Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал

Снято с продажи
Код 882а
Авторы-составители Ельцова О. М.
Издательство Учитель, 2009
Серия Образовательное пространство ДОО
ISBN 978-5-7057-1923-5
Страниц 335
УДК 372.21
Штрихкод 9785705719235
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 13 (мм)
Вес 239 г
В данном пособии представлены теоретические аспекты и практический материал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Календарно-тематическое планирование и конспекты занятий в старшей и подготовительной группах, литературный и дидактический материал, советы для педагогов и родителей помогут определить цели, содержание и объем работы.
Предназначено воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ, может быть полезно учителям начальных классов, а также родителям для самостоятельных занятий с детьми.

Подробное описание

Введение

Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми!

Ж.-Ж. Руссо

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

Исследования ученых позволили установить оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, «ребенок как бы теряет свои лингвистические способности». Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому.

Введение ребенка в языковую действительность в момент, когда у него особенно обострено «языковое чутьё», является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.

Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий
по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится обучение старших дошкольников чтению. Некоторые педагоги идут еще дальше. Используя прописи для дошкольников на печатной основе, которые в избытке сегодня нам предлагают различные издательства, они начинают обучать пятилетних детей курсивному письму.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Кроме того, переход школы на четырехлетнее начальное обучение требует пересмотра объема и содержания работы по обучению детей грамоте в детском саду. Данная проблема требует своего решения. В настоящее время целесообразно устанавливать преемственность между конкретным ДОУ и конкретной школой в определении содержания и объема работы по обучению дошкольников грамоте. Наиболее успешно эту работу можно осуществлять в условиях образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, где могут быть созданы оптимальные условия для реализации сквозных программ по этому направлению работы. Использование таких программ позволит не только обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, но и исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.

В данном пособии на основе большого практического опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста и анализа современных образовательных программ и методической литературы определены содержание и объем работы по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду.

Пособие состоит из трех частей: в первой дается теоретическое обоснование решения проблемы, раскрываются основные направления работы по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте и методические рекомендации по организации педагогического процесса в детском саду; во второй и третьей частях содержатся конспекты занятий по подготовке детей к обучению грамоте для двухгодичного года обучения. Система занятий по подготовке детей к обучению грамоте успешно апробировалась в группах предшкольной подготовки на базе МОУ СОШ № 128 Кировского района (директор В. С. Михайлова), на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 42» Центрального района (заведующая Н. А. Круглова) г. Новосибирска.

Предлагаемый материал облегчит деятельность педагогического коллектива ДОУ по планированию и организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда следует помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за учебной работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности.

Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Именно она дает толчок к познанию, открывает возможность обретения дошколь-
ником осознания себя как носителя ценного индивидуального опыта, такого важного и полезного окружающим людям.

Поэтому подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком в процессе деятельности, познания и общения, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи.

Содержание

Введение    3

Содержание работы по обучению дошкольников грамоте    6

Из истории обучения грамоте    6

О современных проблемах обучения дошкольников грамоте    16

Требования к содержанию обучения детей грамоте в современных образовательных программах для детских садов    25

Современные подходы к содержанию занятий  по подготовке
к обучению грамоте дошкольников    35

Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте    40

Методические рекомендации по организации процесса обучения старших дошкольников    65

Занятия по подготовке детей к обучению грамоте. 1-й год обучения –  старшая группа    70

Занятие № 1    70

Тема: Введение понятия «слово». Линейность и протяженность слов.  Знакомство с тетрадью в клетку    70

Занятие № 2    73

Тема: Слова как выражение наших мыслей. Составление из слов предложений.  Введение понятия «предложение»    73

Занятие № 3    75

Тема: «Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части.  Правила штриховки    75

Занятие № 4    79

Тема: Составление рассказа  из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур    79

Занятие № 5    82

Тема: Составление предложений  по «живой модели». Многозначность слов    82

Занятие № 6    85

Тема: Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов    85

Занятие № 7    88

Тема: Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами    88

Занятие № 8 (итоговое)    90

Тема: Деление слов на слоги  и составление слов из слогов    90

Занятие № 9    92

Тема: Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук»    92

Занятие № 10    95

Тема: Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом  определенного звука    95

Занятие № 11    97

Тема: Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий    97

Занятие № 12    99

Тема: Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове    99

Занятие № 13    101

Тема: Деление на слоги двух- и трехсложных слов. Определение местоположения звука  в словах. Выделение из текста предложений    101

Занятие № 14    104

Тема: Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию    104

Занятие № 15    108

Тема: Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау»    108

Занятие № 16    111

Тема: Звуковой анализ слова «мак»    111

Занятие № 17    113

Тема: Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию    113

Занятие № 18    115

Тема: Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений
с соединительным союзом «и»    115

Занятие № 19    117

Тема: Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук»    117

Занятие № 20    119

Тема: Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений из 2, 3, 4 слов    119

Занятие № 21    122

Тема: Звуковой анализ слов «жук» и «лук». Словоизменение    122

Занятие № 22    124

Тема: Подбор определений к существительным. Пересказ текста
по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами    124

Занятие № 23    127

Тема: Развитие  пространственной ориентировки.  Введение понятия «согласный звук»    127

Занятие № 24    130

Тема: Звуковой анализ слов «нос» и «рот». Закрепление понятия «согласный звук»    130

Занятие № 25    132

Тема: Введение понятия  «мягкий согласный звук».  Звуковой анализ слов «кот» и «кит»    132

Занятие № 26    135

Тема: Закрепление понятия «мягкий согласный звук». Деление
на слоги двух- и трехсложных слов    135

Занятие № 27    137

Тема: Звуковой анализ слова «осы»    137

Занятие № 28    139

Тема: Звуковой анализ слова «роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков    139

Занятие № 29    143

Тема: «Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна»    143

Занятие № 30    147

Тема: Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «лиса»    147

Занятие № 31    151

Тема: Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность
в области грамматики    151

Занятие № 32    154

Тема: Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики    154

Занятия по подготовке детей к обучению грамоте. 2-й год обучения – подготовительная группа    156

Занятие № 1    156

Тема: Азбука – к мудрости ступенька. Звук и буква «А»    156

Занятие № 2    160

Тема: Аз да буки – вот и все науки. Звук и буква «О»    160

Занятие № 3    164

Тема: Ученье – путь к уменью. Звук и буква «У»    164

Занятие № 4    166

Тема: Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «игла»    166

Занятие № 5    170

Тема: Звук и буква «Э». Звуковой анализ слова «лист»    170

Занятие № 6    174

Тема: Звук и буква «Ы». Беседа по содержанию сказки  «Крыса Дылда и Пых-Пых»    174

Занятие № 7    177

Тема: Слог. Слогообразующая роль гласных. Звуковой анализ слова «камыш»    177

Занятие № 8    180

Тема: Согласный звук [м] ([м]), буква «М». Звуковой анализ слова «малыш»    180

Занятие № 9    184

Тема: Согласный звук [н] ([н]), буква «Н». Звуковой анализ слова «насос»    184

Занятие № 10    187

Тема: Согласный звук [р] ([р]), буква «Р». Введение понятия «ударение»    187

Занятие № 11    192

Тема: Согласный звук [с] ([с]), буква «С». Ударение    192

Занятие № 12    196

Тема: Согласный звук [л] ([л]), буква «Л». Предложение. Звуковой анализ  слова «лампа»    196

Занятие № 13    199

Тема: Согласный звук [х] ([х]), буква «Х». Предложение. Звуковой анализ слова «сахар»    199

Занятие № 14    203

Тема: Согласный звук [ш], буква «Ш». Работа со штампами    203

Занятие № 15    209

Тема: Многозначные слова. Согласный звук [к] (]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук    209

Занятие № 16    213

Тема: Составление предложений  с заданными словами. Согласный звук [п] ([п]), буква «П». Закрепление понятия «глухой» согласный звук    213

Занятие № 17    218

Тема: Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т] ([т]), буква «Т». Закрепление понятия «глухой»  согласный звук    218

Занятие № 18    221

Тема: Согласный звук [з] ([з]), буква «З». Введение понятия «звонкий» согласный звук    221

Занятие № 19    226

Тема: Согласный звук [в] ([в]), буква «В». Закрепление понятия «звонкий» согласный звук. Звуковой анализ слова «веник»    226

Занятие № 20    231

Тема: «Летит пулей» – что бы это значило? Согласный звук [ж], буква «Ж». Схемы предложений    231

Занятие № 21    234

Тема: Согласный звук [б] ([б]), буква «Б». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон»    234

Занятие № 22    239

Тема: Согласный звук [г] ([г]), буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби»    239

Занятие № 23    243

Тема: Согласный звук [д] ([д]), буква «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «батон»    243

Занятие № 24    246

Тема: Согласный звук [ц], буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения    246

Занятие № 25    251

Тема: Согласный звук ], буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки    251

Занятие № 26    255

Тема: Согласный звук ], буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом    255

Занятие № 27    259

Тема: Согласный звук [ф] ([ф]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «фиалки»    259

Занятие № 28    264

Тема: Согласный звук ], буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник»    264

Занятие № 29    269

Тема: Сочетание звуков [jэ], буква «Е». Звуковой анализ слова «лента»    269

Занятие № 30    273

Тема: Сочетание звуков [jа], буква «Я». Звуковой анализ слова «няня»    273

Занятие № 31    278

Тема: Сочетание звуков [jу], буква «Ю». Звуковой анализ слова «клюшка»    278

Занятие № 32    283

Тема: Сочетание звуков [jо], буква «Ё». Звуковой анализ слова «звёзды»    283

Занятие № 33    289

Тема: Буквы «Ь» и «Ъ» (мягкий и твердый знаки). Звуковой анализ слова «день»    289

Занятие № 34    294

Тема: Алфавит. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению    294

Приложение 1    300

Приложение 2    312

Приложение 3    326

Приложение 4    327

Приложение 5    329

Литература    329

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru