Литература. 5-9 классы: активные формы обучения

Снято с продажи
Код 469в
Авторы-составители Тареева Л. И., Жданова А. И.
Издательство Учитель, 2008
Серия Открытые уроки
ISBN 978-5-7057-1609-8
Страниц 175
УДК 371.3
Штрихкод 9785705716098
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 213 x 7 (мм)
Вес 137 г
Научить человека быть человеком - самая главная задача преподавания литературы в школе. В данном пособии содержатся конспекты открытых уроков литературы в 5-9 классах. Представлены разнообразные формы уроков (заочные экскурсии, монологи, литературно-музыкальные композиции, раздумья, исследования, ролевые игры), интересные и эффективные виды организации деятельности учащихся, необычные творческие задания.
Богатый и разнообразный материал, предложенный в пособии, поможет при подготовке к уроку как начинающему, так и опытному педагогу.
Предназначено учителям литературы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, может быть полезно студентам педагогических вузов и колледжей.

Подробное описание

Введение


Откуда берется звук флейты?

Из воздуха.

Но ведь я все время в нем

и ничего.

А ты найди свое место,

и воздух удивится, что ты есть…

Ю. Кононенко


Какой урок в школе может начаться с этих слов? Конечно, урок литературы. Трудная, почти непосильная задача стоит перед учителем, призванным будить души детей и наполнять их красотой и добром. Как научить слышать звук флейты в мире, окружающем нас? Как помочь ребенку найти свое место и быть услышанным? Изо дня в день учитель ставит перед собой эти вопросы и маленькими, аккуратными шажками продвигается к своей цели.

Урок литературы... В системе школьных занятий он занимает особое место. Здесь все многозначнее и сложнее. Здесь не только получают знания о литературе, художественном тексте и его особенностях, здесь учатся быть людьми, постигают законы добра и любви. Каждый день, из урока в урок.

Данное пособие содержит подробные конспекты открытых уроков литературы в 5–9 классах. Представлены разнообразные формы уроков (заочные экскурсии, монологи, литературно-музыкальные композиции, раздумья, исследования, ролевые игры). Основу каждого учебного занятия составляет диалог Учителя и Ученика, Писателя и Читателя, цель которого не просто дать учащимся какие-то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Этому способствуют интересные и эффективные формы организации деятельности учащихся, необычные творческие задания, использование внутрипредметной и межпредметной интеграции. Вопросы для обсуждения, предлагаемые в ходе каждого урока, сопровождаются ответами и пояснениями,

Уроки, содержащиеся в пособии, предназначены для реализации в различных классах. В зависимости от возраста учащихся учебные занятия преследуют различные цели. Ученики 5 класса начинающие исследователи мира литературы. Их нужно приучить быть внимательными и чуткими к слову, помочь им увидеть красоту художественного произведения и показать, как бережно следует прикасаться к тонкой ткани, сотканной из образов и слов. На уроках пятиклассников должен звучать текст художественного произведения, поэтому большое место занимает выразительное чтение учителем и учениками, обсуждение прочитанного и прочувствованного; детям необходимо давать первые задания исследовательского и творческого характера. Чем больше литературный опыт юных читателей, тем сложнее и глубже становится работа на уроке. Ученики 6–7 классов теперь не просто читатели, они уже интерпретаторы. Каждый может иметь свою точку зрения относительно героя, поступка, ситуации, каждый может и должен уметь доказывать свое мнение. На уроке в этих классах большую часть времени составляет исследование текста произведения, анализ художественных приемов и средств. Уроки в форме деловой игры, виртуальные экскурсии в творческую мастерскую писателя помогают эффективно организовать работу детей. Учащиеся 8–9 классов – в мире литературы уже не новички. Уроки-исследования, уроки-конференции, уроки-раздумья именно здесь учащиеся могут применить имеющийся опыт работы с текстом, могут найти параллели между произведениями и историческими эпохами, изображенными в них.

Пособие предназначено для творческого педагога. Готовясь к уроку, учитель стремится разработать что-то свое, неповторимое, но, думается, ему пригодятся предложенные идеи. Начинающий, недостаточно опытный педагог свои собственные находки легко сможет совместить с готовыми конспектами, взяв их за основу. Богатый и разнообразный материал, предложенный в пособии, станет хорошим подспорьем для учителя при подготовке к уроку. Нужно только быть открытым к новому, стремиться к творчеству, совершенствоваться и, самое главное, не бояться ошибиться. И тогда ваши ученики точно будут знать, откуда берется звук флейты...

Успехов вам и интересных находок!

Содержание

Введение    3

Л. И. Тареева

Подруга жизни – басня (урок по творчеству И. А. Крылова в 5 классе)    5

Общечеловеческие вопросы в поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец»    13

Т. Н. Захарова

Час поэзии и… души (обобщающий урок по творчеству М. Ю. Лермонтова в 6 классе)    19

Встреча с Ф. И. Тютчевым (интегрированный урок русского языка и литературы)    23

Л. И. Тареева. Поэма А. С. Пушкина и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (урок сопряжения искусств для учащихся 5 классов)    29

В. В. Никовска. Нравственная проблематика рассказа А. Куприна «Чудесный доктор».    37

В. Н. Пташкина

Как становятся взрослее? (урок семейного чтения по рассказу В. Ю. Драгунского «Девочка на шаре»)    41

А. С. Пушкин «Повести Белкина». Жанровое своеобразие    46

А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Художественный мир повести    49

Н. И. Горбенко. А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка». Характеры главных героев    55

В. Н. Пташкина

А. С. Пушкин «Дубровский». Роль прилагательных в романе    63

«Удались от зла и сотвори благо» (урок-исследование по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)    67

Г. С. Шамшина, Е. И. Белоглазова. Проповедь правильного, живого воспитания (интегрированный урок по роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»    77

А. А. Антонова

Колдовская сила природы (урок-поиск по произведениям В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», «Деревья растут для всех», «Весенний остров», Г. Ефимова «Зерно» и М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)    85

Мир детства Николеньки Иртеньева – это Сострадание, Доброта, Любовь (урок семейного чтения по повести Л. Н. Толстого «Детство»)    92

Л. Н. Кречетова. Первая радость и первая боль (урок по повести Л. Н. Толстого «Детство»)    98

А. А. Антонова. Благородство Петра Гринева и нравственная красота Маши Мироновой (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)    102

Г. С. Шамшина, В. В. Гаевая. «Болдинская осень» творческий «урожай» А. С. Пушкина (интегрированный урок в 8 классе)    105

А. И. Жданова. «Любите – и любимы будете» (урок-закладка по произведениям К. Г. Паустовского «Телеграмма», Б. Екимова «Живая душа», «Ночь исцеления», И. Данилова «Незавещанный сад», Н. Думбадзе «Закон вечности»)    116

Г. С. Шамшина, Н. А. Алымова. Нравственные уроки генерала Рыбакова (интегрированный урок по роману А. Лиханова «Мой генерал»)    121

Л. А. Тареева. Философский смысл лирики М. Ю. Лермонтова (урок-раздумье в 9 классе)    134

О. Г. Скоробогатова. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет». А. С. Пушкин в восприятии современников и потомков (литературно-музыкальная композиция в 9 классе)    141

А. А. Антонова. «Как живой с живыми говоря» (урок-рандеву, посвященный лирике С. Есенина)    169

Литература    173

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос