Литература. 7 кл. Поурочные планы по программе А. Г. Кутузова

Снято с продажи
Код 395ш
Авторы-составители Серегина Л. М.
Издательство Учитель, 2006
Серия Для преподавателей
ISBN 5-7057-0327-9
Страниц 108
УДК 371.214
Штрихкод 9785705703272
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Вес 74 г
Данное пособие содержит поурочное планирование по литературе по программе А. Г. Кутузова для 7 класса общеобразовательных школ.
Предлагаемые материалы обеспечивают максимальное выполнение стандарта образования, как в объеме чтения литературных произведений, так и в объеме овла-дения практическими умениями и навыками, включают программные разделы и те-мы в обозначенной последовательности и достаточно полно представляют методику уроков.
Пособие адресовано учителям-предметникам в помощь при подготовке и прове-дении уроков литературы в 7 классе; может быть полезно слушателям ИПК, ФПК, а также студентам педагогических вузов.

Подробное описание

Введение

Настоящие методические рекомендации представляют собой полные разработки уроков литературы в седьмом классе по программе А. Г. Кутузова.

В седьмом классе объём изучаемого материала сокращается, но его серьезность и значимость для литературного образования учащихся возрастает. Стержневым понятием становится «герой». Учитель подводит семиклассников к главному компоненту многих литературных произведений – человеку. Термины «герой», «образ», «характер» требуют специальной проработки и в теоретическом плане, и в практическом применении.

Подробного текстуального разбора литературных произведений в этом классе, так же как и ранее, не требуется: учащиеся продолжают овладевать литературной грамотой, знакомиться с новыми писателями и поэтами и расширять читательский кругозор. Многие произведения, включенные в программу седьмого класса, – небольшие по объему, поэтому классное чтение остается важной составной частью методики. Но предварительное домашнее чтение изучаемых в классе повестей, рассказов и пьес становится обязательным и основным.

Творческие работы учащихся с сочинительского уровня постепенно переходят на аналитический. Письменным работам, вплотную приближающимся к сочинениям по литературе, уделяется большое внимание.

Практикуется разнообразная работа с текстом художественного произведения, что также способствует развитию навыков письменных работ по литературе. В порядке контроля по-прежнему используются тесты.

При изучении драмы – пьесы Е. Шварца «Тень» – я воспользовалась услугами кинозаказа, и класс посмотрел фильм, снятый по этой пьесе. Конечно, фильм – не спектакль в театре, но сценарий кинофильма близок к драматическим жанрам, а зрелищность фильма сродни спектаклю. Поэтому я отказалась от нашего традиционного «проигрывания» действий и картин пьесы на уроке, а организовала урок – просмотр фильма, на основе чего уже в классе шел разговор о героях пьесы и способах создания драматических характеров.

Кроме того, школьный драмкружок ставил пьесу Е. Шварца «Обыкновенное чудо», некоторые учащиеся седьмого класса участвовали в спектакле, а остальные посмотрели школьную премьеру – таким образом, мы выполнили и рекомендации самостоятельно познакомиться еще с одной пьесой Е. Шварца.

Самостоятельное чтение приобрело в седьмом классе качественно новые черты. Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения, я выносила на урок в двух случаях:

1) когда тему фантастики в сказке В. Ф. Одоевского «Игоша» предварил разговор о повести А. Погорельского «Черная курица» – я эту повесть предпочла «Городку в табакерке»;

2) по самостоятельно прочитанным былинам о Вольге и Микуле и о Садко, так как эти былины указаны в «Стандарте», а в программе их нет.

«Советами библиотеки» (см. учебник) мы пользовались постоянно, учащиеся должны были действительно самостоятельно прочитать рекомендуемые произведения и отчитаться в «Дневнике читателя». В этом дневнике можно было делать записи обо всех книгах, которые дети читали по своей инициативе, но и о книгах, рекомендованных учебником, их обязательно спрашивали.

Один раз в четверть ученик сдавал «Дневник» на проверку и по нему получал вопрос для письменного (чаще) или устного ответа. За ответ на вопрос выставлялась оценка. Если ученик не читал самостоятельно, то в четверти выставлялась одна оценка «неуд» («2»).

Примерные вопросы по самостоятельному чтению:

1. Кто такой Ставр Годинович, как звали его жену и чем она прославилась?

2. Какой вопрос рассматривался на Шемякином суде и кто выиграл этот процесс?

3. Что такое «Пестрые сказки»? К фольклору или литературе относится это выражение?

4. Кто это – Ириней Модестович Гомозейка? Чем он знаменит?

5. Кому принадлежало мертвое тело, которое нашли на выгонной земле деревни Морковкиной-Наташиной?

6. Какие повести входят в сборник «Повести Белкина»? Кто их автор?

7. Как звали боярина Оршу, какой он национальности?

8. В чем конфликт между Оршей и Арсением, как он разрешился?

9. Какую новеллу П. Мериме ты прочитал? Расскажи кратко ее сюжет.

10. Как звали героиню рассказа Н. Лескова «Тупейный художник», кем она была, что с ней случилось?

11. Кто это – тургеневский Калиныч? Имеет ли он связь с нашим профессором Иваном Калинычем?

12. Почему Салтыков-Щедрин назвал своего помещика диким?

13. Какое «зло» «умыслил» герой рассказа А. П. Чехова?

14. Что сделал сестре злой мальчик, почему он так поступил?

15. «Толстый» и «тонкий» – кто из них выше чином?

Программа седьмого класса рассчитана на два урока в неделю, на тридцать три учебные недели.

Авторы программы – Кутузов А. Г. и Колосс Л. В. – создали методические рекомендации для учителя «Как войти в мир литературы. 7 класс». В них вы не найдете подробных поурочных разработок, но многие рекомендации можете использовать на своих уроках дополнительно к нашим или взамен их – у вас есть выбор.

Содержание

Введение    3

1–2. Повторение. Художественный мир и его компоненты    5

3. Повторение. Жанры фольклора, их художественные особенности    8

4. Повторить художественные отличительные черты родов  и жанров литературы    9

5. Художественный образ в литературном произведении    11

6–7. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основы повести    13

8. Проблемы национального самосознания в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»    17

9–10. Система художественных образов в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»    19

11. Образ и характер Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»    23

12. Образы Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»    25

13. Образ повествователя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»    26

14. Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»    28

15. Художественная деталь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»    29

16. Язык повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»    30

17. Понятие былины как эпического фольклорного жанра    31

18. Человек в былинном мире    32

19. Оценка героя и её художественное выражение в былинах    35

20–21. Ирландская сага «Угон быка из Куалнге»    37

22–24. «Житие Сергия Радонежского». Способы создания характера в житии    39

25–26. Самостоятельное чтение былин о Волые и Садко    41

27. Древнерусская литература. «Повесть о Петре и Февронии»    42

28–29. Анализ эпизода эпического произведения (По «Повести о Петре и Февронии»)    43

30–31. Две творческие работы из цикла «Творческий практикум»    45

32. Человек в эпическом произведении. Герой и повествователь    46

33–34. Самостоятельное чтение. А. Погорельский «Чёрная курица»    49

35–36. В. Ф. Одоевский «Игоша». Фантастика как средство раскрытия внутреннего мира героя    51

37. Романтический характер. Сильная личность    55

38. Романтический характер в новелле «Мореход Никитин»    58

39–40. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе    58

41–42. А. С. Пушкин «Выстрел». Романтический герой и повествователь в повести    61

43–44. Проспер Мериме «Маттео Фальконе». Героический характер в литературе    64

45–46. М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Конфликт в произведении    68

47–48. Нравственный идеал автора в «Песне про купца Калашникова». Сравнительная характеристика купца Калашникова и Кирибеевича    71

49. Романтический характер в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»    73

50. Н. С. Лесков «Левша». Понятие стиля литературного произведения    74

51. Русский национальный характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша»    77

52–53. И. С. Тургенев «Бежин луг» Мастерство Тургенева в изображении картин природы    82

54. Сопоставление героев рассказа «Бежин луг» как приём характеристики мальчиков    85

55–56. М. Е. Сальтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Приёмы создания характера в сатирическом произведении    89

57. А. П. Чехов «Хамелеон». Художественная деталь как средство характеристики героя литературного произведения    92

58–59. О’Генри «Дары волхвов»    93

60.  Творческий практикум. Инсценировка эпизода рассказа    94

61. Е. Шварц «Тень». Герой драматического произведения    95

62. Мир поэзии. Вводный урок    96

63. Сергей Есенин. Поэтические образы в стихотворениях С. Есенина    99

64. Стихотворение Н. Гумилёва «Капитаны». Лирический герой и другие люди в стихотворении    100

65. Шарль Бодлер «Альбатрос»    101

66. Итоговый контрольный тест по всему курсу VII класса    102

67. Итоговый урок    106

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос