Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы. Практические занятия, тренинговые задания. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
77 руб.
-10%
69,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5412
Авторы-составители Уварова О. А.
Издательство Учитель, 2022
Серия ФГОС. Внеурочная деятельность
Электронная версия скачать
УДК 373.3/.5
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Создание службы школьной медиации предполагает в доступной для обучающихся форме знакомство с основами кофликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.
В пособии представлена система внеурочной деятельности по подготовке медиаторов в 5-9 классах: предлагаются практические и тренинговые задания, вопросы и задачи на закрепление, конспекты и сценарии занятий с группой добровольцев-медиаторов, практический ресурсный материал, полезный в работе с учениками по формированию УУД и личностных компетенций.
Адресовано классным руководителям, психологам, социальным педагогам, руководителям ОО всех типов, педагогам, заинтересованным в применении инновационных образовательных технологий во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение. КТО такой медиатор и для чего ОН нужен? (Особенности работы службы примирения в школе)

ВВЕДЕНИЕ

КТО такой медиатор и для чего ОН нужен?
(особенности работы службы примирения в школе)

Рост общего уровня конфликтности современного общества определяет направление поисков систем работы с участниками разнообразных школьных конфликтов и подготовки учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации. Проблема формирования конфликтологической компетентности приобретает актуальность в плане улучшения межличностного взаимодействия, что является необходимой составляющей успешности педагогического процесса. Школьная служба примирения (медиации) ставит своей задачей подготовку учеников к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников, помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения. Создание службы школьной медиации предполагает в доступной для обучающихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.

В пособии представлена система подготовки медиаторов-подростков: предлагаются практические и тренинговые задания, вопросы и задачи на закрепление, конспекты и сценарии занятий с группой добровольцев-медиаторов и другой разнообразный практический материал, который может быть использован в работе с учениками.

Материалы могут представлять интерес для педагогов, психологов, руководителей образовательных организаций, заинтересованных в создании школьной службы медиации.

«Поспорили однажды два человека, стоя под апельсиновым деревом: кому принадлежат эти апельсины по праву.

– Тому, кто первый их заметил, – сказал один.

– Тому, кто увидел в них образ солнца, – сказал другой.

Спор был жаркий, но он не принес облегчения ни одному, ни другому. Кулаки сжимались сами собой, глаза источали ненависть. Каждый хотел завладеть апельсинами во что бы то ни стало. По счастью, проходил мимо путник – к нему-то и обратили свои мольбы спорщики:

– Рассуди нас!

– Для чего каждому из вас эти апельсины? – это все, о чем спросил путник.

– Мне, – сказал один, – нужна их спелая мякоть, чтобы мои гости смогли вдоволь ею полакомиться на свадьбе дочери.

– Мне нужна их сочная кожура, чтобы приготовить из нее цукаты на свадьбу сына, – промолвил другой.

Ничего не сказал путник, ничего не сказали два уставших человека... Глаза всех троих прояснились, и светом озарились их лица» (притча).

Эта известная история подтверждает факт, что интересы имеют право на существование и даже могут быть удовлетворены одновременно. Но не всегда участники спора способны самостоятельно это осознать, и именно здесь им на помощь приходит медиатор (посредник), в лице которого они видят авторитетную непредвзятую личность, способную помочь им взглянуть на существо спора со стороны.

Жизнь ребенка стремительна и разнообразна: в течение дня малыши умудряются несколько раз обидеться, разозлиться, поссориться, подраться, помириться и забыть о былых обидах. Мириться легко и приятно – об этом помнят дети, но почему-то совершенно забывают взрослые.

Свидетелями конфликтов мы становимся ежедневно: огрызаются прохожие, ссорятся стоящие в очередь в магазине покупатели, не уступают друг другу дорогу водители; суды переполнены заявлениями о рассмотрении дел о защите чести и достоинства, а в телестудиях респектабельно выглядящие собеседники завершают разговор кулачными боями. Дети постепенно привыкают к мысли о том, что потасовка – путь решения проблем, а в жизни все решает закон выживания, согласно которому уступает не тот, кто не прав, а тот, кто слабее.

Разрешать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров – этому искусству можно и нужно обучать с раннего возраста. С этой целью во многих школах России уже организуются службы примирения (или медиации). С 1 января 2011 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»(№ 193-ФЗ).

Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы конфликтующие стороны разрешили свой спор максимально выгодно для них. Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации, это посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.


Литература

ЛИТЕРАТУРА

1. Бесемер, Х. Медиация. Посредничество в конфликтах / Христоф Бесемер. – Калуга : Духовное познание, 2004.

2. Грановская Р. М. Творчество и конфликт в зеркале психологии / Р. М. Грановская. – СПб. : Речь, 2006.

3. Донских, И. Г. Убедить. Призвать. Добиться своего / И. Г. Донских. – СПб. : Речь, 2011.

4. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии. Раздел II. Психология конфликта / С. М. Емельянов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб. : Питер, 2004. – С. 9.

5. Коновалов, А. Ю. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы / А. Ю. Коновалов // Восстановительная ювенальная юстиция: сб. статей. – М. : МОО Центр «СПР», 2005.

6. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения / А. Ю. Коновалов // Справочник заместителя директора школы. – 2008. – № 2.

7. Лукманов, Е. В. Психология школьного конфликта / Е. В. Лукманов // Справочник заместителя директора школы. – 2008. – № 5.

8. Максудов, Р. Р. службы примирения. Российская модель школьной медиации / Р. Р. Максудов, А. Ю. Коновалов. – М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009.

9. Максудов, Р. Р. Школьные службы примирения: Идея и технология / Р. Р. Максудов, А. Ю. Коновалов. – М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009.

10. Матьяш, О. В. Межличностная коммуникация. Теория и жизнь / О. В. Матьяш [и др.]. – СПб. : Речь, 2011.

11. Овчинникова, Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально-педагогической деятельности / Т. С. Овчинникова. – Тюмень : Тюменский издательский дом, 2007.

12. Овчинникова, Т. С. Служба примирения в образовательном учреждении / Т. С. Овчинникова, Г. А. Павлович. – Тюмень : Издательство предпринимателя Заякина В. В., 2008.

13. Самохвалова, А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций / А. Г. Самохвалова. – СПб. : Речь, 2012.

14. Стишенок, И. В. Тренинг уверенности в себе / И. В. Стишенок. – СПб. : Речь, 2011.

15. Фишер, Р. Путь к согласию, или Переговоры без поражения : метод. пособие по ведению деловых переговоров / Роджер Фишер, Уилльям Юри. – СПб. : АСБ, 1992.

16. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практ. пособие : в 4 т. Т. 2 / К. Фопель ; [пер. с нем.] – М : Генезис, 1998.

17. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // Педагогическое обозрение. – 2010. – № 10 (107).

Интернет-ресурсы:

http://www.youtube.com/watch?v=DpYHKm8VhAE

http://www.youtube.com/watch?v=mEplwNgjqSQ

http://www.youtube.com/watch?v=yziVIPyaitw

http://www.youtube.com/watch?v=sN6AC9bMwBg&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=I4KZhXhNQlo&feature=relmfu

http://www.youtube.com/watch?v=MqYBTL9uN6Y

http://www.youtube.com/watch?v=cvslTh52gMs&feature=relmfu

http://ru.belbsi.by/rights/library/library_list?lid=2222

http://www.mediate.com/acreducation/

http://xreferat.ru/77/3858-2-osobennosti-konfliktnogo-povedeniya-

v-podrostkovom-vozraste.html

http://www.ipp.kg/uploads/Training_on_mediation.pdf

http://mediatorural.ru/mediacia.php?chapter=layout


Как научиться слушать и слышать? (Овладение техникой активного слушания)

Как научиться слушать и слышать?
(ОВЛАДЕНИЕ техникОЙ активного слушания)

Активное (эффективное, эмпатическое) слушание – это особая техника, которая позволяет точнее понимать психологическое состояние, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Приемы активного слушания:

1. Активная демонстрация интереса к личности собеседника, к его словам и переживаниям. Заинтересованность может проявляться в поддержании зрительного контакта. Если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, что говорит собеседник. Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит, – вторично. Если в то время, как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в комнате, тем самым вы сообщаете, что вам не важен ни собеседник, ни то, что он говорит, по крайней мере, в этот момент.

2. Выражение сопереживания. Фразы: «Я понимаю ваше состояние...», «Я понимаю, как это важно для вас», «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. – показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

3. Поощрение собеседника к продолжению повествования с помощью слов и фраз: «Да-да...», «Я вас слушаю», «Очень интересно», «Расскажите об этом подробнее».

4. Уточнение. Оно помогает прояснить, выявить смысл сказанного, получить больше необходимой информации, помогает говорящему увидеть другие аспекты описанной им ситуации. С целью уточнения следует задавать вопросы такого порядка: «Когда это случилось?», «Что вы имеете в виду, говоря о... ?», «Что значит... ?», «Как вы это назвали?».

5. Повторение последней или ключевой фразы дословно или близко к оригиналу (техника «эхо»). Такой повтор показывает, что мы слушаем нашего собеседника и понимаем, о чем идет речь. Повторение позволяет проверить точность понимания высказывания и добиться конкретизации формулировок. Для этого подойдут фразы: «То есть вы хотели сказать, что… Не так ли?», «Вы почувствовали обиду?».

6. Перефразирование – прием, означающий попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но своими словами: «Правильно ли я тебя понял, что ты...». Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают. К перефразированию можно прибегнуть в случае возникновения паузы в речи собеседника, что поможет ему продолжить разговор, чувствуя вашу заинтересованность.

7. Вопросы на понимание. Если что-то в словах собеседника показалось непонятным, недостаточным, вопросы на понимание позволят устранить эту проблему: «Вы сделали это, потому что ... ?», «Вы решили, что вас хотят обидеть этими словами сознательно?», «Вам показалось, что человек был расстроен?». Вопросы подобного рода помогут вам не только понять истинные чувства и причины, которыми руководствуется собеседник, но и в случае затруднения подобрать правильные слова, максимально отражающие его состояние.

8. Вопросы на интерпретацию: «Как же это могло произойти?», «Почему вам так ответили, как вы думаете?», «Что чувствовал/думал ваш соперник в эту минуту?». Вопросы подобного рода учат анализировать ситуацию, высказывать предположения об истинном значении сказанного, его причинах или целях, выявлять ошибки, которые определяют неверную стратегию поведения в конфликтной ситуации.

9. Резюмирование – это подведение итогов сказанному собеседником, которое предполагает сведение воедино всех озвученных фактов и идей, а также создание основы для дальнейшего обсуждения сложившейся ситуации. Фразы: «Так значит, этот вопрос является для вас второстепенным?», «Итак, подводя итог сказанному…» – позволяют избавиться от излишне острых формулировок, разделить фактический и эмоциональный план события, добиться сжатия информации, разработкой которой и предстоит заниматься.

Владение техникой активного слушания предполагает знание об ошибках в поведении и речи участников процесса разговора, которые могут свести к минимуму результативность беседы. Перечислим наиболее рас-пространенные ошибки:

1. Недостаток времени, неудобная обстановка. Неудачный выбор момента и места разговора: на ходу, спонтанно, на лестнице, за несколько минут до начала урока, в присутствие других людей, постоянно звонящий телефон, выбор кабинета, куда постоянно заглядывают посторонние, – подобные условия могут создать у собеседника ощущение того, что его чувства никого не интересуют, а разговор носит формальный характер.

2. Неверное понимание роли участников разговора.


Как научиться управлять своими эмоциями?

Как научиться управлять своими эмоциями?

Эмоциями (душевными волнениями) в психологии принято называть отношение человека к явлениям окружающего мира в связи с возможностью удовлетворения им своих потребностей. Выделяют 10 фундаментальных эмоций, которые не сводятся одна к другой: 1) интерес; 2) радость; 3) удивление; 4) страдание; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) вина; 10) стыд.

Эмоции имеют две стороны – объективную, внешне выраженную (улыбка, слезы, дрожь голоса, хмурый или сияющий взгляд, учащенное сердцебиение, частота пульса), и субъективную, выраженную только во внутреннем плане в форме мыслей и переживаний человека. Эмоциональная сфера связана со многими другими сферами жизни человека: гнев, любовь и другое – оказывают влияние на интеллектуальные процессы – представления, мысли, направление внимания, а также на волю, действия и поступки, на все поведение. Эмоции побуждают нас к определенным поступкам, активизируют и мобилизуют, сдерживают и подталкивают, экспрессивно окрашивая восприятие всего происходящего с нами и с окружающими.

Эмоции проявляются на нескольких уровнях: на уровне тела (вегетативные реакции), на поведенческом уровне (все эмоции так или иначе проявляются в поведении), на уровне психологических переживаний. Процесс протекает:

через восприятие события;

– формирование психического образа и символизацию его в сознании;

– эмоциональную оценку события, внутреннее эмоциональное переживание;

– внешнюю эмоционально-насыщенную поведенческую реакцию;

– эмоциональный след после выхода из ситуации.

Из этой же классификации проистекают и пути воздействия на эмоции. Под управлением эмоциями понимают изменение:

– процесса восприятия события;

– эмоциональной оценки воспринятого события;

– процесса внутреннего эмоционального переживания;

– внешней реакции;

– эмоционального следа.

Практические задания.

Задание «Смешные лица» (на определение эмоций по внешним признакам, обогащение словарного состава обозначениями эмоциональных состояний): предъявляются изображения смайликов, символично обозначающих эмоции, которые угадываются по проявлениям мимики.

Задание «Превращения» (на установление связей между внутренним состоянием и внешним проявлением эмоций): ведущий просит всех участников свободно двигаться под легкую музыку, когда музыка заканчивается, ведущий называет, что необходимо изобразить. все участники останавливаются и изображают, например: радостного клоуна, бесстрастного робота, богатыря, улыбающегося манекена, уставшего бегуна, победителя на пьедестале почета, могущественного фараона, знаменитого певца, срывающего аплодисменты, промокшего и озябшего котенка и т. д.

Задание «Грустяшки – улыбашки» (аналог детской игры «Карлики – великаны», направлен на развитие внимания к эмоциональной сфере собеседника): участники стоят лицом к ведущему, который рассказывает, что есть на свете грустные люди – «грустяшки», а есть веселые – «улыбашки». Когда ведущий произносит: «Грустяшки», он хмурится, опускает плечи, руки, склоняет голову, всем своим видом показывая, какие это печальные люди. Даже слово «грустяшки» он произносит тихим, трагическим голосом. А когда произносит «Улыбашки», он улыбается, поднимает руки вверх, приосанивается, распрямляет плечи, голос его становится радостным и громким.

Медленно произнося поочередно два ключевых слова и сопровождая их соответствующими движениями, ведущий дожидается момента, когда все участники хорошо их запомнят, и начинает сбивать, предлагая не соответствующие друг другу слова, движения и интонации. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Победителем признается самый внимательный, который единственным дойдет до финала.

Задание «Что мы чувствуем и почему?» (на определение причин возникновения эмоциональной реакции на события): для рассмотрения предлагаются сюжетные картинки; необходимо определить, какие эмоции испытывает человек в подобной ситуации, и объяснить причины.

Задание «Комплимент» (на создание позитивного эмоционального состояния): сделать комплимент своему соседу (или одному из участников – по выбору), при этом комплимент должен содержать краткое обоснование, например: «Мне хотелось бы особо отметить сегодня Марию, так как именно она своей улыбкой создает удивительно спокойное и радостное настроение» или «Самым активным сегодня на занятии был Сергей, он помогал участникам в поисках верных решений, за это я адресую именно ему комплимент».

Задание «Признание в любви» (на создание позитивного эмоционального состояния):


Как разобраться в конфликтной ситуации?

КАК разобраться в КОНФЛИКТНой СИТУАЦИи?

Это древняя притча, должно быть, очень древняя, потому что Бог ещё жил на земле в те дни. Однажды пришёл человек, старый фермер, и сказал:

– Послушай, Ты, может быть, и Бог и, может, Ты и создал мир, но одно я должен Тебе сказать: Ты не земледелец. Ты не знаешь даже азов фермерства. Тебе необходимо поучиться немного.

– Что ты предлагаешь? – спросил Бог.

– Дай мне один год, и пусть всё происходит, как я хочу, и увидишь, что получится. Бедности не станет.

Бог согласился и дал фермеру один год.

Естественно, фермер просил самого лучшего, он думал только о лучшем: ни буря, ни гром, ничего опасного для урожая. Фермер получал всё нужное, всё благоприятное и был счастлив. Пшеница росла очень высокой! Если он хотел солнца – было солнце, когда он хотел дождь – шёл дождь, и ровно столько, сколько он хотел. В этом году всё было правильно, всё было математически точно. Пшеница выросла такой высокой!

И вот фермер пришёл к Богу и сказал:

– Смотри, в этот раз урожай будет такой, что даже если в течение 10 лет люди не будут работать, то еды хватит.

Но когда урожай был убран, зёрен в пшенице не оказалось.

Фермер был несказанно удивлён. Он спросил Бога:

– Почему так случилось? Что я делал неправильно?

Бог сказал:

– Потому что не было возражения, не было конфликта, не было трения, потому что ты устранил всё плохое, твоя пшеница осталась пустой. Немножко борьбы было бы в самый раз. Бури необходимы, гром и молния нужны. Они пробудили бы душу пшеницы.


Конфликт – это столкновение несовместимых, противоположно на-правленных тенденций в сознании человека в межличностных, межгрупповых отношениях, которое вызвано внешними и внутренними причинами, связанными с острыми негативными переживаниями и протекающими в двух взаимосвязанных формах: скрытой и открытой.

Следует различать понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация».

Конфликтная ситуация – кратковременное взаимодействие учителя с учеником или коллективом класса на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.

Можно выделить три основные группы внутришкольных конфликтов: конфликты на ценностных основаниях, конфликты на личностно-психологических основаниях и конфликты на ресурсно-средовых основаниях.

Первая группа школьных конфликтов – это конфликты на ценностных основаниях. Когда мы чувствуем, что нашему благополучию что-либо угрожает, мы начинаем отстаивать собственные интересы. Понятие «благополучие» включает в себя особенности мировоззрения, воспитания, образования, личную свободу, возможность открыто выражать свои взгляды. Столкновения взглядов на такие фундаментальные вещи и становятся основанием для конфликта. Представление о результате образовательного процесса может, например, различаться у родителей и у конкретного педагога. Так, неизбежно столкновение, если родители ценят творческую и личностную свободу ребенка, тогда как школа ориентируется на формирование послушной, организованной личности, для чего применяются приемы жесткого контроля. Конфликтом на ценностных основаниях можно признать столкновение подростка и группы, если выявляются расхождения взглядов на варианты проведения свободного времени: одному хочется день рождения провести дома за красиво сервированным столом, тогда как друзья хотели бы сходить в боулинг, посидеть в кафе, погулять на пляже.

Предотвращение конфликтов на ценностных основаниях возможно путем объединения людей, близких по ценностным ориентациям. Разрешение же конфликта данного типа весьма сложно, поскольку невозможно только путем организации диалога, потому как открытое формулирование своих взглядов не исчерпывает всех имеющихся противоречий.

Вторая группа – это конфликты на личностно-психологических основаниях. Они могут быть обусловлены борьбой за лидерство, индивидуальными особенностями темперамента или характера, связаны с попытками самоутверждения; причиной могут быть имеющиеся комплексы, проблемы коммуникативного плана, отсутствие культуры общения и общежития. Сложность конфликтов данного типа состоит в том, что бывает трудно выявить главную причину, определяющую складывающиеся отношения, возникшую неприязнь, тем более что причина и собственно столкновение могут быть по срокам очень далеки друг от друга. Например, трудно понять, почему одного ученика недолюбливают одно-классники, несмотря на то, что он всеми способами пытается заслужить их расположение: делится угощениями, помогает выполнять домашние задания, устраивает праздники, на которые приглашает к себе в гости.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос