Информатика. 5-11 классы: материалы к урокам, внеклассные мероприятия

Снято с продажи
Код 558с
Издательство Учитель, 2009
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-1761-3
Страниц 142
УДК 371.3
Штрихкод 9785705717613
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 60 (мм)
Вес 100 г
Навыки овладения информационными технологиями, которые учащиеся должны приобрести в школе, в настоящее время являются социально необходимыми. Любой творческий учитель стремится в решении этой проблемы к учету индивидуальных особенностей ребенка. Предлагаемые материалы к урокам содержат достаточно подробные инструкционные карты, предполагающие пошаговое выполнение работы учащимися, развивающие их самостоятельность, позволяющие повторять операции без обращения к учителю.
Используемые в сценариях внеклассных мероприятий игры повышают интерес к предмету, побуждают к поиску нестандартных решений.
Пособие предназначено учителям информатики для оптимизации учебного процесса в 5-11 классах.

Подробное описание

Введение

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и... ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.

В. А. Сухомлинский

Одно из направлений преподавания информатики в школе – приобщение учащихся к информационной культуре. Известно, что информационная культура – это не только нормы поведения при работе с информацией, но и овладение офисными информационными технологиями. Навыки, которые учащиеся должны приобрести в школе, в настоящее время являются социально необходимыми. К сожалению, во многих школах классы не делятся на группы, и ученикам приходится заниматься вдвоем за одним компьютером, что снижает качественные показатели обучения. Отсутствие мультимедийных проекторов не позволяет учителю продемонстрировать всему классу одновременно этапы решения предлагаемых на уроке задач с помощью компьютера.

В такой ситуации говорить об индивидуальном подходе не приходится, однако любой творческий учитель стремится учесть индивидуальные особенности ребенка. Надо также учитывать, что некоторых детей достаточно направить в нужное русло и дать им четкие указания, слабых же детей надо в буквальном смысле вести за руку.

Приведенные в данном пособии поурочные разработки таких тем, как «Технология хранения, поиска и сортировки информации», «Технология обработки числовых данных в электронных таблицах» и «Система автоматизированного проецирования», содержат инструкционные карты для учащихся. Использование таких карт на практических занятиях дало положительные результаты. Инструкции помогают учителю уделить больше внимания ученикам с медленным темпом обучения. Они достаточно подробные и предполагают пошаговое выполнение работы. Использование инструкций развивает у ребят самостоятельность, позволяет работать в индивидуальном темпе, а также (если необходимо) повторить операции без обращения за помощью к учителю.

Не все дети раскрывают свои способности на обычных уроках в полной мере. Надо постоянно проводить параллель с повседневной жизнью, показывать связь школьных предметов, формировать целостную картину мира. В этом помогают интегрированные уроки.

Еще одним из способов индивидуализации обучения можно назвать внеклассную работу по предмету. Как показывает опыт, проведение игр повышает интерес у учеников к предмету, а проведение игры по знакомому с детства сценарию пробуждает еще и азарт при поиске решений. Поэтому использование сценариев знакомых ребятам игр облегчает ход мероприятия, так как детям не нужно запоминать правила и тратить время на адаптацию.

Большую роль в индивидуализации обучения играет контроль. Но получается, что контроль тоже должен быть индивидуальным, то есть нельзя по одному шаблону оценивать весь класс. Кроме того, после получения результатов необходимо помочь ученику исправить именно его ошибки, разобраться в причинах их появления. Иногда оказывается, что причина ошибки ученика скрыта в работе учителя, например, в неправильно подобранной методике преподавания. Это приводит к ситуации, когда большинство учащихся допускают одну и ту же ошибку. Диагностика и коррекционная работа помогают учителю, ученику и родителям ученика, что обеспечивает совместное плодотворное сотрудничество, результат которого – высокое качество обучения.

Содержание

Введение    

Тема: Технология обработки числовых данных в электронных таблицах    5

Урок 1. Знакомство с электронными таблицами. Структура. Формат данных    5

Урок 2. Обработка числовой информации. Формулы в электронных таблицах    8

Урок 3. Относительные ссылки. Копирование    10

Урок 4. Функции в электронных таблицах    12

Урок 5. Практическая работа № 1    13

Урок 6. Абсолютные ссылки    14

Урок 7. Практическая работа № 2    15

Урок 8. Условная функция и логические выражения    16

Урок 9. Практическая работа № 3. Диагностическая работа по изученному материалу    17

Урок 10. Диаграммы в электронных таблицах    19

Урок 11. Построение диаграмм различных типов    24

Урок 12. Практическая работа № 4    26

Урок 13. Зачет по теме: «Электронные таблицы»    26

Приложение 1. Инструкционные карты к урокам    30

Приложение 1.1. Инструкционная карта к уроку 1 по теме «Знакомство с ЭТ. Структура. Формат данных»    30

Приложение 1.2. Тренировочная работа к уроку 2 по теме «Обработка числовой информации. Формулы в электронных таблицах»    32

Приложение 1.3. Инструкционная карта к уроку 3 по теме «Относительные ссылки. Копирование»    36

Приложение 1.4. Инструкционная карта к уроку 4 по теме «Функции в электронных таблицах»    37

Приложение 1.5. Инструкционная карта к уроку 6 по теме «Абсолютные ссылки»    39

Приложение 1.6. Инструкционная карта к уроку 8 по теме «Условная функция и логические выражения»    41

Приложение 1.7. Инструкционная карта к уроку 10 по теме «Диаграммы в электронных таблицах»    42

Приложение 1.8. Инструкционная карта к уроку 11 по теме «Построение диаграмм различных типов»    44

Диагностика предметной обученности в преподавании информатики    46

Тема: Система автоматизированного проектирования КОМПАС-ГРАФИК    53

Урок 1. Знакомство с программой КОМПАС-ГРАФИК    54

Урок 2. Построение чертежей с использованием координат    55

Урок 3. Интегрированный урок по теме: «Построение третьего вида по двум данным» (черчение), «Построение чертежей с помощью САПР» (информатика)    56

Приложение 2. Инструкционные карты к урокам    58

Приложение 2.1. Инструкционная карта к уроку 1 по теме «Знакомство с программой КОМПАС-ГРАФИК»    58

Приложение 2.2. Инструкционная карта к уроку 2 по теме «Построение чертежей с использованием координат»    60

Приложение 2.3. Инструкционная карта к интегрированному уроку 3 по теме: «Построение третьего вида по двум данным» (черчение), «Построение чертежей с помощью САПР» (информатика)    61

Тема: Технология хранения, поиска и сортировки информации    63

Урок 1. Назначение баз данных. Объекты баз данных    63

Урок 2. Система управления базами данных. Знакомство с MS Access    64

Урок 3. Создание баз данных. Первый этап – проектирование    65

Урок 4. Второй этап – создание структуры базы данных    67

Урок 5. Третий этап – заполнение базы данных    68

Урок 6. Формирование простых запросов    68

Урок 7. Проектирование многотабличных баз данных    70

Урок 8. Создание структуры многотабличной базы данных    72

Урок 9. Заполнение многотабличной базы данных    73

Урок 10. Реализация запросов на выборку в многотабличной базе данных    73

Урок 11. Реализация запросов на удаление и использование вычисляемых полей в многотабличной базе данных    75

Урок 12. Создание отчетов в базе данных    76

Урок 13. Зачет по теме «Технология хранения, поиска и сортировки информации»    77

Приложение 3. Инструкционные карты к урокам    78

Приложение 3.1. Инструкционная карта к уроку 2 по теме «Система управления базами данных. Знакомство с MS Access»    78

Приложение 3.2. Инструкционная карта к уроку 4 по теме «Второй этап – создание структуры базы данных»    81

Приложение 3.3. Инструкционная карта к уроку 5 по теме «Третий этап – заполнение базы данных»    85

Приложение 3.4. Инструкционная карта к уроку 6 по теме «Формирование простых запросов»    86

Приложение 3.5. Инструкционная карта к уроку 8 по теме «Создание структуры многотабличной базы данных»    88

Приложение 3.6. Инструкционная карта к уроку 9 по теме «Заполнение многотабличной базы данных»    90

Приложение 3.7. Инструкционная карта к уроку 10 по теме «Реализация запросов на выборку в многотабличной базе данных»    93

Приложение 3.8. Инструкционная карта к уроку 11 по теме «Реализация запросов на удаление и использование вычисляемых полей в многотабличной базе данных»    94

Приложение 3.9. Инструкционная карта к уроку 12 по теме «Создание отчетов в базе данных»    97

Тема: «Черепашка-ученица» (урок с использованием интерактивной доски)    100

Тема: Создание рисунка из фрагментов (урок с использованием интерактивной доски)    105

Тема: Координатная плоскость (интегрированный урок)    108

Тема: Двоичное кодирование звуковой информации в компьютере    112

Приложение 4. оборудование к уроку    116

Приложение 4.1. Текст поздравления (на карточках по количеству компьютеров)    116

Приложение 4.2. Инструкционная карта к уроку по теме «Двоичное кодирование звуковой информации в компьютере»    117

Морской бой (игра)    119

Приложение. Варианты вопросов к игре «Морской бой» по теме «Моделирование и формализация»    125

Встреча в компьютерном кафе (внеклассное мероприятие)    131

Литература    138

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.