Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского

Снято с продажи
Код 864с
Авторы-составители Свиридова О. В.
Издательство Учитель, 2012
Серия Для преподавателей
ISBN 978-5-7057-2211-2
Страниц 170
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705722112
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 125 г
В пособии представлены поурочные планы по изобразительному искусству для 5 класса, составленные в соответствии с программой Б. М. Неменского.
Основной целью разработанных уроков является приобщение детей к миру искусства через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества.
Предлагаемые формы уроков разнообразны: лекции, практикумы, импровизации, путешествия. Для успешного их проведения организуется поисковая, исследовательская работа с учащимися.
Предназначено учителям изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях. Может быть полезно при организации кружковой работы, педагогам дополнительного образования.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее поурочное планирование представляет собою систему уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведется по программе Б. М. Неменского, частично видоизмененной за счет расширения отдельных тем. Предпочтение отдается изучению традиционной русской культуры.

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Это искусство всегда было предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность.

Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.

С позиции искусствознания путь художественного воспитания детей с помощью народного искусства представляется верным по двум причинам:

а) Этот путь позволяет воспитать у детей определенную культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима.

б) Произведения прикладного искусства могут сыграть большую роль в развитии художественной культуры, в подготовке художественного вкуса к восприятию произведений различных жанров искусства. Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, архитектуры, графики и живописи, поэтому так велико его значение в системе эстетического и художественного воспитания.

Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества. Так, например:

1. Урок – сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему (урок «Народные промыслы родного края»). На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.

2. Комбинированные уроки:

а) сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями.

Учащимся предлагается работа по определенному образцу (урок «Искусство Городца», где выполняются тренинговые упражнения по отработке выполнения основных элементов городецкой росписи).

б) сообщение новых знаний + практикум: импровизация.

При изучении темы «История костюма» учащиеся изготавливают одежду определенной эпохи для сделанной ими самими бумажной куклы. Эта «игра в куклы» позволяет при изучении следующей темы «Интерьер» не только познакомить учащихся с обстановкой замка, дворца и т. п., но и организовать коллективную композицию «Бал во дворце Синей Бороды», «на улицах Города Мастеров» и т. п. с использованием музыкального и литературного материала.

3. Обобщающие уроки:

а) уроки-викторины. Например: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества».

б) урок-игра.

в) урок-путешествие позволяет обобщать большое количество материала и используется часто при изучении объемных тем, например, «Народные промыслы и ремесла», урок-праздник «Красота земли родной».

Для формирования основ творческой деятельности учащихся на уроках стоит использовать следующие этапы работы:

1. Знакомство с произведениями искусства должно быть впечатляющим. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях. Примером может служить использование литературного и музыкального ряда при проведении урока по теме «Декоративное искусство Древней Греции».

2. После создания хорошей эмоциональной атмосферы можно переходить к творческой работе. Для этого используется литературный ряд: загадки, стихи и отрывки из литературных произведений, сказки, легенды.

3. Проверку качества знаний и усвоенного на уроке или по теме целесообразно проводить в игровой форме: игра «Внимательный слушатель» по итогам урока-лекции; решение тематических кроссвордов.

4. В домашнее задание стоит включать игровые моменты и творческие задания: поисковая работа, самостоятельное составление кроссвордов по теме, например, «Народный костюм», или составление вопросов для КВН.

На обобщающих уроках ярко просматриваются элементы диалога. Чтобы диалог с учениками состоялся, можно включать в учебный процесс элементы театрализации и создавать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Эмоциональным и содержательным дополнением при этом является введение музыкального и литературного ряда.

В процессе работы количество наглядного и иллюстративного материала, созданного руками учащихся, год от года растет. Этому способствуют ежегодные творческие отчеты в рамках общешкольного праздника «Город мастеров». Он позволяет повысить качество работ учащихся, так как они выполняют их для общешкольного просмотра. Расписные доски, поделки, игрушки, макеты, аппликации как результаты художественного труда наряду с выставками рисунков дают наиболее полное представление о предмете ИЗО.

Особую ценность представляют коллективные виды работ, например, изготовление панно по теме «История костюма» («Вы поедете на бал?», «Наш хоровод», «На улицах средневекового города» и т. п.)

Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения. Распределяя работы и обязанности между членам коллектива, дети оказывают помощь друг другу, чувствуют ответственность за порученное дело.

Важно при этом добиваться хорошей и доверительной атмосферы в общении с учащимися.

Очень важно приложить усилия к тому, чтобы знания и навыки способствовали развитию уверенности, самоутверждению, чтобы не потерялась индивидуальность ребенка, для этого нагрузка и задания для детей дифференцируются с учетом способностей личностных пристрастий и возможностей учащихся.

В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач урока; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.

Содержание

Введение    3

Тематическое планирование    7

I четверть. древние корни народного искусства    12

Урок 1. Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы    12

Уроки 2–3. Дом-космос. Единство конструкций и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня»    16

Урок 4. Русские прялки    24

Урок 5. Полотенце    28

Уроки 6–7. Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу»    33

Урок 8. Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн    40

II четверть. связь времен в народном искусстве    47

Уроки 1–3. Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки    47

Уроки 4–7. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец    58

Урок 4. Синие цветы Гжели    58

Урок 5. Жостовские букеты    62

Уроки 6–7. Искусство Городца. Роспись разделочных досок    66

III четверть. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕН-НОМ МИРЕ    73

Уроки 1–2. Народная праздничная одежда    73

Урок 3. Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме (урок-практикум)    79

Урок 4. Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма    83

Урок 5. Русский костюм и современная мода    90

Уроки 6–7. Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод» (урок-практикум)    93

Урок 8. Народные промыслы родного края (Нижнее Поволжье) (урок-конференция)    99

Уроки 9–10. Красота земли родной (обобщающий урок-путешествие, урок-праздник)    104

IV четверть. декорчеловек, общество, время    116

Урок 1. Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта    116

Уроки 2–3. Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика    123

Урок 2. Костюм эпохи Древней Греции    123

Урок 3. Греческая керамика    130

Урок 4. Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья    135

Урок 5. О чем рассказывают гербы    145

Урок 6. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям    150

Урок 7. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок-викторина)    156

Литература    168

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос