Информационные технологии на уроках в начальной школе

Снято с продажи
Код 528
Издательство Учитель, 2008
Серия Новое в преподавании в школе
ISBN 978-5-7057-1569-5
Страниц 223
УДК 372.22
Штрихкод 9785705715695
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 9 (мм)
Вес 159 г
Наши дети получают с каждым днем все больший объем информации через компьютер. Поэтому очень важно, чтобы они умели организовывать и анализировать эту информацию. Формирование алгоритмического мышления, обучение решению нестандартных задач, умение использовать информационные технологии при изучении самых разных предметов, интегрировать свои знания в нестандартных ситуациях - вот неполный перечень педагогических приемов и задач, представленных в данном пособии. В разработках уроков информатики и русского языка, литературного чтения, окружающего мира предложены разные формы использования компьютера: наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы.
Пособие предназначено учителям начальной школы, руководителям методических объединений.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе. Именно поэтому в ближайшие время предмет «Информатика» из среднего звена переместится в учебные планы начальной школы и станет обязательным для изучения.

Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, при этом обучение делается неформализованным и интересным.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них:

1. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.

2. Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

3. Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка. В любом случае задачи обучения остаются неизменны:

 познакомить школьников с основными свойствами информации, научить их приемам организации и планирования деятельности, в частности в учебной, при решении поставленных задач;

 дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных технологиях;

 дать школьникам представление о современном информационном обществе.

Выполнение этих задач приведет к интенсификации процесса обучения, реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, овладению школьниками знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания.

Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний.

С учетом отечественного и зарубежного опыта в начальной школе лицея № 9 г. Волгограда (директор И. В. Жигульская) начата разработка компьютерной поддержки обучения по ряду предметов в 1–4 классах.

Цель деятельности ОУ – создание и апробирование на базе средств новых информационных технологий интегрированной учебной среды, в которой дети ощущали бы психологический комфорт, а также программного обеспечения поддержки преподавания общеобразовательных предметов с целью формирования логического, аналитического и образного типов мышления, умения работать с информацией.

Задачи исследования:

Разработка экспериментального варианта программы по информатике для начальной школы, учитывающего положительный опыт образовательных учреждений региона, соответствующего современной гуманитарно-личностной парадигме образования.

–  Создание комплекса программного обеспечения для начальной школы (обучающая, тренинговая, тестовая) по общеобразовательным предметам, согласованного с предлагаемым вариантом программы.

– Создание системы диагностико-экспертных средств, направленных на оценку эффективности пропедевтического интегрированного курса информатики.

– Создание системы диагностики личностных новообразований учащихся при обучении в условиях компьютерной среды.

Итоги I этапа (2001 – 2005 гг.) и начала II этапа (2005 – 2008 гг.) опытно-экспериментальной
работы по формированию и развитию информационной компетентности младших
школьников при обучении в условиях компьютерной среды

1 Итоги деятельности по разработке теоретического обоснования процесса формирования готовности младших школьников к интегрированному обучению в дидактических компьютерных средах.

1.1 Изучены:

нормативно-правовая документация;

психологические особенности восприятия информации учащимися начальной школы (по литературным источникам);

особенности проектирования интегрированного обучения в условиях дидактической компьютерной среды (требования к структуре, содержанию и оформлению программного обеспечения);

трудности, испытываемые школьниками на начальных этапах изучения информатики (по литературным источникам и по наблюдениям при проведении учебных занятий);

современное компьютерное программное обеспечение учебного назначения;

гигиенические требования к использованию персональных компьютеров в начальной школе;

эргономические требования к индивидуальному рабочему месту школьника.

1.2 Разработаны критерии и показатели, характеризующие достижение достаточного уровня мотивационной и содержательной готовности школьников к изучению информатики и других учебных дисциплин с использованием компьютерных средств.

2 Итоги деятельности по формированию готовности педагогов к реализации интегрированного обучения в дидактических компьютерных средах.

2.1 Педагогами-реализаторами опытно-экспериментальной работы пройдена специальная курсовая подготовка. Осуществлено планирование интеграции предметного содержания, совершенствуются методики преподавания, в системе проводится анализ ученической и собственной педагогической деятельности. Каждый преподаватель ориентирован на повышение уровня знаний в области информационных технологий в образовании.

2.2 Спланировано использование вариативных, активно-диалогичных, игровых и других форм взаимодействия участников инновационного процесса.

2.3 Произведена корректировка учебных планов, программ, методических разработок с учетом дидактических задач эксперимента.

2.4 Разработаны дидактические материалы для реализации опытно-экспериментальной работы.

2.5 Проанализирован ряд программ учебного назначения в целях применения их в учебном процессе начальной школы.

Работа в данном направлении позволила создать в начальной школе:

инновационную среду с четко определенной программой  развития, моделированием образовательного процесса, способствующего саморазвитию личности обучающегося и учителя;

сплоченный по общности подхода к реализации целей опытно-экспериментальной работы коллектив единомышленников;

систему научно-методической работы;

учебно-методическую базу, соответствующую для формирования оптимальной инновационной образовательной среды.

Реализация указанных направлений способствовала становлению лицея как постоянно развивающейся системы, в которой:

обучающийся реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; учитель имеет возможность в полной мере развивать, совершенствовать свои профессиональные и личностные качества;

администрация обеспечивает успешную деятельность обучающегося и педагога, работу всего коллектива в творческом, поисковом режиме.

В результате опытно-экспериментальной деятельности были достигнуты следующие результаты:

формируется информационная культура младших школьников, способных грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения заданных проблем факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять варианты решения задач, делать аргументированные выводы, применять их для выявления и решения новых проблем);

развивается умение обучающихся самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные информационные технологии;

обучающиеся четко осознают, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности; самостоятельно работают над развитием собственного интеллекта, культурного уровня и информационной компетентности;

анализ программного обеспечения учебного назначения показал, что существующее программное обеспечение не подходит для полноценного использования в начальной школе, в лучшем случае возможно лишь использование отдельных модулей. Также следует отметить отсутствие сетевых версий программного обеспечения учебного назначения;

начато создание комплекса программного обеспечения для начальной школы (обучающая, тренинговая, тестовая) по общеобразовательным предметам, согласованного с предлагаемым вариантом программы, изучение требований гигиены и эргономики позволило понять, как лучше организовать применение персональных компьютеров в классе в целом и организации рабочего пространства каждого конкретного ученика.

Таким образом, преподавателями-исследователями начальной школы достигнуты значительные результаты, которые позволяют спрогнозировать дальнейшее позитивное развитие опытно-экспериментальной работы по формированию и развитию информационной компетентности младших школьников при обучении в условиях компьютерной среды.


В. Г. Яриков,

кандидат педагогических наук, заместитель декана

факультета дошкольного и начального образования

Волгоградского государственного педагогического университета

Содержание

Предисловие    3

О. В. Рыбъякова. Создание условий для формирования компетентной личности в начальной школе    9

И. Н. Маркова. Правила эргономики    15

О. В. Рыбъякова. Формы использования компьютера    21

Интегрированные уроки с использованием компьютера

Математика и информатика

Н. Б. Полянина. Тема: Волшебные цифры. Римские цифры. Кодирование. 1 класс.    26

Л. А. Метельская. Тема: Порядок действий в выражении со скобками. Алгоритм. Виды алгоритмов. 2 класс.    34

И. Н. Горбунова. Тема: Случаи умножения круглых чисел. Единичное имя объекта. 3 класс.    39

Е. Ю. Головачева, И. Н. Воробьева. Тема: Столбчатые диаграммы. Построение столбчатых диаграмм. 4 класс    44

Русский язык и информатика

И. М. Васильева, И. Н. Воробьева. Тема: Конструирование текста. Копирование объектов. 2 класс.    50

Т. А. Гордиенко. Тема: Устойчивые выражения. Упражнения в написании парной согласной на конце слова. Выделение или копирование объекта. 2 класс    54

Н. А. Тисленко. Тема: Правописание безударной гласной в корне слова. Кодирование. 2 класс    63

И. М. Васильева, И. Н. Воробьева. Тема: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Исправление ошибок ввода текста. 2 класс    69

Н. Б. Полянина. Тема: Сложные слова, их использование в речи для характеристики предметов. Состав и действия объекта. 3 класс    72

Литературное чтение и информатика

Е. Ю. Головачева, И. Н. Воробьева. Тема: «Сказка о царе Салтане…» в литературе, музыке и живописи. Построение таблиц. 4 класс.    78

Риторика и информатика

И. М. Васильева, И. Н. Воробьева. Тема: О чем говорит шрифт? Работа с объектом WordArt. 2 класс    84

Окружающий мир и информатика

Л. А. Метельская. Тема: Экосистема леса. Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы. 3 класс    90

С. В. Редькина. Тема: Пернатые. Аналогия. 3 класс.    95

И. М. Васильева. Тема: Экосистема озера. Работа в программе Microsoft Power Point. 3 класс    100

С. В. Редькина. Тема: Религии мира – богатство человеческого духа. Создание презентаций в программе Microsoft Office Power Point. 4 класс    103

Н. И. Селезнева. Тема: Как человек использует свойства воды. Работа в графическом редакторе Paint    108

С. В. Редькина, М. А. Багаева. Тема: Многоликая персона. Родословная матрешки. Признаки и действия предмета, координаты, кодирование, декодирование    113

Уроки с использованием компьютерной поддержки

Математика

Н. И. Селезнева. Тема: Деление многозначного числа на однозначное. 3 класс    120

Окружающий мир

С. В. Редькина. Тема: Многогранный мир чувств. 4 класс.    125

Н. М. Баркалова, М. А. Багаева. Тема: Болото и его обитатели. 4 класс    131

С. В. Арчакова. Тема: Растения-производители. 3 класс.    136

Н. М. Баркалова, М. А. Багаева. Тема: Организм человека и его строение. 4 класс    142

История

Т. А. Гордиенко. Тема: Хуже грозного царя только междуцарствие. 3 класс    149

Т. А. Гордиенко. Тема: Император-освободитель. 3 класс    161

Уроки внеклассного чтения

Т. Е. Силаева. Тема: Снова в стране «Журналии»    171

Н. М. Баркалова. М. А. Багаева Тема: Современные чудаки    179

Т. А. Гордиенко. Тема: Творчество А. С. Пушкина. 4 класс. Презентация    183

Русский язык

Н. И. Селезнева, М. А. Багаева. Тема: Звуки и краски весны    190

Н. В. Баркалова, М. А. Багаева. Тема: Осень в творчестве поэтов и художников (подготовка к написанию сочинения). 2–4 классы    197

И. М. Васильева. Тема: Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы. 2 класс    205

Литературное чтение

Н. М. Баркалова, М. А. Багаева. Тема: Маршак – поэт, критик, переводчик, редактор. 4 класс    209

Т. Е. Силаева, М. А. Багаева. Тема: И. А. Крылов. Басни    214

Приложение

Тезаурус    219

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос