Классные часы. Современные модели. 6-7 классы. Формирование личности школьников

Есть на складе
107 руб.
-10%
96,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 1104а
Авторы Шляховая Е.В.
Издательство Учитель, 2020
Серия В помощь классному руководителю
ISBN 978-5-7057-4748-1
Страниц 113
УДК 373.3/.5
Штрихкод 9785705747481
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 5 (мм)
Обложка припрессовка глянц. плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 82 г
В пособии представлены конспекты классных часов для обучающихся 6-7 классов на темы взаимоотношений людей, ценности человеческих отношений и финансовой компетентности, способствующие формированию личностных результатов образования. Основное содержание занятий, в которых автором использованы модели современного урока согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, - ценностные образцы как социальные и нравственные ориентиры, на основе которых строится образовательная и общественная деятельность школьников.
Адресовано классным руководителям, учителям, педагогам-психологам, воспитателям образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, а также студентам педагогических и психологических факультетов, изучающим курсы "Возрастная психология", "Педагогическая психология", "Психология в школе", "Методика преподавания психологии в учебных заведениях".

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В настоящем пособии представлены конспекты классных часов для работы с обучающимися 6–7 классов. Практический материал базируется на методике преподавания частной школы «НИКА» (г. Москва). Данные конспекты могут показаться несколько нетрадиционными, однако надеемся, что пособие будет интересно творческим, думающим и увлеченным специалистам. Тем специалистам, которые не нуждаются в стандартных конспектах, начинающихся с предложения: «Педагог входит в класс и приветствует детей». Представленные разработки являются авторскими, однако источником для них служили и специальная литература, и сами обучающиеся, которых можно считать лучшими критиками.

Основное содержание представленных в данном пособии классных часов – это уроки по психологии, которые проводились в средней школе. В настоящее время психология не является обязательной дисциплиной школьного образования. Более того, работа психологов в образовании и проведение уроков по психологии часто вызывают неоднозначное отношение со стороны учителей и родителей по причине излишнего свободомыслия психологов. Однако психология, представляющая собой совокупность знаний о психике во всех ее проявлениях (положительных и отрицательных) и позволяющая человеку критически оценить социальные нормы и самого себя, ставит своей целью развитие самых лучших и сильных качеств человеческой натуры. Именно поэтому не стоит бояться психологии, рассматривающей объект изнутри, и путать низкую квалификацию отдельных специалистов с отсутствием научной базы во всей психологической отрасли.

Конспекты данного пособия можно использовать для проведения как классных часов, так и уроков по психологии, если специфика образовательной организации это допускает. При проведении уроков по психологии следует обратить внимание специалистов на два вопроса. Важным этическим моментом на уроках психологии является вопрос оценивания и дисциплины. Нужны ли оценки по психологии? Должны ли обучающиеся соблюдать все дисциплинарные нормы учебного занятия или им можно позволить полную свободу самовыражения? Вероятно, оценки по психологии нужны, но в определенной степени; свобода самовыражения обучающихся не должна нарушать обще-школьную дисциплину. В качестве оценки мы использовали «отлично», так как работа над собой заслуживает высшего балла. Во время уроков ученики могли получить «отлично» за устный ответ, выполнение самостоятельной работы и оригинальное решение поставленной задачи (например, организация и проведение собственной игры на уроке). Также не стоит забывать о том, что уроки психологии в школе – это не лекции на психологическом факультете. Психолог, работающий в практике среднего образования, должен быть готов к постоянной проверке своих компетенций умения заинтересовать своим предметом. Подростки, с которыми мы работали, отличаются хорошей социализацией, информированностью и «знаниевой требовательностью»: проводимые уроки должны быть интересны и содержательны.

При подготовке конспектов использовались технические средства: программы PowerPoint для создания презентаций уроков и классных часов, Movie Maker – для подготовки необходимых видеоотрывков, а также Интернет – для поиска интересных изображений, мультфильмов и видеосюжетов. Работа с техникой имеет свои плюсы и минусы. Плюс – работа с подростками превращается в дискуссию, подкрепленную живой демонстрацией, вместо морализаторства; минус – зависимость педагога и учебного заведения от работающей и исправной техники.

Приведенные в пособии классные часы разработаны с использованием модели современного урока, предложенной Битяновой Мариной Ростиславовной – кандидатом психологических наук, директором Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ». Модель современного урока, предложенная М. Р. Битяновой, позволяет структурировать теоретический материал и практическую работу обучающихся.

Данная модель современного урока предполагает «чистое концентрированное» знание, так как у учителя нет возможности все 40 минут объяснять одно определение «под запись». Возможно, этот момент не способствует универсальности указанной модели для всех дисциплин и учебных тем: определенные занятия требуют глубокого погружения в учебный материал с его подробным изучением.

Конспекты занятий содержат следующую структуру этапов урока: обозначение темы; проблематизация, позволяющая заинтересовать темой урока; постановка цели и задач урока для учеников; актуализация, благодаря которой активизируются знания, необходимые обучающимся на данном уроке; теоретический блок как совокупность новых учебных знаний; введение ценностного образца – социального и нравственного ориентира, на основе которого строится оценка учениками своего личного опыта; работа с ценностным образцом для его закрепления; подведение итогов урока, позволяющее пересмотреть имеющиеся знания по данной теме в соответствии с полученными на уроке знаниями; рефлексия как формирующее оценивание для понимания учениками собственной работы на уроке. Подобная структура урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, выделяющего три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные. Однако любой конспект, составленный по «структуре» и четко представленный на бумаге, является каркасом урока, «оживить» который способны индивидуальность и воображение работающего с ним специалиста.

Первая трудность, с которой может столкнуться педагог-психолог, – это отсутствие четких представлений о его работе со стороны всех участников образовательного процесса. Вероятно, причина кроется в самой сути психологии как социального явления. Психология как наука существует с 1879 г. благодаря Вильгельму Вундту и его первой лаборатории экспериментальной психологии. Научному знанию чуть более 130 лет, за которые в нем уже проявился кризис методологических основ. В итоге мы получили разнообразие научных школ, часто противоречащих друг другу, и скрытое профессиональное соперничество. При этом проблемы науки отразились и на практической психологии: огромный массив нормативной базы, регламентирующий деятельность психолога и часто создающий только путаницу в его работе; отсутствие четких понятий, способных систематизировать практическую деятельность психолога; снижение уровня подготовки специалистов, приводящее к отсутствию профессиональной рефлексии и частому использованию психологических практик оппозиционных научных школ. К сожалению, невозможно ожидать понимания и уважения от окружающих, если сама профессиональная область несовершенна. Однако профессиональные условия требуют четкого ответа на вопрос: для чего нужна психологическая служба в образовательной организации? Следует обратиться к идее о психо-логическом здоровье, которая уже достаточно долго «живет» в профессиональном сообществе. Психологическая служба образовательной организации (в частности, школы) занимается сохранением и укреплением психологического здоровья всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей и педагогов. В настоящее время проблема психологического здоровья обсуждается множеством российских исследователей, в частности И. В. Дубровиной, которая ввела данный термин в научный лексикон. Психологическое здоровье – динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, между человеком и обществом, а также возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности (Глевицкая, Домырева, 2010, с. 253). При этом психологическое здоровье прижизненное образование, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза.

Анализируя приведенное выше определение, можно заметить его многофакторность. Психологическое здоровье связано со множеством фундаментальных личностных феноменов: базовое доверие и недоверие, самоопределение, самоактуализация, внутриличностный и социальный интеллект, «Я-концепция» и др. Кроме того, основой психологического здоровья является полноценное психическое здоровье. Однако вероятность четкой «Я-концепции» или высокого социального интеллекта при нару-шениях когнитивной сферы или, например, психопатиях очень низкая.

Вторая трудность, ожидающая педагога-психолога, – это необходимость самостоятельно сформировать и обосновать модель психологического сопровождения в той организации, где он работает. При этом слово «самостоятельно» является ключевым, так как специальная литература, посвященная психологии в школе, способна только дать подсказки, но не готовое решение.

Справиться с этой трудностью поможет четкое понимание специалистом своего места в профессии: психолог занимается психологическим здоровьем с соблюдением важнейшего этического принципа «не навреди».

Важно, чтобы специалист уже в начале своей деятельности выбирал то направление работы, которое ему принципиально близко.

Для удобства работы педагогу-психологу нужно сформировать набор диагностических методик для групповой и индивидуальной работы, где анкеты и тесты больше соответствуют групповой диагностике, а проективные методики – индивидуальной. Например, программа Excel позволяет переводить в электронный вариант используемые анкеты и тесты, что очень удобно для групповой диагностики: никаких бланков и автоматическая обработка результатов. Пошаговую инструкцию о переводе психологической методики в Excel можно найти в Интернете, а в случае затруднений обратиться к учителю информатики.

Методическая база может представлять собой конспекты уроков психологии, психологических семинаров и тренингов, психологические рекомендации и статьи для педагогов и родителей, а также специальную литературу для родителей. При этом разнообразие методического материала в большей степени может гарантировать эффективную работу с адресной группой, участники которой неодинаково восприимчивы к различной информации. (Адресная группа состоит из обучающихся, их родителей и педагогов.)

Последняя трудность в работе школьного психолога – это высокие эмоциональные и психологические нагрузки. Прочувствовать все нюансы профессии психолога позволяет клятва российского психолога, составленная Российским психологическим обществом.

Клятва российского психолога

Получая высокое звание российского психолога и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

• честно исполнять свой профессиональный долг, соблюдая этические принципы работы российского психолога;

• посвятить свои знания и умения сохранению и укреплению психологического здоровья и благополучия человека;

• быть всегда готовым оказать психологическую помощь;

• проявлять высочайшее уважение к жизни, правам, благополучию и достоинству человека;

• хранить благодарность и уважение к своим учителям;

• быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

• доброжелательно относиться к коллегам;

• обращаться к коллегам за помощью и советом, если этого требуют интересы людей, обратившихся ко мне за помощью;

• никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

• постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство;

• беречь и развивать славные и благородные традиции российской психологической науки.

Да буду я чист в своих делах и помыслах.

Если же я нарушу эту клятву, то пусть меня осудит психологическая корпорация по всей строгости закона и обычая. (URL : http://рпо.рф/rpo/documentation/klyatva.php)

Понимание людей, способность увидеть структуры их личностей и почувствовать все их эмоции, вызванные различными переживаниями, требуют больших сил и внутренней собранности. Психолог должен обладать эмпатией, но при этом не переносить чужие трудности на собственную жизнь. Именно поэтому в профессиональной среде существует правило: у каждого психолога должен быть свой собственный психолог.

Содержание

Введение    3

Возрастные особенности подростков    10

Формирование личности школьника.    15

6 класс    15

Конспекты блока «Информация вокруг нас»    15

Конспект по теме «Воздействие словами»    16

Конспект по теме «Воздействие образами»    21

Конспекты блока «Личность»    26

Конспект по теме «Личность»    26

Конспект по теме «Зачем нужен успех?»    28

Конспект по теме «Психологический форум “Инте-

ресная личность”»    31

Конспекты блока «Ценность человеческих отношений»    32

Конспект по теме «Настоящий друг – это…»    32

Конспект по теме «Уважение к себе и другим»    35

Конспект по теме «Любовь к другому и себе»    42

Конспект по теме «СемьЯ»    48

Конспект по теме «Я + Я = МЫ»    50

Примеры вопросов и ответов для подготовки к зачету    52

7 класс    55

Конспекты блока «Я среди других»    55

Конспект по теме «Социальные нормы. Урок 1»    55

Конспект по теме «Социальные нормы. Урок 2»    57

Конспект по теме «Ценности и антиценности общества»    60

Конспект по теме «Малая группа: основные понятия»    63

Конспект по теме «Положение человека в группе

и коллективе»    66

Конспект по теме  «Психологический климат в группе

и коллективе»    70

Конспект по теме «Большая группа: основные понятия»    72

Конспекты блока «Мир отношений»    75

Конспект по теме «Виды отношений»    75

Конспект по теме «Информационная сторона общения»    78

Конспект по теме «Перцептивная сторона общения»    81

Конспект по теме «Интерактивная сторона общения»    84

Конспект по теме «Коммуникативная компетентность.

Урок 1»    87

Конспект по теме  «Коммуникативная компетентность.

Урок 2»    90

Конспект по теме «Влияние малой группы на человека»    93

Конспекты блока «Финансовая компетентность»    97

Конспект по теме «Экономическое поведение. Урок 1»    97

Конспект по теме «Экономическое поведение. Урок 2»    101

Конспект по теме «Психология мошенничества»    104

Литература    108

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос