Русский язык. 5-11 кл. Конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков

Снято с продажи
Код 466г
Авторы-составители Шарова Н. А.
Издательство Учитель, 2008
Серия Нестандартные уроки
ISBN 978-5-7057-1294-6
Страниц 142
УДК 371.3
Штрихкод 9785705712946
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 6 (мм)
Вес 98 г
Нестандартное проведение любого урока позволяет ребенку познавать новое и неизведанное именно в содружестве с учителем. Использование на уроках русского языка интеграций с другими науками способствует формированию межпредметных связей, более полному усвоению материала.
Данное пособие знакомит с опытом работы в этом направлении.
Предлагаемые конспекты уроков с использованием разнообразных форм проведения, включение информативных, эмоционально ярких вопросов и фактов расширит кругозор, лексическую и речевую базу старшеклассников. Проблемные задания помогут педагогу в повышении мотивации учения, в воспитании грамотных, активных, творчески и неординарно мыслящих граждан.
Пособие адресовано как начинающим, так и опытным учителям русского языка и литературы, может быть полезно студентам педагогических вузов.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Одна из целей обучения русскому языку в школе, как отмечается в пояснительной записке к Программе общеобразовательных учреждений, – познавательно-практическая, т. е. дать учащимся знания о родном языке и формировать у них языковые и речевые умения. Это означает, что на уроках русского языка педагогу необходимо подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет им необходимо для активной творческой, производственной и общественной деятельности.

Для достижения той цели необходима такая постановка преподавания русского языка, при которой сам процесс его изучения становился бы процессом активного увязывания теоретических знаний и практических умений с жизнью. Важным средством выполнения этой задачи может стать осуществление связей в преподавании русского языка с другими школьными предметами.

Проблеме использования межпредметных связей в процессе обучения русскому языку в последнее время уделяется серьезное внимание как учеными (психологами, педагогами, методистами), так и учителями-практиками.

Вроде бы все понимают, что единая и стройная картина мира поможет нашим ученикам лучше сориентироваться в бесконечном потоке информации и преуспеть в жизни. Вроде бы все согласны, что для этого школьные предметы должны перестать существовать изолированно друг от друга. И все-таки до сих пор даже само толкование термина «межпредметные связи» осталось неоднозначным.

Все авторы единодушно отмечают, что межпредметные связи, являясь важнейшим средством формирования у школьников диалектико-материалистического мировоззрения, способствуют глубине и прочности знаний, гибкости их применения, расширяют кругозор учащихся, содействуют воспитанию у них устойчивых познавательных интересов.

Несмотря на огромную роль межпредметных связей как средства обучения и воспитания школьников, признается и тот факт, что не установлена вся система этих связей, что они в отдельных школьных дисциплинах не выявлены, неясна их структура, не определены их особенности, что многие, пусть даже интересные, наблюдения фрагментарны.

К сожалению, русский язык принадлежит к числу тех учебных дисциплин, где вопрос о межпредметных связях разработан недостаточно глубоко и многопланово. В опубликованных статьях чаще всего рассматриваются связи русского языка с литературой как предметом наиболее близким, родственным, значительно реже – с другими учебными дисциплинами. Причем устанавливаемые контакты преследуют обычно цели: обогащение словаря учащихся предметной терминологией, работа над правильным и выразительным чтением, закрепление навыков правописания. Некоторые авторы понимают связи русского языка с другими предметами лишь с позиций выполнения режима грамотного письма и культуры речи. Наиболее распространенным способом реализации межпредметных связей оказывается использование на занятиях по русскому языку текстов из разных школьных учебников.

Решение этих вопросов, бесспорно, является необходимым, они остаются актуальными и в настоящее время, однако нужен и более широкий подход: активное установление связей русского языка с самыми разными школьными предметами; определение особенностей контактов с тем или иным предметом, так как специфика каждого из них находит разное выражение в отборе содержания, типах упражнений и других конкретных приемах реализации; осуществление связей не только в практических аспектах обучения (обогащение словаря, выработка навыков правописания и т. п.), но и в плане углубления теоретического изучения тех или иных языковых явлений; поиски новых возможностей в развитии речи учащихся.

Содержание

Введение    3

Формирование межпредметных связей в преподавании русского языка    5

Практические рекомендации по формированию межпредметных связей

на уроках русского языка с другими предметами учебного цикла    11

Русский язык и история    11

Русский язык и иностранный язык    14

Русский язык, музыка и ИЗО    17

Русский язык и математика    19

Русский язык и литература    21

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

5 класс

Урок-путешествие в Страну дорожных знаков (повторение изученного

в начальной школе)    29

6 класс

Путешествие в страну Глаголию (употребление глаголов в речи)    36

Имя числительное как часть речи (дидактическая игра – заочная

экскурсия по городу)    47

Итоговое повторение темы «Фонетика» (на материале творчества

К. Паустовского)    55

Заимствованные слова (интегрированный урок)    62

Сочинение – описание состояния среды (урок развития речи)..    67

Подготовка к сочинению (повествование с элементами описания картины)

«Поэт Пушкин и живописец Брюллов» (урок развития речи)    73

7 класс

Комплексная работа с текстом на уроке повторения    79

8 класс

Односоставные предложения и их употребление в речи (на материале

творчества Н. В. Гоголя)    84

Обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

(на материале творчества М. Ю. Лермонтова)    87

Сочинение по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» (урок развития речи)    92

9 класс

Предупреждение ошибок при разборе сложных предложений с союзным словом который (на материале произведений В. Г. Короленко «Дети подземелья», «Слепой музыкант»)    95

11 класс

Тире в простом предложении (на материале поэзии серебряного века)    99

Чужая речь и способы её передачи. Знаки препинания при цитировании. Оформление эпиграфа (на материале творчества А. Блока)    106

Оформление цитат из поэтических текстов (на материале творчества А. А. Блока)    112

Пресс-конференция по стихотворению В. В. Маяковского «Юбилейное» (деловая игра)    117

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (литературно-музыкальная композиция: эпилог к теме «Поэзия серебряного века»    126

Индивидуальная форма работы со старшеклассниками по литературе (контракт)    133

Литература     139

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос