Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы

Снято с продажи
Код 471
Авторы-составители Терешина Л. В., Корбакова И. Н.
Издательство Учитель, 2013
Серия Новое в преподавании в школе
ISBN 978-5-7057-1448-3, 978-5-7057-2797-1
Страниц 118
УДК 372.22
Штрихкод 9785705727971
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Обложка офсетный лак
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 85 г
Развивающее обучение способствует становлению личности младшего школьника, раскрытию его индивидуальных возможностей, опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной. Сегодня, в рамках реализации ФГОС, в начальной школе все большее внимание уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получает "технология деятельностного метода обучения", которая применима при работе по любой из действующих программ.
Предлагаемые материалы - результат многолетнего опыта учителей, которые апробировали новую технологию и смогли успешно внедрить ее. В сборнике рассматриваются особенности деятельностного метода в обобщенном виде - схемах-таблицах, представлены конспекты уроков для 1-4 классов.
Данные материалы адресованы учителям начальных классов, методистам.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вводятся новые учебные предметы и модули.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.

Широкое распространение в начальной школе получают личностно ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника. Разрабатываются критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.

Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»).

Произошедшие изменения повлекли за собой разработку широкого спектра технологий обучения, в частности деятельностной. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

На сегодняшний день учитель оказался не готов работать в деятельностной парадигме и самостоятельно овладеть новыми технологиями обучения. Поэтому в МОУ СОШ № 77 Ворошиловского района г. Волгограда была создана творческая группа учителей начальных классов.

Представленные материалы – результат работы учителей, которые не только освоили новую технологию, но и смогли внедрить ее. В сборнике рассматриваются особенности построения уроков введения нового знания, представлены разработки конспектов уроков в разных классах начальной школы. Мы не указываем, по какому УМК работает учитель, так как для нас важно показать только технологию организации учебной деятельности младших школьников. К тому же мы не ставили перед собой задачу описания всех структурных элементов конспектов уроков. Так, не рассматривается оборудование, которое учитель может использовать на уроке; не предлагаются варианты проведения физкультминуток.

В первой главе сборника мы предлагаем учителям начальных классов методические рекомендации по построению уроков введения нового знания в обобщенном виде – схемах-таблицах. Во второй – представлены конспекты уроков введения нового знания, разработанные  по технологии деятельностного метода обучения.

Данные материалы адресованы учителям начальных классов, методистам образовательных учреждений.

Содержание

Введение    3

Методические основы построения урока введения нового знания    5

1. Объяснительно-иллюстративный и деятельностный способы обучения в организации учебного процесса    5

2. Урок введения нового знания    6

3. Приемы создания проблемной ситуации    9

4. Примеры приемов создания проблемных ситуаций    9

5. Примеры формулирования учебной проблемы    11

6. Методы постановки учебной проблемы    13

7. Методы решения учебной проблемы    15

8. Виды продуктивных заданий    16

9. Схема анализа урока введения нового знания    17

Конструирование уроков введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения    21

1. Уроки введения нового знания в первом классе    21

2. Уроки введения нового знания во втором классе    34

3. Уроки введения нового знания в третьем классе    65

4. Уроки введения нового знания в четвертом классе    91

Литература    117

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос