Литература. 6 кл. Поурочные планы по программе А. Г. Кутузова

Снято с продажи
Код 395э
Авторы-составители Серегина Л. М.
Издательство Учитель, 2007
Серия Для преподавателей
ISBN 5-7057-0417-8
Страниц 130
УДК 372.214.1
Штрихкод 9785705704170
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Вес 87 г
Данное пособие содержит поурочное планирование по литературе, составленное по учебнику: А. Г. Кутузова, В. В. Леденева, Е. С. Романичева, А. К. Киселев. В мире литературы. 6 класс: в 2 ч - М. : Дрофа, 2006.
Предлагаемые материалы обеспечивают максимальное выполнение стандарта образования, как в объеме чтения литературных произведений, так и в объеме овладения практическими умениями и навыками, включают программные разделы и темы в обозначенной последовательности и достаточно полно представляют методику уроков.
Пособие адресовано учителям-предметникам в помощь при подготовке и проведении уроков литературы в 6 классе; может быть полезно слушателям ИПК, ФПК, а также студентам педагогических вузов.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

В помощь учителю литературы, пользующемуся программой, разработанной авторским коллективом под руководством А. Г. Кутузова, предлагаются полные конспекты уроков литературы в шестом классе.

В последние годы в шестом классе на литературу выделяется всего два часа, в то время как программа включает многие литературные произведения и важные литературоведческие понятия для обязательного изучения. Поэтому мы постарались существенно наполнить уроки стандартными материалами, максимально приблизиться к выполнению современных требований литературного образования школьников.

В шестом классе продолжается изучение жанров фольклора и литературы, учащиеся подробно знакомятся с мифами, народными песнями, былинами, балладами, с литературными эпическими и лирическими жанрами. Подчеркивается органическая связь фольклора и литературы, их сходство и различие. Большинство текстов включено в учебник-хрестоматию, что создает благоприятные условия для организации работы. Некоторые произведения, пока отсутствующие в издаваемых учебниках, вошедшие в программу, можно рекомендовать для изучения на уроках самостоятельного чтения.

Особое внимание в шестом классе следует уделить разделу «Лирические произведения». Программа предполагает освоение достаточно широкого круга понятий, связанных с лирикой, и вплотную подводит к анализу лирического стихотворения. Мы даем примерный алгоритм, чтобы приучать школьников к полному анализу, и шестиклассники вполне справляются с этой трудной формой работы с художественным текстом.

Анализ эпизода эпического произведения также можно начинать с шестого класса, когда учащиеся знакомятся с жанровыми особенностями романа. Разделы программы «Слово в романе», «Слово в драме» нацеливают на освоение художественных средств языка художественного произведения, важно не упустить этот аспект работы с текстом.

Вызывает затруднение тема «Поэма». Материал учебника, на наш взгляд, дан слишком фрагментарно, стандарт требует изучения сказки-поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», текста которой, конечно, в учебнике нет. В связи с этим предлагаем учителям два варианта: при объяснении особенностей поэмы как жанра пользоваться имеющимися в наличии художественными материалами или искать «Шурале» в библиотеках и строить урок на стандартном произведении.

По-прежнему уроки сопровождают «творческие практикумы», которые зачастую выполняются как домашняя работа в связи с сокращением количества уроков литературы.

Если в пятом классе активное участие в проведении урока «принимали» Иван Калиныч и Проша, то в шестом классе мифические Путник, Сережа и Маша показались нам неинтересными, их диалоги, на наш взгляд, не всегда выражают суть темы, а порой отвлекают от главного. Новыми «учителями» мы пользовались лишь изредка.

Активным обучающим и контролирующим приемом остается тестирование, которое также соотносится со стандартом и набором вопросов предстоящего Единого государственного экзамена – готовиться и приучать школьников к итоговому испытанию следует заранее.

Рекомендуемую программой как завершающий этап каждого учебного года читательскую конференцию мы заменили большим итоговым контрольным тестом и творческим заданием по эпизоду художественного произведения, не анализируемого в течение года.

Таким образом, шестой класс является важным этапом в литературном образовании учащихся, развитии их читательского кругозора и творческих способностей.

Мне в разные годы приходилось работать и в условиях одинарных двух уроков в неделю, и одного сдвоенного. Поэтому многие темы идут в блоке из двух уроков. Если надо, учитель разделяет их по своему усмотрению и, наоборот, если по логике требуется единство, находит возможность организовать сдвоенный.

Содержание

Введение    3

1. Повторение. Фольклор и литература роды и жанры    5

2–3. Понятие мифа. Мифы и фольклор    8

4–5. Древнегреческие мифы. Боги и герои в древнегреческих мифах    13

6–7. Использование мифов в литературе. Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»     16

8. Творческий практикум: сопоставление сказок, легенд, мифов    19

9. Лирика. Особенности рода, жанры (повторение). Лирика и поэзия    26

10–11. Фольклор и лирика. Народные песни. Общенародный идеал в народных лирических песнях    27

12–13. Понятие композиции лирического стихотворения. Двусложные размеры и их осложнения    30

14–15. Понятие о лирическом герое. Поэтический мир И. А. Бунина    34

16. Поэтический мир стихотворения И. С. Никитина «Русь»     38

17–18. Пейзаж в поэтическом мире А. С. Пушкина    39

19. Рифма в стихотворении    42

20. Контрольная работа по лирике    44

21. Народная баллада. «Лорд Рэндэл». «Ворон к ворону летит»     45

22. Народная английская баллада «Робин Гуд и золотая стрела»     47

23. Любовные народные баллады. «Прекрасная Маргарет и милый Вильям»     48

24. Историческая народная баллада «Королева Элионор»     50

25. Комические народные баллады. Баллада «Старуха, дверь закрой!»     52

26–27. Литературная баллада. Классификация литературных баллад. Стивенсон. «Вересковый мёд»     53

28–29. М. Ю. Лермонтов. «Бородино» – героико-историческая баллада    56

30. Баллада Гёте «Лесной царь». Роль диалога в балладе    59

31. В. А. Жуковский. «Светлана» первая русская баллада    62

32. А. С. Пушкин. «Утопленник». Ироничное осмысление балладного сюжета    64

33. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Тема красоты и смерти в балладе    66

34–35. Понятие жанра поэмы. Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады    68

36–37. М. Ю. Лермонтов. «Беглец»     71

38. Религиозная литература. Молитва    72

39. Эпический род. Отличительные художественные особенности    74

40. Эпические произведения. Народный эпос. Былины. Жанровые художественные особенности    75

41–42. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Илья Муромец – русский общенародный идеал    77

43–44. Многообразие былинных героев. Творческий практикум: сочинение былинного сюжета    79

45. Роман как эпический жанр. Художественное своеобразие жанра    86

46–47. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Художественные особенности этого романа    88

48. Анализ эпизода художественного произведения    91

49–50. А. С. Пушкин. «Дубровский». Композиция романа. Литературный конфликт в романе    93

51–52. А. С. Пушкин. «Дубровский». Образ Владимира Дубровского    98

53–54. Самостоятельное чтение. Читаем романы А. Дюма. В творческой мастерской: дописываем в роман несуществующие страницы    101

55–56. Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен. Басни И. А. Крылова    107

57–58. Драма. Понятие о жанре феерии. Пьеса М. Метерлинка «Синяя птица»     110

59. Композиция пьесы «Синяя птица». Автор в пьесе     115

60–61. Действующие лица пьесы М. Метерлинка «Синяя птица». Символы и люди – их смысл    116

62. Идея пьесы Метерлинка «Синяя птица»     118

63. Обобщающий урок по разделу «Драматические произведения»     119

64–65. Итоговый контрольный тест    122

66. Обзор пройденного материала и рекомендации для летнего чтения    127

67–68. Резервные уроки    128

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru