Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках

Снято с продажи
Код 475б
Авторы-составители Ремчукова И. Б., Северина О. А.
Издательство Учитель, 2008
Серия Нестандартные уроки
ISBN 978-5-7057-0770-6
Страниц 94
УДК 371.3
Штрихкод 9785705707706
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Вес 70 г
Данное пособие предлагает нестандартные уроки математики с использованием игровых технологий.
Система применения различных игр в обучении, формирование умений решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов, а также другие составляющие технологии использования игры позволяют достичь единства эмоционального и рационального в обучении, когда учащимся предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, творческие способности.
Предназначено учителям математики, руководителям методических объединений.

Подробное описание

Введение

Гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, приоритет человеческого и личностного над другими ценностями – эти идеи побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий.

Одной из таких технологий, реализующей задачи гуманизации образования, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующих умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов.

Использование игры в процессе обучения связано с ее преимущественными возможностями в решении дидактических задач, с ролью игровой деятельности в развитии личности.

Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности.

В данном пособии модель игровой технологии рассматривается как своего рода обобщающий образец возможных представлений о том, что может включать в себя содержание предмета математики с точки зрения формирования основ самоорганизации учеников.

Модель предложенной игровой технологии под названием «Маркетинг» в процессе обучения математике осуществляется на следующих основных ступенях.

Первая ступень обеспечивает ориентацию в изучаемом содержании, его связи с имеющимися знаниями и умениями, в том числе и в других областях наук, выделяет ценностный компонент знаний и умений, которыми предстоит овладеть. Эта линия востребует в первую очередь мотивационную и критическую функции личности.

Вторая ступень обеспечивает овладение основными специальными умениями, методами решения типовых задач, является базовой для востребования личностных функций.

Третья ступень обеспечивает совершенствование познавательных умений, выбор идей, логики и методов решения задач, создание условий для творческой деятельности; для уровней дифференциации, которая определяется степенью сложности (объективной) и трудности (для данного ученика) предлагаемых задач.

Здесь особенно востребуются такие личностные функции, как опосредующая, коллизийная, ориентирующая, творчески преобразующая самореализация.

Четвертая ступень обеспечивает овладение методами самоконтроля, самоанализа своей умственной деятельности, востребует рефлексивную личностную функцию.

В данном пособии мы исходили из того, что: 1) математика как учебный предмет это интеллектуальная игра, в которой математические знания являются ее правилами и успех в этой игре определяется интеллектуальными способностями игроков (учеников), их стремлением к победе над трудной задачей; 2) фабула игры должна охватывать логически завершенную часть материала (тему, раздел) и иметь свое развитие; 3) фабула игры должна обеспечивать замещение традиционных составляющих учебного процесса воображаемыми составляющими долгосрочных жизненных процессов, подчинять дидактические цели воображаемым целям игрового замысла, ориентировать ученика на победу путем упорного учебного труда; 4) конструирование игрового модуля предполагает осуществление долгосрочной стратегии игры. На первом этапе ученики обеспечивают себе теоретическую и практическую базу для получения реальных шансов на победу; на втором  ученик вносит свой вклад в командное первенство; 5) в осуществлении игровых проектов активное участие должны принимать сами учащиеся.

Обращение к математической теории игр позволило описать более общий подход к построению игровых технологий обучения математике в школе. В таких технологиях объектом игры становится система математических задач, а процессы их решения представляются как единичные игровые ситуации.

Каждая такая единичная задачно-игровая ситуация состоит из трех основных элементов: сценария, игровой обстановки и регламента. В сценарии описываются начальные условия, правила игры и сама игровая ситуация. Игровая обстановка включает в себя информационную систему и модель игровой среды. Регламент определяет временные рамки, уровень сложности решаемых игровых задач и оценочную систему.

Все три элемента обеспечивают базу для упражнений в планировании, для достижения максимального результата в умении анализировать ситуации и собственные действия, дают полное представление о трудностях ученика и прослеживают его личностный рост.

Содержание

Введение    3

5 класс

Проект игры «Дерево» (или «Вырасти дерево знаний»)    6

Пример урока с элементами театрализации. Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей»    9

Пример урока-соревнования (брейн-ринг). Тема «Десятичные дроби»    12

Примеры уроков по изучению геометрического материала    15

Дидактическая игра «Задачи на разрезание и складывание фигур»    15

Тема «Угол. Виды углов. Построение углов». 1-й урок    17

Тема «Угол. Виды углов. Построение углов». 2-й урок (практическая работа)    19

6 класс

Проект игры «Дом» (или «Построй Дворец знаний»)    21

Пример урока-соревнования (брейн-ринг). Тема «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (обобщающий урок)    24

Примеры уроков по решению типовых задач    27

Тема «Задачи на нахождение дроби от числа и числа от дроби». 1-й урок    27

Тема «Задачи на нахождение дроби от числа и числа от дроби». 2-й урок    29

Примеры уроков по изучению геометрического материала    31

Тема «Куб и его свойства»    31

Тема «Фигуры в пространстве» (практическая работа)    33

7 класс

Проект экономической игры «Маркетинг»    37

Пример урока по введению игрового проекта «Маркетинг» на учебный год по алгебре. Тема «Числовые выражения»    40

Примеры уроков алгебры по игровому проекту «Маркетинг»    45

Тема «Степень и ее свойства»    45

Тема «Свойства степени с натуральным показателем». 1-й урок    50

Тема «Свойства степени с натуральным показателем». 2-й урок    54

Тема «Свойства степени с натуральным показателем». 3-й урок    57

Тема «Умножение многочлена на многочлен»    61

Тема «Доказательство тождеств»    64

Пример задачно-игровой ситуации на уроке алгебры. Тема «Тождество»    68

Контрольная работа по теме «Тождественные преобразования» (свободный выбор уровня сложности)    73

8 класс

Урок-соревнование «Четырехугольники. Свойства, признаки, площади четырехугольников»    84

Литература    92

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос