Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся

Есть на складе
131 руб.
-10%
117,90 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 486е
Авторы-составители Морозова Л. Н., Кравченко Н. Г. и др.
Издательство Учитель, 2008
Серия Новое в преподавании в школе
ISBN 978-5-7057-1111-6
Страниц 204
УДК 371.3
Штрихкод 9785705711116
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 8 (мм)
Вес 148 г
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и технологических аспектов образования. Изучение образовательной области "Технология" базируется на научной основе широкого спектра наук и включает, наряду с традиционными, новые эффективные методы работы.
Предлагаемое пособие посвящено реализации проектного метода в технологическом образовании школьников. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении и воспитывающий у школьников такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к социально-экономическим условиям.
Предложенные разработки проектов будут полезны учителям технологии и помогут учащимся выбрать свою траекторию обучения, воспользовавшись вариантами данных материалов.

Подробное описание

Введение

Технология – это образовательная область, включенная в базисный учебный план общеобразовательных учреждений России. Изучение области «Технология» базируется на научной основе широкого спектра наук, включает, наряду с традиционными, распространенными, новые, эффективные и перспективные технологии.

Обучение включает в себя базовое (инвариантное) содержание. Под базовым содержанием понимается объем знаний и умений, сформированных у учащихся в пределах времени, отводимого на изучение области «Технология».

Главной целью области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.

Учащиеся должны быть способны:

– планировать, организовывать и выполнять работу;

– оценивать результаты на каждом этапе;

– находить и использовать необходимую информацию.

2. Формирование знаний и умений и использование средств и путей преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт.

3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

5. Развитие разносторонних качеств личности, способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Должны быть решены следующие задачи:

– Привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства.

– Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи.

– Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, милосердия, обязательности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения.

– Использование в качестве объекта труда потребительских изделий и оформления их с учетом требования дизайна, декоративно-прикладного искусства.

– Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

– Сформировать у учащихся эстетическое отношение к труду, ценить красоту.

– Развивать интерес и творческие способности.

– Научить пользоваться инструментами и приспособлениями.

Новая интегрированная область «Технология» предполагает наличие различных блоков модулей, которые можно комплектовать в зависимости от технической оснащенности школы, местных условий, быта, традиций.

Метод проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлек внимание российских педагогов еще в начале XX столетия. В 1905 г. группа педагогов под руководством С. Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Их опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны. Однако отсутствие четких разработок по использованию метода проектов в преподавании школьных дисциплин привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия. В 1931 г. Постановление ЦК ВКП (б) осудило недостаточно продуманное применение метода проектов в российских школах, и практически до конца XX века не было серьезных попыток возродить его.

Использование этого метода в российских школах по времени совпало с исследованиями американских ученых. В 20-х гг. ХX в. американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик предложили метод проектов, в основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель.

Со временем эти идеи были доработаны системой образования Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Израиля и других стран мира. Популярность метода была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных проблем.

Значительный интерес представляет опыт применения метода проектов в английских школах, где в 80-х гг. XX в. в учебный процесс был введен интегрированный предмет «Дизайн и технология». В основу систематизации материала по этому курсу положена методика проектной деятельности. Процесс обучения строится на выполнении проектов. Реализуя ту или иную деятельность, учащиеся учатся работать с материалами, инструментами и информацией.

«Технология» – наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Она же включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.

В школе «Технология» – интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Возрождающийся проектный метод обучения при его умелом применении по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал.

Научно-техническая революция XX века существенно изменила жизнь на Земле и стала предпосылкой для коренной ломки в системе образования. При переходе в третье тысячелетие известные нам технологии обучения начали буксовать, давать сбои. Они не в силах компенсировать отрицательное влияние на человека техносферы и связанных с ней экологических катаклизмов, а наоборот, стали усугублять их. В обучающей, развивающей и воспитывающей школе число детей с физическими и психическими недостатками с 1 по 10 классы увеличивается более чем на треть. Если в 1 классе таковых более 50 %, то к 11 этот процент превышает 80% и получается, что в науке – школа развития, а на практике – угнетения и подавления детского таланта, пытливости, здоровья.

Образовательная область «Технология» призвана привнести элементы новизны в содержание школьного образования, а вместе с ним и в методы обучения школьников; способствовать развитию качеств личности и здоровья учащихся, компенсации отрицательного влияния техносферы на их здоровье и психику. Нетрадиционными методами обучения «Технология» научит школьников «рождать» и воплощать в жизнь идеи – идеи, способные развивать творчество, а вместе с ним и производство.

И вполне естественно, что для этого нужен учитель, способный научить школьников учиться, привить способы быстрого и эффективного усвоения знаний одним из таких методов – методом проектов.

Информационный взрыв XX века вооружает учителя большим количеством информации. Уметь отделить нужную – важная задача методики обучения. Как отобрать лучшее, чему учить и как учить, для чего учить – эти многовековые проблемы методика не разрешила и на пороге третьего тысячелетия. Раскрыть эти задачи технологически призвана наряду с другими областями знаний и «Технология».

Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.

Профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Индивидуальная работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, какой он есть, нужно делать всё возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

Содержание

Введение    3

Организация и методика  выполнения творческих проектов    7

Примеры выполнения творческого проекта    49

Л. Н. Морозова

Тема проекта: Картина-портрет, выполненная в технике ручной вышивки    49

Тема проекта: Исаакиевский собор    60

Тема проекта: Марлен Дитрих    87

Тема проекта: Корзинка    100

Тема проекта: Лоскутная пластика    107

Тема проекта: Изготовление костюма    131

Н. Г. Кравченко

Тема проекта: Школьный дворик    138

Тема проекта: Изготовление фартука    144

Тема проекта: Изготовление картины    156

Тема проекта: Изготовление детского сарафана для девочки 32 размера    163

О. В. Павлова

Тема проекта: Изготовление кухонной лопатки и вилки    173

Тема: организация праздника «День рожде-ния» (коллективный творческий проект)    187

Организация праздника  (сценарий)    200

Литература    203

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.