Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал
Код | 882а |
Авторы-составители | Ельцова О. М. |
Издательство | Учитель, 2009 |
Серия | Образовательное пространство ДОО |
ISBN | 978-5-7057-1923-5 |
Страниц | 335 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705719235 |
Размеры (Ш x В x Т) | 138 x 213 x 13 (мм) |
Вес | 239 г |
Предназначено воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ, может быть полезно учителям начальных классов, а также родителям для самостоятельных занятий с детьми.
Подробное описание
Введение
Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми!
Ж.-Ж. Руссо
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Исследования ученых позволили установить оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, «ребенок как бы теряет свои лингвистические способности». Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому.
Введение ребенка в языковую действительность в момент, когда у него особенно обострено «языковое чутьё», является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий
по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится обучение старших дошкольников чтению. Некоторые педагоги идут еще дальше. Используя прописи для дошкольников на печатной основе, которые в избытке сегодня нам предлагают различные издательства, они начинают обучать пятилетних детей курсивному письму.
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Кроме того, переход школы на четырехлетнее начальное обучение требует пересмотра объема и содержания работы по обучению детей грамоте в детском саду. Данная проблема требует своего решения. В настоящее время целесообразно устанавливать преемственность между конкретным ДОУ и конкретной школой в определении содержания и объема работы по обучению дошкольников грамоте. Наиболее успешно эту работу можно осуществлять в условиях образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, где могут быть созданы оптимальные условия для реализации сквозных программ по этому направлению работы. Использование таких программ позволит не только обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, но и исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.
В данном пособии на основе большого практического опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста и анализа современных образовательных программ и методической литературы определены содержание и объем работы по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду.
Пособие состоит из трех частей: в первой дается теоретическое обоснование решения проблемы, раскрываются основные направления работы по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте и методические рекомендации по организации педагогического процесса в детском саду; во второй и третьей частях содержатся конспекты занятий по подготовке детей к обучению грамоте для двухгодичного года обучения. Система занятий по подготовке детей к обучению грамоте успешно апробировалась в группах предшкольной подготовки на базе МОУ СОШ № 128 Кировского района (директор В. С. Михайлова), на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 42» Центрального района (заведующая Н. А. Круглова) г. Новосибирска.
Предлагаемый материал облегчит деятельность педагогического коллектива ДОУ по планированию и организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда следует помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за учебной работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности.
Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Именно она дает толчок к познанию, открывает возможность обретения дошколь-
ником осознания себя как носителя ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям.
Поэтому подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи.
Содержание
Введение 3
Содержание работы по обучению дошкольников грамоте 6
Из истории обучения грамоте 6
О современных проблемах обучения дошкольников грамоте 16
Требования к содержанию обучения детей грамоте в современных образовательных программах для детских садов 25
Современные подходы к содержанию занятий по подготовке
к обучению грамоте дошкольников 35
Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте 40
Методические рекомендации по организации процесса обучения старших дошкольников 65
Занятия по подготовке детей к обучению грамоте. 1-й год обучения – старшая группа 70
Занятие № 1 70
Тема: Введение понятия «слово». Линейность и протяженность слов. Знакомство с тетрадью в клетку 70
Занятие № 2 73
Тема: Слова как выражение наших мыслей. Составление из слов предложений. Введение понятия «предложение» 73
Занятие № 3 75
Тема: «Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки 75
Занятие № 4 79
Тема: Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур 79
Занятие № 5 82
Тема: Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов 82
Занятие № 6 85
Тема: Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов 85
Занятие № 7 88
Тема: Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами 88
Занятие № 8 (итоговое) 90
Тема: Деление слов на слоги и составление слов из слогов 90
Занятие № 9 92
Тема: Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук» 92
Занятие № 10 95
Тема: Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука 95
Занятие № 11 97
Тема: Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий 97
Занятие № 12 99
Тема: Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове 99
Занятие № 13 101
Тема: Деление на слоги двух- и трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение из текста предложений 101
Занятие № 14 104
Тема: Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию 104
Занятие № 15 108
Тема: Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау» 108
Занятие № 16 111
Тема: Звуковой анализ слова «мак» 111
Занятие № 17 113
Тема: Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию 113
Занятие № 18 115
Тема: Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений
с соединительным союзом «и» 115
Занятие № 19 117
Тема: Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук» 117
Занятие № 20 119
Тема: Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений из 2, 3, 4 слов 119
Занятие № 21 122
Тема: Звуковой анализ слов «жук» и «лук». Словоизменение 122
Занятие № 22 124
Тема: Подбор определений к существительным. Пересказ текста
по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами 124
Занятие № 23 127
Тема: Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук» 127
Занятие № 24 130
Тема: Звуковой анализ слов «нос» и «рот». Закрепление понятия «согласный звук» 130
Занятие № 25 132
Тема: Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «кот» и «кит» 132
Занятие № 26 135
Тема: Закрепление понятия «мягкий согласный звук». Деление
на слоги двух- и трехсложных слов 135
Занятие № 27 137
Тема: Звуковой анализ слова «осы» 137
Занятие № 28 139
Тема: Звуковой анализ слова «роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков 139
Занятие № 29 143
Тема: «Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна» 143
Занятие № 30 147
Тема: Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «лиса» 147
Занятие № 31 151
Тема: Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность
в области грамматики 151
Занятие № 32 154
Тема: Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики 154
Занятия по подготовке детей к обучению грамоте. 2-й год обучения – подготовительная группа 156
Занятие № 1 156
Тема: Азбука – к мудрости ступенька. Звук и буква «А» 156
Занятие № 2 160
Тема: Аз да буки – вот и все науки. Звук и буква «О» 160
Занятие № 3 164
Тема: Ученье – путь к уменью. Звук и буква «У» 164
Занятие № 4 166
Тема: Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «игла» 166
Занятие № 5 170
Тема: Звук и буква «Э». Звуковой анализ слова «лист» 170
Занятие № 6 174
Тема: Звук и буква «Ы». Беседа по содержанию сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых» 174
Занятие № 7 177
Тема: Слог. Слогообразующая роль гласных. Звуковой анализ слова «камыш» 177
Занятие № 8 180
Тема: Согласный звук [м] ([м’]), буква «М». Звуковой анализ слова «малыш» 180
Занятие № 9 184
Тема: Согласный звук [н] ([н’]), буква «Н». Звуковой анализ слова «насос» 184
Занятие № 10 187
Тема: Согласный звук [р] ([р’]), буква «Р». Введение понятия «ударение» 187
Занятие № 11 192
Тема: Согласный звук [с] ([с’]), буква «С». Ударение 192
Занятие № 12 196
Тема: Согласный звук [л] ([л’]), буква «Л». Предложение. Звуковой анализ слова «лампа» 196
Занятие № 13 199
Тема: Согласный звук [х] ([х’]), буква «Х». Предложение. Звуковой анализ слова «сахар» 199
Занятие № 14 203
Тема: Согласный звук [ш], буква «Ш». Работа со штампами 203
Занятие № 15 209
Тема: Многозначные слова. Согласный звук [к] ([к’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук 209
Занятие № 16 213
Тема: Составление предложений с заданными словами. Согласный звук [п] ([п’]), буква «П». Закрепление понятия «глухой» согласный звук 213
Занятие № 17 218
Тема: Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т] ([т’]), буква «Т». Закрепление понятия «глухой» согласный звук 218
Занятие № 18 221
Тема: Согласный звук [з] ([з’]), буква «З». Введение понятия «звонкий» согласный звук 221
Занятие № 19 226
Тема: Согласный звук [в] ([в’]), буква «В». Закрепление понятия «звонкий» согласный звук. Звуковой анализ слова «веник» 226
Занятие № 20 231
Тема: «Летит пулей» – что бы это значило? Согласный звук [ж], буква «Ж». Схемы предложений 231
Занятие № 21 234
Тема: Согласный звук [б] ([б’]), буква «Б». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон» 234
Занятие № 22 239
Тема: Согласный звук [г] ([г’]), буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби» 239
Занятие № 23 243
Тема: Согласный звук [д] ([д’]), буква «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон» 243
Занятие № 24 246
Тема: Согласный звук [ц], буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения 246
Занятие № 25 251
Тема: Согласный звук [ч’], буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки 251
Занятие № 26 255
Тема: Согласный звук [щ’], буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом 255
Занятие № 27 259
Тема: Согласный звук [ф] ([ф’]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «фиалки» 259
Занятие № 28 264
Тема: Согласный звук [й’], буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник» 264
Занятие № 29 269
Тема: Сочетание звуков [jэ], буква «Е». Звуковой анализ слова «лента» 269
Занятие № 30 273
Тема: Сочетание звуков [jа], буква «Я». Звуковой анализ слова «няня» 273
Занятие № 31 278
Тема: Сочетание звуков [jу], буква «Ю». Звуковой анализ слова «клюшка» 278
Занятие № 32 283
Тема: Сочетание звуков [jо], буква «Ё». Звуковой анализ слова «звёзды» 283
Занятие № 33 289
Тема: Буквы «Ь» и «Ъ» (мягкий и твердый знаки). Звуковой анализ слова «день» 289
Занятие № 34 294
Тема: Алфавит. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению 294
Приложение 1 300
Приложение 2 312
Приложение 3 326
Приложение 4 327
Приложение 5 329
Литература 329
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом