Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (геогр.,биолог.,эколог.,эконом.). 5-9кл.

Есть на складе
64 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 476
Авторы-составители Сергеева М. Е.
Издательство Учитель, 2007
Серия Новое в преподавании в школе
ISBN 978-5-7057-1088-1
Страниц 94
УДК 371
Штрихкод 9785705710881
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 65 г
Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации, формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни.
Предлагаемое пособие продолжает знакомить учительскую аудиторию с организацией и практической реализацией различных видов игр (деловая, организационно-деятельностная, интеллектуальный марафон, ролевая и др.) в учебно-воспитательном процессе.
Представленные разработки интегрированных игр на уроках и внеклассных мероприятиях по географии, экономике, основам права, экологии, биологии позволяют активизировать деятельность учащихся 5-9 классов, придать проблемный характер обучению, привести к творческому поиску, помогут быстрее адаптировать юных граждан к реалиям нашей современной жизни.
Пособие адресовано учителям образовательных областей "География", "Обществознание", организаторам внеклассной работы образовательных учреждений, студентам педагогических учебных заведений.

Подробное описание

Введение

Игра – это возможность отыскать себя в обществе, в человечестве, во Вселенной.

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Фрэнкс утверждает, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т. п. Включаясь в процесс игры, дети научаются в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, одновременно исследуя его, экспериментируя. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция является максимально важной. Игра есть попытка детей организовать свой опыт. Еще одна функция игры состоит в превращении нечто, невообразимого в реальной жизни, в поддающуюся контролю ситуацию. Следующая функция, отмечаемая рядом авторов, это средство коммуникации. Отыграть свой опыт и чувства – естественная для детей ситуация. Во многих источниках выделяют еще одну функцию игры – формирование отношений. Как считает Акслин, в игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. «Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет», – полагает Г. Л. Лэнгрет. Важно в игре то, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать свое собственное «Я». Фрэнкс указывает на то, что в игре участник обращается к своему прошлому, постоянно переориентируя себя к настоящему в процессе игры. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривая свой образ «Я», свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром. Еще М. Монтель полагал, что игры детей – вовсе не игры и что правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокоосмысленное занятие этого возраста.

Коснемся данной проблемы, так как выпускник школы зачастую не только не умеет применять знания, то есть оказывается предметно некомпетентным, но и не владеет навыками социального взаимодействия и общения, руководства производственным коллективом, принятия совместных решений с учетом интересов других специалистов, в чем и проявляет свою социальную некомпетентность. Учебная деятельность далека от реальной жизни и профессиональной деятельности. Это обусловливает формализм знаний, трудность их применения. Необходимость преодоления этих трудностей привела к попыткам усиления связи техники, производства, образования, науки, широкому использованию коллективных форм организации учебной деятельности, к которым и принадлежит деловая игра. Такой тип обучения реализует в себе следующие методологические принципы: единства содержания и формы, связи теории и практики, моделирования, системности. В соответствии с первым принципом содержание обучения должно выражаться в адекватных формах учебной деятельности учащихся, обеспечивающих развертку и усвоение социального опыта, который представлен в учебниках.

Информация, которая есть в учебниках, должна получить практику применения в рамках учебной деятельности и превратиться в знания. В деловой игре информация усваивается не про запас, не сама по себе, а в процессе регуляции игровых и учебных действий. Таким образом будет осуществляться связь теории и практики.

Принцип моделирования означает, что с помощью различных средств и методов обучения в формах деятельности учащихся выявляется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности.

Принцип системности предполагает перестраивание всего учебно-воспитательного процесса, деятельности учителя и ученика. Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который является объектом имитации. Проводя игру на учебных занятиях и во внеурочное время, учитель должен знать сильные и слабые стороны игры. Она воспроизводит реальную ситуацию. Любая игра требует творческого подхода. Применение деловых игр требует четкого обоснования целей и места в учебном процессе. Деловая игра отличается от многих других способов обучения. Ученик чувствует свои силы и возможности, созданы условия самореализации. Учитель должен привлекать ребят к подготовке игры, тогда они органично войдут в игру, будут активными ее участниками. Педагог занимает в игре различные позиции: может быть центром игры – руководителем, выполнять функцию игрока, вообще не участвовать. В ходе игры предусматриваются различные роли и виды деятельности, что поможет каждому ученику выбрать для себя посильную деятельность. Различные подходы к организации и проведению деловых игр позволяют актуализировать такие способы взаимодействия:

1 ситуация в группе с распределением функций;

2• ситуации сотрудничества учителя с распределением функций;

3 ситуация творчества в группе без распределения функций;

4 ситуация конфликтного взаимодействия в группе.

Использование деловых игр в учебно-воспитательном процессе позволят сформировать у ребят:

  • готовность действовать с учетом позиций другого;
  • добывать необходимую информацию;
  • готовность брать на себя инициативу при решении проблем;
  • способность переводить конфликтную ситуацию в диалог, находить пути решения, выработать общую точку зрения;
  • стремление понять и прислушаться к точке зрения других;
  • умение различать эмоциональное состояние соучастников и использовать это в ходе общения;
  • выявлять профессиональные умения в общении, профессиональные интересы, позиции, психологические качества и корректировать их.

В пособии предлагаются примеры различных игр на уроках географии, экономики, права. Большое внимание отводится интегрированным играм, где хорошо просматривается связь различных предметов, которая помогает учащимся быстрее адаптироваться в реалиях нашей жизни. Игра помогает многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроках и внеклассных мероприятиях является комплексным носителем информации.

Практика показывает, что на уроках, где проводится игра, отмечается 100 % активизация деятельности учеников. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску. Хочется надеяться, что представленные разработки игровых технологий окажут серьезную профессиональную поддержку коллегам-учителям в проведении интегрированных уроков и внеклассных мероприятий и введении интегрированных форм в образовательный процесс.

Игры «Маркетинг», «Население нашей области», «Знатоки природы своего края», викторина «Знаешь ли ты свой край» содержат местный материал той области, в которой они были успешно апробированы, и поэтому предлагаются коллегам в качестве рекомендательных форм, которые можно наполнить материалом своего регионального значения и применять в конкретных условиях общеобразовательного учебного заведения.

Содержание

Введение    3

Маркетинг (имитационная игра)    6

Любопытный дилижанс (деловая игра)    7

Знаешь ли ты свой край (краеведческая викторина)    10

Население нашей области (урок-игра)    14

Я – эколог (интеллектуальный марафон)    17

Знатоки природы своего края (деловая игра)    23

Великая и славная моя Волга (ролевая игра)    32

Аукцион (деловая игра)    38

Великолепная семерка (экономическая игра-конкурс)    45

Ты – потребитель (экономический конкурс)    49

Как открыть свою фирму? (деловая игра)    57

Где найти защиту Бабе Яге? (ролевая игра)    59

Мы в этом мире (экономико-эколого-правовая игра)    62

Пока мы вместе, мы едины, знатоки России (брейн-ринг)    72

Эколого-экономическими тропами (интегрированная игра)    83

Семейный бюджет (сюжетно-ролевая игра)    89

Литература    93

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос