Литература. 5 кл. Поурочные планы по программе А. Г. Кутузова

Снято с продажи
Код 395ю
Авторы-составители Серегина Л. М.
Издательство Учитель, 2006
Серия Для преподавателей
ISBN 5-7057-0403-8
Страниц 141
УДК 371.214
Штрихкод 9785705704033
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 6 (мм)
Вес 108 г
Данное пособие содержит поурочные планы по литературе по программе А. Г. Кутузова для 5 класса общеобразовательных школ.
Предлагаемые материалы обеспечивают максимальное выполнение стандарта образования, как в объеме чтения литературных произведений, так и в объеме овла-дения практическими умениями и навыками, включают программные разделы и те-мы в обозначенной последовательности и достаточно полно представляют методику уроков.
Пособие адресовано учителям-предметникам в помощь при подготовке и прове-дении уроков литературы в 5 классе; может быть полезно слушателям ИПК, ФПК, а также студентам педагогических вузов.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие рекомендации представляют полный набор конспектов уроков литературы в 5 классе по программе, созданной авторским коллективом под руководством А. Г. Кутузова.

Главной отличительной особенностью этой программы является то, что она предполагает восприятие литературного произведения как особого художественного мира, где действуют свои законы и правила, где существуют свое время, пространство и персонажи, и, чтобы стать грамотным читателем, понять замысел автора, надо хорошо знать художественные условности родов, жанров, творческих литературных методов и направлений.

В пятом классе предусматривается знакомство учащихся с жанрами фольклора, родами и жанрами литературы. Дети осваивают теоретические понятия и принципы, но теория не является самоцелью, а становится тем «заветным ключиком», которым откроется перед читателями дверь художественного мира литературного произведения.

Учебник в двух частях дает возможность организовать на уроке работу со многими фольклорными и литературными текстами, составляющими классику словесного искусства. Именно работа с текстом является главной. На первой стадии учитель готовит учащихся к восприятию произведения, возбуждая читательский интерес, в процессе второй – коммуникативной – фазы происходит общение ребенка с художественным миром, и в заключение вырабатывается личностное отношение к нравственным проблемам, поднимаемым и решаемым автором. Такой подход отражает эстетический аспект анализа литературного произведения; сама аналитическая деятельность становится эвристической ценностью.

Важной особенностью программы является не только изучение созданных народом или писателями произведений, но и вовлечение самих учащихся в литературный творческий процесс. Почти каждый раздел заканчивается «творческим практикумом»; эти уроки неизменно вызывают большой интерес у учащихся, проявляют лучшие качества детей и активно влияют на формирование личности в целом.

Актуальным методическим новшеством являются тесты и контрольные вопросы к изучаемому тексту, на которые учащиеся отвечают устно или письменно. Мы считаем, что введение тестов с пятого класса наилучшим образом подготовит школьников к стандартизированному единому государственному экзамену, кроме этого, тест является и хорошим обучающим средством, ориентирующим ученика в нужном направлении.

Мы придерживаемся принципа разноуровневого прочтения художественного произведения:

1) просто усваивается сюжет, и ученик может его пересказать;

2) ученик не только усвоил сюжет, но и понял, как автор создает художественный мир;

3) ученик как бы пропускает произведение через себя, свое сознание, становится «соавтором».

Тесты и контрольные вопросы включают все три уровня и позволяют учителю контролировать не только учеников, но и себя, видеть, насколько быстро продвигаются его воспитанники в освоении литературы.

По нашей методике учащиеся включаются в активную работу на каждом уроке, традиционная учительская проблема «накопляемости оценок» отпадает сама по себе, так как практически на каждом уроке есть за что всем поставить оценки. К оценке творческих работ учащихся мы стараемся подходить крайне щадяще, ведь это первый творческий опыт пятиклассников. Вместе с тем надо нацеливать детей не просто на сочинительство, а на соблюдение художественных закономерностей и условностей того рода и жанра, которые выбрали маленькие авторы. Отрицательных оценок за творческие работы, конечно, ставить не надо, лучше дать возможность ребенку еще раз попробовать свои силы.

Авторы программы рекомендуют в конце года организовать итоговую конференцию. Мы неоднократно проводили такие конференции, а в последнее время попробовали и другую форму подведения итогов. Представляем учителям оба варианта. Итоговые уроки красочно оформляются: готовится выставка творческих работ, иллюстраций к изученным произведениям, рефератов, макетов декораций и других поделок. На итоговую конференцию хорошо пригласить родителей, потому что пятиклассникам очень хочется «похвалиться» своими успехами.

К сожалению, последние рекомендации методических служб министерства образования РФ значительно обедняют уроки литературы, оставляя минимальное количество уроков в неделю (2). Приходится сокращать прежде всего уроки самостоятельного чтения. Но мы стараемся сохранить эту форму работы и предлагаем учащимся вести дневник самостоятельного чтения, который раз в четверть сдается учителю на проверку. Раз в полугодие за самостоятельное чтение выставляется оценка в журнал, чтобы у учащихся был стимул – на протяжении нескольких лет такая практика контроля за самостоятельным чтением себя оправдала.

В 2002 году был опубликован «Проект образовательного стандарта основного общего образования по литературе» («Письмо Минобразования России от 12. 08. 2002 г. № 13–51–98/14».) Стандарт ставит достаточно жесткие рамки и в перечне обязательных для изучения литературных произведений, и в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.

Мы считаем, что программа А. Г. Кутузова соответствует новым требованиям и вполне может быть использована учителями общеобразовательных школ. Однако учебники, неоднократно переиздаваемые, не в полной степени отражают стандарт, поэтому перед нами встала задача максимально помочь учителю отобрать при малом количестве уроков тот материал, который входит в новое содержание.

Таким образом, наши поурочные конспекты охватывают и программу, и стандарт. Если учитель располагает тремя уроками в неделю, он имеет возможность более детально поработать с текстом, организовать творческую работу непосредственно на уроке и уделить бóльшее внимание самостоятельному чтению.

Авторы учебника ввели в книгу кукольную драматургию: активными участниками уроков стали профессор Иван Калиныч и книжонок Проша. Мы сразу решили, что это должны быть натуральные куклы, которых дети смогут не только слышать, но и видеть. Учитель стал кукловодом.

Для профессора Ивана Калиныча мы использовали подходящую куклу размером около 30 см, в строгом академическом костюме, в очках и профессорской шапочке. Для Проши приспособили куклу лесовичка – в любом случае это должен быть необычный персонаж, не похожий на человека. Проша в течение учебного года несколько раз меняет наряды: появляется в своем первом, обязательно ярком и необычном костюме, потом в костюме сказочного Ивана-царевича, далее в кафтане молодого боярина – князя Гвидона, к моменту изучения рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» надевает солдатский (или офицерский) армейский мундир, а когда подходим к урокам о лирике – поэтическую косоворотку.

Сначала я держала кукол на руках, как это делают кукловоды, потом посадила их на устойчивые подставки, поставила на столе, а сама спряталась за ними и говорила «их голосами». Когда приходилось вступать в диалог от своего имени, то за столом оказывалось трое «учителей».

Некоторые диалоги Ивана Калиныча и Проши я сочинила сама, если требовалось по ходу урока.

Конечно, было бы еще более интересно, если найти кукол большого размера, с ребенка-пятиклассника.

Детям очень нравятся такие уроки-спектакли с участием разных «учителей». Многие коллеги восприняли идею «кукольных уроков» и с большим успехом используют их в практике.

Желаем успехов!

Содержание

Введение    3

1. Введение. Литература как искусство слова. Понятие «писатель» и «автор»     7

2, 3. Понятие о фольклоре. Общенародный идеал    10

4, 5. Фольклорные сказки, их жанровые особенности. Виды фольклорных сказок    15

6, 7. Фольклорная сказка «Два Ивана солдатских сына». Художественные особенности сказки, выражение общенародного идеала    18

8. «Финист – ясный сокол» – фольклорная сказка. Проблема добра и зла в сказке    22

9, 10. Бытовые сказки. Сказки про животных    27

11. Русские сказочники. В творческой мастерской: сочиняем сказку    30

12–14. Детский фольклор. В творческой мастерской: сочиняем сами    33

15. Духовная литература. Библия    41

16, 17. Новый завет. Сказания и предания об Иисусе Христе        42

18, 19. «Житие Бориса и Глеба». Жанр бытия    45

20, 21. Литературная сказка. Отличительные художественные условности. Понятие о родах литературы    47

22, 23. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Система человеческих ценностей. Способы изображения    51

24, 25. П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок». Нравственные и социальные проблемы сказки. Близость сказки к народной    55

26, 27. Владимир Даль. «У тебя у самого свой ум». Творческий практикум    59

28. Необычные сказки: «Мирная война», «Морожены песни», «Сказка на ваш вкус»     64

29, 30. Понятие о рассказе как эпическом жанре. Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Писатель, автор и рассказчик в произведении    66

31, 32. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Понятие о сюжете эпического произведения    70

33, 34. «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого. Нравственные ценности в рассказе. Сравнительная характеристика героев    75

35, 36. Святочный рассказ. Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке» 78

37, 38. А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий». Понятие о комическом    81

39. А. П. Чехов. «Каштанка». Проблема «естественности бытия» в рассказе    84

40, 41. Рассказы о животных. Изображение животных в фольклоре и литературе    88

42, 43. Игровые рассказы Д. Хармса и Л. Петрушевской    90

44, 45. Повесть как эпический жанр. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Художественные средства создания характеров    92

46, 47. А. С. Пушкин и И. П. Белкин в повести «Барышня-крестьянка». Художественные особенности повести    97

48, 49. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Самостоятельное чтение. Отзыв о прочитанном произведении    99

50, 51. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Сказочная повесть. Волшебное в повести    101

52, 53. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Реальное в повести. Жанровые особенности сказочной повести    105

54, 55. Лирика. Виды лирики. Художественные особенности рода. Стихи и проза    110

56, 57. Мир и человек в лирических произведениях. Ритм стихотворения. Фигуры поэтической речи    115

58. Понятие о драме как роде литературе. Художественные условности драматического произведения     121

59, 60. Характеры драматических персонажей и способы их раскрытия    124

61, 62. Обобщение по теме «Драматические произведения»     125

63, 64. Понятие о сценарии. Художественное своеобразие сценария    128

65, 66. Итоговая читательская конференция    132

67, 68. Резервные уроки    139

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос