История. 8-11 кл. Ролевая игра, аукцион. "Счастливый случай" и др.

Есть на складе
39 руб.
-10%
35,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 472
Авторы-составители Кочетов Н. С.
Издательство Учитель, 2004
Серия Нестандартные уроки
ISBN 5-7057-0190-X
Страниц 79
УДК 371.3
Штрихкод 9785705701902
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Вес 56 г
Пособие освещает опыт работы учителя истории по проведению нестандартных уроков. В нем представлены восемь подробных разработок уроков в 8-11 классах с методическими рекомендациями.

Подробное описание

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дверям закрытым – грош цена,

Замку цена – копейка!

Б. Окуджава

Открытый урок.… Зачем он нужен? Вообще, что это такое: хорошо отрепетированный спектакль или импровизация, вдохновение или фальшь, «обязаловка» или порыв, искусство или плагиат?

В принципе как форма работы открытый урок – это нормальное явление в педагогическом процессе, но именно в том случае, когда этот урок не что-то показное, а действительно урок, органично вписанный в систему работы учителя, промежуточный, этапный итог его работы, если хотите, определенная веха, достижение, проверка сил, поддержание на должном уровне формы, желание поделиться с коллегами, сотворить праздник себе, ученикам, гостям. И это все – открытый урок.

В былые времена существовала установка проводить открытые уроки чуть ли не каждую учебную четверть. Думаю, что это несерьезно, нереально и контрпродуктивно, к тому же крайне тяжело и вряд ли оправданно. Ведь любой открытый урок требует не только серьезнейшей подготовки, но и является сильным стрессом как для учителя, так и для учащихся. И все же открытые уроки необходимы. И все должно быть уместно, разумно и рационально.

Открытый урок – это особая атмосфера, создаваемая учителем, учениками и присутствующими гостями. И все это вместе взятое должно быть пронизано одним духом – духом созидания, сотворчества. Чтобы получить такой результат, хороши все средства, кроме, пожалуй, одного: заранее полностью отрепетированного и дублированного урока. Некоторые учителя для получения нужного им результата даже задействуют на открытом уроке сильных учеников из других классов. Этого делать нельзя ни в коем случае.

Ученики также обидятся, если учитель все или почти все возьмет на себя, не доверяя им, а именно они должны быть главными действующими лицами открытого урока, который проводится прежде всего для них, крайне негативно относящихся к очковтирательству, заорганизованности, всякой фальши. Таким открытым уроком можно только навредить.

Разумеется, открытый урок не исключает вопросы, заранее предложенные классу; нет ничего предосудительного и в задействовании учащихся, ассистирующих учителю чтением наизусть или участием в инсценировке. Гостям принято показывать все лучшее, но и здесь необходимо чувство меры, чтобы урок не превратился в сплошной спектакль или концерт.

На открытом уроке приемлем и такой ход, когда учитель, увидев активную заинтересованность присутствующих, очень тактично и естественно предоставляет им слово, дает возможность принять фрагментарное участие в возникшей на уроке дискуссии.

Резюмируя все вышесказанное, можно посоветовать учителю, готовящему и проводящему открытый урок, следующее:

  1. Ничего не демонстрируйте на уроке специально, нарочито (например ТСО ради ТСО).
  2. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным. Гармония – высшая цель в нашем творении.
  3. На уроке будьте сами спокойны, уверенны и уравновешенны. Это непременно передается и вашим ученикам.
  4. Постарайтесь сохранить на данном открытом уроке (как, впрочем, и на всех других) взаимопонимание, общий язык с классом, взаимное доверие и уважение.
  5. Учащимся необходима на столь важном и не простом для них уроке-испытании постоянная поддержка.
  6. Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе, так и во время самого урока.
  7. Не забудьте поощрить, отметить учащихся соответственно их вкладу.
  8. Заблаговременная, тщательная, четко спланированная подготовка, глубокое продумывание, осмысливание открытого урока – вот залог вашего успеха!

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения истории устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории (например через игру, ролевую игру и т. д.).

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. Немалая роль в этом отводится так называемым нетрадиционным или нестандартным урокам.

Многие учителя истории умело применяют в своей работе нетрадиционные уроки, некоторые даже злоупотребляют этой формой.

Однако часть учителей, и, прежде всего, наверное, начинающих и неопытных, затрудняет подготовка и проведение нетрадиционного урока.

Последнее обстоятельство объясняется, по всей вероятности, тем, что подготовка современного урока значительно усложнилась, способ его подготовки во многом противоречит укоренившимся традициям, требует более высокой организации труда самого учителя.

Задача предлагаемого пособия – помочь, прежде всего, начинающему учителю и особенно учителю, работающему на периферии, в подготовке и проведении нетрадиционного урока.

Автор счел необходимым и возможным дать общие методические рекомендации и приложить конкретные подробные сценарии нетрадиционных уроков. Эти уроки, как правило, апробированы самим автором, а также использовались в практике других учителей и оказались весьма эффективными.

Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.

Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок – это показатель производительности труда учителя и учащихся.

Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т. д.

Так, в младших классах (можно начинать с пятого) с большим успехом проходят уроки-экспедиции. Они дают широкие возможности для формирования у учащихся интереса к историческому прошлому при изучении нового материала. Учащиеся к данному уроку готовят контурные карты, атласы. В выступлениях ребят должен прозвучать яркий и интересный материал об исторических личностях, путешественниках, первооткрывателях. Учащиеся должны ощутить себя на таких уроках участниками экспедиции. В восьмом классе можно провести урок-экспедицию по теме «Возникновение самостоятельных русских княжеств в XII – XIII вв.».

Урок-экспедиция может также проводиться при изучении тем, связанных с обзорным изучением стран, географических открытий, например урок-экспедиция в восьмом классе по теме «Сибирь в XVII в.». К этому уроку учитель заранее дает учащимся задание изучить биографии русских землепроходцев (Мажавин И. П. «Очерки по истории географических открытий») и подготовить сообщения (доклады).

В младших классах (5–6) с успехом можно проводить урок-театрализованную игру (представление). Здесь также необходимо проделать большую подготовительную работу (прежде всего составление сценария). В шестом классе такой урок можно провести, например, по теме «Колониальные захваты европейцев» и др.

В старших классах – более сложные формы нетрадиционных уроков: «Круглый стол», «Урок-деловая игра», «Урок-конкурс», «Учителем буду я», «Урок-регламентированная дискуссия», «Урок-суд» (например «За что я осуждаю Петра I?» и т. д.).

Множество нетрадиционных уроков навеяно популярными телепередачами: «Что, где, когда», «Счастливый случай», «Колесо истории» и т. д.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ    3

Урок-исследование «ЗАНЯТИЯ И ОБЫЧАИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VI–VIII вв.» (VIII класс)    6

Урок-игра «ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ» (VIII класс)    9

Урок-деловая игра    14

«РЕФОРМЫ В РОССИИ И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ» (XI класс)    15

Урок-ролевая игра в стиле «ХОЧУ СПРОСИТЬ» (XI класс)    17

Урок-активный семинар «ИСТОРИЯ РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЦАХ» (XI класс)    31

Урок-«круглый стол» «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (XI класс)    36

Методические замечания по проведению интегрированных уроков    41

Урок-деловая игра «ИСТОРИЯ РОССИИ. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ» (XI класс)    42

Из опыта проведения уроков-аукционов    55

Урок-аукцион «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI – IX вв. И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙ» (X класс)    56

ПРИЛОЖЕНИЯ (Схемы: История России IX–XII вв.)    74

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Наталья Максимова
8 октября 2010 (17:04)
Нажмите на ссылку "Купить" (справа от названия) - перейдете в корзину товаров. В корзине товаров (после того, как все нужные пособия будут уже в корзине) нажимаете на кнопку "Оформить заказ" далее по шагам (регистрация, заполнение контактных данных, и т.п...).

Гость- Лебедев В.С.
2 октября 2010 (10:35)
Можно получить урок-ролевая игра

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос