Грамоте учиться всегда пригодится: дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы

Снято с продажи
Код 449т
Составители Филипченко М. П.
Издательство Учитель, 2008
Серия В помощь преподавателю
ISBN 978-5-7057-1416-2
Страниц 332
УДК 371
Штрихкод 9785705714162
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 13 (мм)
Вес 233 г
Пословицы, поговорки и загадки по основным правилам русского языка, многие из которых сейчас малоизвестны, несомненно, смогут стать для преподавателя незаменимым дополнительным материалом к урокам. С их помощью учащиеся смогут вникать в нравственно-этический смысл фольклора, постигать душу народа, его культуру.
Цель сборника - оживить занятия с детьми, сделать их более интересными и глубокими, а также развить у детей наблюдательность, способность к формированию образной речи и поэтическому взгляду на мир.
На материале пословиц, поговорок и загадок раскрыты темы и основные правила русского языка, каждая из которых рассматривается не изолированно, а в контексте единого целого - "живого как жизнь" русского языка.
Пособие предназначено для тех, кто обучает русскому языку на всех уровнях (в школе, колледже, лицее) и всех, кого интересует его самобытность и волнует его судьба.

Подробное описание

введение

Фольклор – это народное творчество, включающее в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: трудолюбии, взаимоотношениях в семье, дружбе, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитывались дети в прошлые столетия, воспитываются и сейчас. Изучение народного творчества дает человеку знание о русском народе и, в конечном итоге, о самом себе, ведь язык народа – его величайшее богатство. Ни в одной из форм устного народного творчества не проявляется с такой силой ум народа, не отражается так ясно его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах, поговорках и загадках, которые относятся к малым жанрам народного творчества.

Мудрость русского народа как нельзя лучше воплощена в пословицах и поговорках – метких и остроумных фразах о тех или иных событиях и явлениях, кратких и очень точных высказываниях на злобу дня, когда остроумие отдельных авторов становится мудростью многих, они подхватываются слушателями, передаются другим, через некоторое время становятся достоянием многих людей, ценнейшим достоянием всех других народов, источником вдохновения и идей, превращаясь тем самым в дидактический фольклор, игравший большую роль в воспитании. Пословицы и поговорки создавались столетиями и тысячелетиями, показывая, сколько ума и мудрости таится в этом жанре устного народного творчества, отражая всю многогранность человеческого бытия, оценивая в них творимую народом жизнь, осуждая все неправое и бесчеловечное, утверждая справедливое и гуманное. Созданные в незапамятные времена, пословицы и поговорки, переходя из поколения в поколение, из уст в уста, поддерживали устои народной жизни, крепили нравственный и духовный облик народа.

Пословицы и поговорки издавна любимы их создателем-народом, они являются неотъемлемой частью живой народной речи. Недаром народ говорит: «Пословица недаром молвится», «Русская пословица ко всему пригодится», «Старых людей пословицы – не мимо дела», «Пословица груба, да правда люба», «От пословицы не уйдешь», «Пословицами на базаре не торгуют, а всем они нужны». Пословицы и поговорки воспитывают в человеке чувство патриотизма, любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, судят о социальных отношениях в обществе, об исторических событиях, о защите Отечества и т. д.

В ходе развития общества рождались новые пословицы и поговорки, уходили из жизни и употребления старые, уже не отвечающие нуждам времени: не всегда правда вчерашнего дня принималась сегодня, и завтра сметало многое из того, что сегодня имело подчас силу закона. Многие пословицы и поговорки появились сравнительно недавно, но быстро вошли в число часто употребляемых, поскольку оживляют и мысль, и речь, более кратко, но и более емко и метко, характеризуют то или иное событие, явление, ситуацию или человека. Знание пословиц и поговорок обогащает словарный запас, помогает усвоить образный строй языка, развивает память, приобщает к народной мудрости.

С самого своего рождения человек слышит звуки своего будущего родного языка, который знакомит его с окружающим миром, дает представление о мире и обществе, членом которого он стал, о его культуре, системе ценностей, морали, поведении и т. п. Язык отражает для человека окружающий его мир, культуру, созданную человеком, хранит ее для человека, передает от человека к человеку, от родителей к детям, формирует носителей языка. Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим неисчерпаемые сокровища человеческой мысли и опыта, считал К. Д. Ушинский. «Мы учим русскому народному языку на пословицах, – писал он, – ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в пословицах, не знаем».

То же самое можно сказать и о загадках, которые помогают с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума и сообразительность, умение рассуждать и доказывать, учат видеть прекрасное. Загадка заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.

Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. Они не только испытывают человека на сообразительность, но и открывают мир поэзии, мир знакомый, но увиденный зоркими глазами поэтов.

С первых дней жизни ребенка необходимо воспитывать в нем чувства восприятия красоты, постигать мир, учиться видеть, слышать, чувствовать, понимать. Опыт показывает, что школьники намного лучше усваивают знания и приобретают навыки, когда задания на уроке преподносятся учителем в виде игры. Различные конкурсы и соревнования стимулируют интерес ребенка к обучению. С целью усиления внимания детей используются разные способы, которые активизируют их умственную деятельность, развивают умение сосредотачиваться на выполнении задания. Сборник призван помочь оживить занятия с детьми, сделать их более интересными и глубокими, а также развить у детей наблюдательность, способность к формированию образной речи и поэтическому взгляду на мир. Пословицы, поговорки и загадки помогут быстрее усвоить изучаемый и закрепить пройденный в школе материал, могут быть использованы учителями для проведения школьных викторин и внеклассных занятий.

Сборник является справочно-практическим пособием по русскому языку на материале русских пословиц, поговорок и загадок и включает в себя двадцать три темы по основным правилам русского языка, каждая из которых рассматривается не изолированно, а в контексте единого целого – «живого как жизнь» русского языка, с опорой на языковые дидактические и воспитательные возможности пословиц, поговорок и загадок. На занятиях учащиеся будут вникать в нравственно-этический смысл пословиц, поговорок и загадок, постигать душу народа, его культуру. Таким образом, будет решаться основная задача современной школы – переход от человека образованного к человеку культурному.

Пособие предназначено для тех, кто обучает русскому языку на всех уровнях (в школе, колледже, лицее), и всех, кого интересует самобытность русского языка и волнует его судьба.

В пособии представлены тщательно отобранные пословицы, поговорки и загадки по основным правилам русского языка, которые, несомненно, смогут стать для  преподавателя незаменимым и неоценимым дополнительным материалом на уроках русского языка, дабы лучше проиллюстрировать применение изучаемого правила и закрепить пройденный материал.

Пособие призвано облегчить труд по поиску пословиц, поговорок и загадок в большом количестве сборников, многие из которых стали библиографической редкостью и недоступны.

Содержание

Введение    3

Сочетания ЖИ-ШИ    6

Сочетания ЧА-ЩА    28

Сочетания ЧУ-ЩУ    40

Сочетания ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН, НЩ    49

Парные согласные в слабой позиции  Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С    68

Непроизносимые согласные Д, Т, В, Л    86

Разделительные мягкий и твердый знаки (Ь, Ъ)    97

Мягкий знак – показатель мягкости    106

Буква Ь после шипящих    118

Имя существительное    132

Род имен существительных    132

Изменение имён существительных  по числам    151

Большая буква в именах собственных    168

Правописание безударных гласных О и Е  после шипящих и Ц    181

Гласные О, Ё после шипящих    196

Ы-И после Ц    222

Две Н и одна Н в именах прилагательных    232

Буквы З и С на конце приставок    258

Частица НЕ с глаголами    273

Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах    273

Удвоенная согласная    273

Сложные слова    273

Литература    329

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.