Математика. 5-11 кл. Игры на уроках

Снято с продажи
Код 475г
Авторы-составители Барышникова Н. В.
Издательство Учитель, 2007
Серия Нестандартные уроки
ISBN 978-5-7057-1265-6
Страниц 154
УДК 371.3
Штрихкод 9785705712656
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 108 г
Данное пособие предлагает нестандартные уроки по математике. Пособие состоит из двух частей. Первая часть освещает вопросы теории по развитию творческой деятельности учащихся на уроках математики с практическими примерами применения нетрадиционных форм работы на уроке с учетом возрастных особенностей учащихся.
Вторая часть содержит разработки уроков с использованием различных дидактических игр, а также занимательного материала, творческих и исследовательских заданий.
Пособие предназначено учителям математики в 5-11 классах; может использоваться во внеклассной работе по предмету.

Подробное описание

введение

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

Л. Н. Толстой

Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому эта проблема в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение и обусловлена задачами современного общества, озабоченного подготовкой молодых поколений не только для настоящего, но и для будущего.

Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Очень часто под основными целями математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в вуз. Но не менее важно развивать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, навыки алгоритмического мышления. Каждому, с одной стороны, необходимо умение анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчетливо выражать свои мысли, с другой стороны, – развить свое воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.

Задача учителя – организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и они самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний.

Учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих учеников. В равной степени он должен быть очень терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако если все делается профессионально и честно, то рано или поздно, ученик себя проявит. Математика – наука «замечательная». В ней нужно замечать, а для этого следует побуждать учеников к поиску истины. Это значит, что на каждом этапе школьного математического образования нужно учить детей наблюдать, сравнивать, замечать закономерность, формулировать гипотезу, учить доказывать или отказываться от гипотезы. Важно учить школьников самостоятельно строить определения и их отрицания, показывать, что в математике почти ничего не нужно зазубривать – следует понять и научиться применять, и тогда все запомнится само собой.

Учитель должен помнить, что, встречаясь даже с одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других дисциплин. В процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются творческие способности учащихся. Для этого полезно использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и иллюстрированный материалы.

Положительную роль в развитии математического мышления и творческой деятельности школьников играют лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Еще одна форма творческой деятельности учащихся на уроке математики – это сочинение математических сказок.

Сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной русской речью, а также уверенное владение математическими понятиями. Сочинение математических сказок – занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако в средних классах возрастают не только возможности, но и трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушить целостности сказки и не прийти в противоречие с математическими понятиями. Самостоятельно придуманная сказка с применением в сюжетной линии математических понятий позволяет прочнее и полнее запомнить эти понятия. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое непроизвольно, что это новое входит в них естественно. Поэтому основной акцент при написании математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.

Для развития творческих способностей к математике, считал академик А. Н. Колмогоров, необходимо выйти за пределы самой математики и развивать у ребенка общекультурные интересы, в частности интерес к искусству. Математическое развитие человека невозможно без повышения уровня его общей культуры. Необходимо стремиться к всестороннему, гармоничному развитию личности. Одностороннее развитие способностей не благоприятствует успеху в математической деятельности.

Средний школьный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только возрастной любознательностью, но и желанием продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны, поэтому они любят брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, проявляя незаурядные способности и высокоразвитый интеллект. Им свойственна эмоционально-отрицательная реакция на простые задачи, которые они отказываются решать из-за соображений престижности.

Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности. В эти годы происходит завершение когнитивных процессов, прежде всего мышления. Мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. «Добиться от учащихся глубокого и осознанного овладения большим количеством математических понятий нелегко, придерживаясь все время академического стиля строгих определений. Дело в том, разъясняет известная писательница (профессор математики по основному роду занятий) И. Грекова, что «… живое содержание понятия, как правило, шире и богаче его сжатого словесного определения – ведь оно формируется не определением, а всем опытом общественной жизни и практической деятельности людей, всей системой ассоциаций, образов, аналогий. Даже эмоций, связанных с данным предметом, явлением».

Надеемся, данное пособие поможет учителю математики организовать разнообразную творческую деятельность учащихся на своем уроке, подскажет способы эмоционального преподнесения строгих математических истин, что сделает процесс познания интересным и увлекательным.

Все предложенные приемы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть – из книг, методических пособий, часть придумана автором. Думаем, что ваша практика и ваши ученики подскажут вам новые идеи.

Знаменитый польский педагог Януш Корчак писал, что нам нужно «тянуться, вставать на цыпочки» для общения с ребенком. Большинство наших педагогических просчетов происходит оттого, что, во-первых, мы заведомо уверены, что ребенок знает гораздо меньше нас, во-вторых, что мы хотим сотворить его по образу и подобию своему. На самом деле, мы знаем далеко не все, что нужно, чтобы нелегкий учебный труд делал детей счастливыми. Чем больше наука будет проникать в скрытые процессы мышления и творчества, тем более умело и уверенно будет школа воспитывать в детях жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду. Но и с тем, что наука и педагогическая практика знают сегодня, творчески работающий учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания.

Содержание

Введение    3

Часть I

Методы и формы развития творческой деятельности учащихся на уроке математики    8

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках математики    15

Копилка дидактических игр    27

Математические сказки    51

Часть II

Игровые уроки математики

Урок-игра «Математический поезд». 5 класс. Тема «Действия с десятичными дробями»    56

Урок-игра «Сказочное путешествие в страну Дроби». 5 класс. Тема «Простые дроби»    61

Урок-ярмарка. 5 класс Тема «Старинные русские меры»    70

Урок-морское путешествие. 5 класс. Обобщение по темам «Буквенная запись свойств сложения и вычитания», «Уравнения»    77

Урок-игра «Математическая поликлиника». 6 класс. Тема «Про-порции, отношения»    80

Урок-игра «Кто хочет стать миллионером?». 6 класс. Повторение изученного материала за курс 6 класса    84

Урок с использованием дидактических игр. 6 класс. Тема «Деление обыкновенных дробей»    93

Интеллектуальная игра «Юный математик». 7 класс. Обобщение знаний по математике за I полугодие    96

Урок-путешествие в Страну треугольников. 7 класс. Тема «Треугольники»    104

Урок с элементами спектакля. 5–7 классы. Тема «Прежде чем закурить – подумай»    110

Математический марафон. 8 класс. Тема «Квадратные корни»    117

Урок-КВН. 9 класс. Тема «Степень с рациональным показателем»    121

Урок-игра «Совет мудрецов». 9 класс. Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии»    125

Деловая игра «И это все о производной». 10 класс. Тема «Наибольшее и наименьшее значение функции»    134

Урок-путешествие. 10 класс. Тема «Исследование функций и построение графиков»    139

Занимательный урок «Выход в пространство». 10 класс. Тема «Аксиомы стереометрии»    144

Урок-игра «О, математик!». 11 класс Обобщение знаний по геометрии за курс 9–11 классов    148

Литература    152

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru