В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения

  • Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения — интернет-магазин УчМаг
-10%
87 руб.
78,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену! Подписаться на снижение цены Заказать
Есть на складе Заказать в ближайшем магазине
Отзывы В избранное
Код: 712ш 0.51051650
Авторы-составители: Прокопенко М. Е.
Издательство: Учитель, 2009
ISBN: 978-5-7057-2014-9
Страниц: 208
УДК: 371.3
Штрихкод: 9785705720149
Размеры (Ш x В x Т): 140 x 195 x 8 (мм)
Переплёт: мягкая, склейка
Вес: 146 г
Формирование навыка чтения оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, имеет корригирующее значение, способствует его социальной адаптации в обществе.
В данном пособии представлены речевые разминки на уроках чтения и зрительные диктанты на уроках русского языка, игровые упражнения, адаптированные для классов компенсирующего обучения, позволяющие развивать положительную мотивацию к чтению. В качестве текстов использованы короткие произведения известных писателей с несложной моделью предложений и приведены вопросы информационного характера на понимание смысловых связей между единицами текста.
Предназначено учителям коррекционных школ, классов выравнивания общеобразовательных учреждений, логопедам, дефектологам, а также может быть полезно родителям.

Подробное описание

Введение

Чтение – сложный процесс, так как выполняет роль речевого общения, способствует «закреплению и развитию навыков правильной речи и выработке умения использовать их в практической речевой деятельности» (М. Ф. Гнездилов, 1961), «будит мыслительную деятельность, оказывает эмоциональное воздействие на личность, влияет на формирование положительных человеческих качеств» (С. Л. Рубинштейн, 1996), «даёт возможность читающему усваивать исторический и общественный опыт» (В. В. Воронкова, 1994).

Успешность обучения детей всем предметам школьного курса полностью зависит от того, как сформированы навыки чтения.

Учащиеся с задержкой умственного и психического развития испытывают сложности в процессе овладения полноценным навыком чтения. Формированию правильного, сознательного и выразительного чтения препятствует слишком медленный темп, в результате чего у учащихся нарушается восприятие слов и правильность их воспроизведения, что в свою очередь приводит к трудностям понимания читаемого.

Но замедленное развитие темпа чтения у таких детей обусловливается ещё и тем, что у них в силу стойкого нарушения интеллекта, недоразвития многих высокодифференцированных сторон психической и моторной деятельности, недостатков слуховой и зрительной памяти, недоразвития речи, слабой концентрации внимания данный навык не развивается до необходимого уровня естественным путём, без специального обучения.

Специальные методические приёмы и упражнения, с одной стороны, способствуют выработке навыков чтения, воспитанию интереса к процессу чтения, с другой стороны, совершенствуют память, внимание учащихся, сглаживают дефекты логического мышления и подготавливают сознание учащихся к восприятию образов, настроений и переживаний, которые автор пытался отразить в своём произведении.

Предлагаемые приемы для развития навыков беглого чтения отличаются большей целенаправленностью, чем методы, используемые в массовой школе. К тому же они нацелены не только на формирование данного навыка, но и на коррекцию тех недостатков, которые препятствуют его формированию. Ведущее место среди них отводится таким приёмам, как речевая разминка на уроках чтения с целью увеличения количества читаемых слов в минуту и зрительный диктант, проводимый на уроках русского языка в процессе орфографической пятиминутки с целью развития оперативной памяти.

Данные приёмы представлены следующим образом:

специальный подбор текстов;

выбор соответствующего способа чтения;

ориентация в тексте, заключающаяся в постановке вопросов по прочитанному;

проведение зрительных диктантов с фиксированным временем для показа образца;

игровые упражнения, направленные на развитие у учащихся познавательных психических процессов, на формирование правильного выразительного чтения.

Материалом для речевых разминок служат специальные тексты, а для зрительных диктантов – предложения, которые отвечают следующим требованиям:

– просты и доступны по содержанию;

отличаются простотой структуры предложения, отсутствием незнакомых слов;

текст имеет законченный характер и интересен по содержанию;

– тексты различаются по объёму слов, входящих в них;

– тексты предъявляются напечатанными на карточках, которые предлагаются каждому учащемуся;

для общей экспозиции при проведении зрительного диктанта используется материал, также представленный в печатном варианте, в виде плаката, или предъявленное предложение должно быть написано учителем на доске печатными буквами.

При подборе текстов учитывается принцип индивидуального подхода в обучении, в связи с чем отбираемые произведения для речевой разминки различны по объёму и сложности сюжета, что ставит учеников с любой техникой чтения в равные условия: все дети работают одним и тем же приёмом с одинаковым заданием и общим внешним проявлением результата данного вида речевой деятельности.

Ввиду того, что методика проведения речевой разминки предполагает увеличение каждого последующего текста на одно слово, некоторые слова в авторских текстах сокращены или введены самостоятельно придуманные обороты речи, что не нарушает основного содержания предлагаемого рассказа. Принимая во внимание особенности восприятия определённого контингента учащихся, тексты адаптированы согласно возрасту учащихся (то есть чтобы они могли произвести самостоятельный свободный пересказ того или иного рассказа, опять же без нарушения основного содержания).

Учителю в организации читательской деятельности и формировании навыка беглого чтения существенную помощь могут оказывать родители учащихся – при условии правильного отношения к этой проблеме.

Одним из действенных приёмов такой помощи является чтение детям перед сном.

Ежедневно в одно и то же время, примерно за полчаса до сна, рекомендуется читать ребёнку какое-либо очень интересное произведение. При этом ваше чтение должно быть ярким, максимально выразительным. Прекращать чтение нужно на самом интересном месте, чтобы ребёнок засыпал с мыслью: «А что же дальше?». Этот процесс должен быть системным.

Наибольшую сложность у детей с задержкой умственного и психического развития вызывает чтение труднопроизносимых слов, слов со стечением согласных или имеющих сложную слоговую структуру. В этой связи эффективной является работа по составлению осколочных картинок. На полосках разного цвета (или на белой бумаге фломастерами разного цвета) пишутся 2–3 слова и разрезаются на части. Учащимся предлагается составить слова с опорой на цвет (у каждого ученика – индивидуальный набор осколочных картинок). Затем учащиеся находят эти слова в тексте, идёт работа по содержанию и т. д.

Кроме того, необходимо работать над развитием артикуляционного аппарата: читать небольшие, лучше всего стихотворные, тексты (А. Барто, например) в темпе скороговорки и собственно скороговорки. Параллельно с ребенком должен заниматься логопед.

Наиболее продуктивной в плане формирования навыка чтения является ежедневная тренировка в чтении. Эта работа осуществляется под контролем родителей в следующем порядке:

ребёнок выбирает книгу для самостоятельного чтения;

ежедневно ученик прочитывает 1 страницу печатного текста вслух, после чего кратко передает содержание прочитанного родителям; или: родители могут организовать простейший опрос по содержанию прочитанного, для чего достаточно задать пару вопросов информационного характера («о ком (о чём) ты прочитал?» и «Что интересного узнал?»);

в отдельной тетради (читательском дневнике) ребёнок ежедневно фиксирует следующее:

Автор

Название

Дата

Время, затраченное
на чтение





один раз в неделю необходимо проверять технику чтения:

1) выбрать малознакомый текст и дать ребенку прочитать, фиксируя 1 минуту времени, столько, сколько получится;

2) подсчитать количество прочитанных слов и записать.

Ведите список прочитанных ребёнком книг. Прикрепите этот листок на самом видном месте, чтобы все видели, сколько книг уже прочитал ваш ребёнок. Это будет полезно для любого возраста.

В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой!) можно использовать приём подсчёта слов, которые прочитаны ребёнком за определенный промежуток времени, например за 1 минуту. С этой целью по вашей команде ребёнок читает отрывок из предложенного вами текста способом, получившим в методике название «жужжащего» чтения. «Жужжащее» чтение предполагает, что ребенок читает тихо, но вслух. Можно предложить ребёнку закрыть уши пальцами и читать шёпотом. По истечении минуты вы вместе с ребёнком подсчитываете количество прочитанных слов, сравнивая полученную цифру с предыдущими результатами.

Для того чтобы ваша работа была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжёлой нагрузкой, цель которой ребёнок не знает и не понимает. Не усложняйте задания с первого же занятия. Помните, что сохранение мотивации и подпитка интереса – главные задачи, которые стоят перед вами.

Содержание

Введение    3

Методический комментарий  по формированию техники чтения на уроках чтения и русского языка    8

Методика проведения зрительных диктантов    11

Методика проведения речевых разминок    12

Тексты для формирования техники чтения у учащихся 5–7 классов    16

Речевые разминки    16

Зрительные диктанты    162

Дополнительный игровой материал    169

Развитие внимания, быстроты мышления    169

Развитие внимания, речи, темпа мышления    170

Развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения, фонематического слуха    170

Развитие произвольного внимания, фонематического слуха, формирование фонетически правильного письма    171

Развитие внимания, мышления    173

Развитие слухового сосредоточения; моторная разрядка    173

Тренировка слухового внимания    174

Развитие памяти,  способности к переключению внимания    179

Формирование фонетического чтения    179

Чтение по подобию    179

Формирование фонетически правильного чтения    180

Развитие фонематических представлений, фонематического и слогового анализа    183

Развитие слогового анализа и синтеза, слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти    186

Формирование орфоэпически верного чтения    189

Развитие выразительности речи    189

Развитие звукового восприятия и ритма при чтении    191

Регулирование громкости речи    196

Отработка интонации при чтении    197

Литература    205

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-code

Скрыть

Для партнеров

Скрыть
Коммерческое предложение
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите:
Ctrl + Enter

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Вход Регистрация
Поиск: по сайту | по коду товара | расширенный
Для выгрузки прайса в формате YML Вам необходимо стать партнером УчМага.
Ознакомиться с условиями участия в партнерской программе
@mail.ru
@mail.ru