705720026
Размеры (Ш x В x Т): 138 x 213 x 7 (мм)
Вес: 130 г
Взаимодействуя со взрослыми и окружающим миром, старшие дошкольники через предлагаемую систему игр, занятий-загадок, бесед, тренингов, совместную практическую деятельность получают ответы на интересующие их вопросы, каждый ребенок ощущает себя удивительной личностью, достойной внимания и восхищения других людей.
Данное пособие предназначено воспитателям дошкольных образовательных учреждений, может быть полезно учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, психологам, а также родителям.

Подробное описание

Введение

Истинный знаток детской души В. А. Сухомлинский писал, что, «побуждая у каждого человека стремление к выражению себя, педагогу следует направлять творческие силы своих воспитанников так, чтобы каждый маленький человек был прежде всего воспитателем самого себя».

И ведь действительно, ребенок как развивающееся существо постоянно стремится к выстраиванию себя, и «каждое явление, в нем наблюдаемое, – указывал С. Л. Рубинштейн, – находится в процессе становления. Оно не раз и навсегда одно или другое, но может стать как одним, так и другим в ходе воспитательной работы».

Настолько же актуальными для нас становятся слова русского педагога К. Д. Ушинского, призывающего педагогов, «соблюдая закон современности, смело вводить воспитанника в действительные факты жизни, души и природы, везде указывая предел человеческого знания, нигде не прикрывая незнание ложными мостами».

В процессе взросления становление личности ребенка связано с самостоятельным формированием первоначального его осознания и отношения к себе как к физическому, духовному и социальному существу.

На протяжении дошкольного детства у ребенка формируется система «Я» как система представлений о себе самом, складывающаяся на основе его взаимодействий со взрослыми и окружающим миром и включающая в себя единство следующих образов:

1) образ физического «Я» – тело и его функции;

2) образ социального «Я» – взаимодействие и восприятие ребенка окружающими;

3) образ реального «Я» – познание себя в сравнении с другими;

4) образ идеального «Я» – способности, качества личности, отвечающие ее стремлениям.

Первые признаки образа физического «Я» возникают в раннем детстве. Выделяя себя, свое собственное тело из окружа-
ющего пространства, из предметов внешнего мира, изучая «географию» тела, ребенок тем самым получает самые первые сведения для создания в последующем представления о себе как о некотором центре переживаний.

Образ социального «Я» у ребенка формируется, по словам
С. Л. Рубинштейна, «через отношение к нему других людей», через их субъективные и объективные оценки.

Стремясь быть таким, каким хотят его видеть близкие ему люди, ребенок постоянно задает себе вопросы: «А каков я на самом деле? Каким я должен быть? Каким хотят меня видеть?»

Он, с одной стороны, хочет быть уверенным в своем «Я» – быть непохожим на других, чувствовать свою значимость, умелость, компетентность и, с другой стороны, хочет быть эмоционально созвучным с другими людьми, быть признанным ими. Исходя из этого ребенок начинает корректировать свое реальное
и идеальное «Я».

Ребенку хочется проявить свое идеальное «Я» – посмотрите, вот я какой! Хочется выразить свою внутреннюю индивидуальность в чем-то таком, что обратило бы на него внимание других людей, заставило бы их удивляться, восхищаться им.

Помогая ребенку обрести чувство «самости» – осознание им своего «Я», воспитателям, взрослым следует помнить:

– каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью с определенными задатками, унаследованными от своих предков и определяющими его исключительность и будущие возможности;

– необходимо считаться с ребенком как с самобытной личностью, помнить, что каждый ребенок развивается своими темпами, и поэтому не стремиться переделывать его характер в соответствии с собственными представлениями, ибо основные черты характера у ребенка закреплены в его врожденном «биологическом багаже», они индивидуальны и неповторимы;

– следует устанавливать и поддерживать контакт с ребенком только на почве взаимного уважения, доверия, понимания и принятия друг друга.

Предлагаемые занятия по формированию представлений
о себе для старших дошкольников представляют собой своеобразный курс человековедения и предполагают решение следующих основных задач:

– закладывание основ физического, психического, нравственного здоровья детей;

– формирование первоначальных основ знаний из различных областей наук о человеке: анатомии, психологии, физиологии, психогигиены;

– знакомство с проблемой появления человека на свет и с элементарным строением своего организма в доступной, занимательной форме с учетом индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;

– развитие у детей потребности к познанию и совершенствованию себя и окружающего мира;

– воспитание у ребенка заботы о своем организме, желания быть всегда здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом;

– осуществление педагогом коррекционных мер по гармонизации психического, физического и нравственного здоровья ребенка;

– воспитание у ребенка самоуважения, чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых;

– способствует формированию и проявлению у ребенка и воспитателя (учителя) психологического механизма – рефлексии, многосторонней деятельности, направленной на самопознание, самообразование и самоанализ своих поступков.

С детьми изучаются следующие темы:

  • Откуда я появился?
  • Кто я: мальчик или девочка?
  • Из чего «сделаны» мальчики и девочки?
  • Моя внутренняя кухня.
  • Мои разведчики и умные помощники.
  • Необыкновенная одежда человека.
  • Наши чуткие защитники.
  • Я – это чудо! – и другие.

Они позволяют детям в занимательной форме познакомиться со своим организмом, его возможностями и почувствовать себя действительно удивительной личностью.

Работа с детьми базируется на следующих педагогических принципах:

1. Принцип здоровьесберегающего подхода в воспитании, обучении, образовании ребенка – формировании, обучении, сохранении и укреплении психофизического здоровья.

2. Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей дошкольного возраста. Эмоциональное переживание ребенком 5–8 лет конкретных ситуаций дает ему возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления.

3. Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателя и ребенка.

4. Принцип развивающего обучения реализуется путем создания проблемных ситуаций, поощряющих ребенка к творческому познанию и преобразованию явлений окружающей действительности и своего «Я».

5. Принцип интегрированного подхода к реализации поставленных задач основан на взаимодействии и взаимопроникновении основ естественных, гуманитарных наук, педагогики, физиологии, гигиены, гармоничном переплетении всех видов детской деятельности – игры, обучения, труда, общения.

Предлагаемый материал включает разнообразные формы работы с детьми:

– познавательные игры-занятия в форме однодневных и многодневных путешествий, занятия-загадки об удивительных тайнах и чудесах своего организма, скрытые и целевые наблюдения воспитателя за детьми и детей друг за другом, работа детей в группах по решению своих индивидуальных проблем и т. д.;

– практические действия детей с цветными таблицами, плоскостными и объемными моделями отдельных внешних и внутренних органов человека, частичную работу с анатомическим атласом, микроскопом, лупами, совместное оформление ребенком, педагогом, родителями книги «Я – чудо!»

Воспитатели используют элементы психогимнастики, простейшие тренинги, ролевые игры, театрализации с элементами импровизации.

Это позволяет педагогам погрузить детей в мир познания самого себя и других, в процессе которого будет существовать теснейшая взаимосвязь и взаимопроникновение интеллектуально-познавательной информации ребенка о себе с коммуникацией, элементарной саморегуляцией собственных поступков и преобразованием своего внутреннего мира; обеспечивает радостное совместное проживание ребенком и педагогом изучаемого эмоционально-образного материала и способствует в конечном счете открытию ребенком своего множественного «Я».

Открытие ребенком самого себя оказывается для него настоящим чудом!

Для овладения детьми предлагаемым материалом достаточно проведения воспитателем одной познавательной игры-занятия в неделю и одной – двух форм совместной деятельности. Учитывая степень усвоения познавательного материала, уровень интереса детей к проблеме, педагог может сам выбрать один из предлагаемых вариантов совместной деятельности.

Для определения уровня знаний по изучаемой проблеме рекомендуется регулярно проводить итоговые игры-занятия, объ-
единяющие несколько тем (по усмотрению педагога).

Необходимым условием успешной работы является умение педагога естественно, непринужденно, с юмором играть с детьми в развивающие игры, вести занятия, затрагивать и объяснять самые острые проблемы и понятия – о любви, рождении детей и др.

Помогая ребенку понять и оценить свое «Я», ведя его на основе самоутверждения, самосовершенствования, равноценного партнерства и общения, игры и познания к видению, различению, принятию и уважению индивидуальности каждого человека и воспитывая ценностное отношение ребенка к любому живому существу, мы с вами делаем великое дело: воспитываем маленького человека ЧЕЛОВЕКОМ.

И постигая вместе с ребенком особенности детского и взрослого мира, давайте чаще задавать себе вопрос: «Какие же черты детства мы должны сохранить в душе и пронести через взрослую жизнь?»

Подумаем над ответом Виталия Бианки на этот вопрос:

  • широко раскрытые на мир глаза;
  • непосредственность ребенка;
  • горячую на все отзывчивость;
  • чистоту помыслов, доверчивость, мечту;
  • мироощущение поэта: жизнь – сказка;
  • восхищение первооткрывателя мира;
  • мира восторг беспредельный;

доброту ребячью.

Содержание

Введение    3

Откуда я появился? (беседа)    9

Варианты совместной деятельности с подгруппами детей
по теме «Откуда я появился?»    24

Рисование, лепка    24

Этюд «Дружная семья»    25

Этюд «Любящие родители»    25

Рассматривание репродукций картин о материнстве    26

Организация картинной галереи «Моя семья»    26

Мои бабушка с дедушкой снова жених и невеста (беседа)    26

Групповая работа в кругу по проблемам: «Кто я: мальчик
или девочка?», «Почему я похож одновременно на маму, папу,
бабушку и дедушку?»    27

Кто я: мальчик или девочка?    28

Почему я похож на маму, папу, бабушку и дедушку?    30

Вчера... сегодня... завтра... (беседа)    33

Из чего сделаны мальчики? Из чего сделаны девочки? (игра-
занятие)    34

Веревочный человек (занятие-загадка)    42

Совместная деятельность с подгруппой детей по проблеме
«Скелет человека»    45

Мои главные силачи (игра-занятие)    46

Варианты совместной деятельности с подгруппами детей
по теме «Главные силачи человека»    49

Заучивание стихотворения «Силач»    51

Ролевая игра «Больница»    52

Психофизический тренинг по развитию навыков физического самочувствия    53

Тренинг по повышению чувствительности к физическим
движениям путем вызывания зрительных образов под музыкальное сопровождение    54

Необыкновенная одежда человека (игра-занятие)    55

Варианты совместной деятельности с подгруппами детей
по теме «Необыкновенная одежда человека»    60

Рассматривание картин репродукций с изображением людей различной расовой принадлежности: европейца, азиата,
негра    60

Конструирование «зеркала-кожицы»    61

Доктор Айболит (игра-импровизация по сказке К. И. Чуковского)    62

Беседа медицинского работника детского сада об оказании первой помощи при ушибах, солнечных ожогах кожи, растяжении мышц, переломах конечностей    63

Мы – туристы (игра-занятие)    63

Моя внутренняя кухня (игры-занятия)    65

Кто в первой комнатке живет?    66

Удивительные превращения пирожка    71

Путешествие по извилистым коридорам внутренней
«кухни»    73

Варианты совместной деятельности по теме «Органы пищеварения»    75

Моя внутренняя кухня (конструирование)    75

Человек (настольно-печатная игра)    76

Составление рассказов от первого лица    76

Удивительные путешествия пирожка (игра-драматизация)    76

Новые жильцы необыкновенной страны (игра-занятие)    76

Варианты совместной деятельности с подгруппами детей
по теме «Новые жильцы необыкновенной страны»    83

Наши чуткие защитники    83

Что ты знаешь о себе? (игра-соревнование)    85

Мои волшебные реки (занятие)    88

Больница (сюжетно-ролевая игра)    91

Неутомимый насос человека (игра-занятие)    92

Кругосветное путешествие на разноцветных корабликах (игра-
занятие)    94

Морское сражение (игра-драматизация)    96

Больница (сюжетно-ролевая игра)    98

Для чего нам нужен нос? (игра-занятие)    101

Мои чудо-машинки (совместная деятельность детей)    105

Тайнам нет конца (беседа)    106

Дыхательное деревце (конструирование)    108

Путь к дыхательному деревцу (игра-соревнование)    110

Прогулка-впечатление    112

Новая тайна моего организма (занятие)    113

Что ты знаешь о себе? (итоговая игра-занятие)    115

Серия игр-занятий по теме «Глаза, уши, руки, язык, нос –
наши умные помощники»    117

Язык – мой умный помощник    118

Мой необыкновенный фотоаппарат (игра-занятие)    119

Командир моего организма (игра-занятие)    122

Совместная деятельность с подгруппами детей «Мой мозг –
художник»    131

Психофизический тренинг «Мысленная прогулка по своему
организму с целью его укрепления»    133

Тренинг творческих зрительных восприятий    135

Тренинг творческих слуховых восприятий    138

Тренинг творческих обонятельных и вкусовых восприятий    139

Тренинг творческих тактильных восприятий    141

Игровая совместная деятельность    144

Рассказывание стихов руками    144

Теневые спектакли «Живые руки», «Живые тени»    146

Тренинг органов чувств    149

Тренинг по активизации органов чувств с помощью музыки    149

Игровой тренинг по раскрытию ребенком своего «Я»    151

Работа в кругу по проблеме: «Я – это чудо!»    159

Литература    160

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
Задать вопрос
@mail.ru
@mail.ru