Литература. 8 класс: поурочные планы по программе А. Г. Кутузова

Снято с продажи
Код 395ч
Составители Серегина Л. М.
Издательство Учитель, 2008
Серия Для преподавателей
ISBN 978-5-7057-1384-4
Страниц 134
УДК 371.214
Штрихкод 9785705713844
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 5 (мм)
Вес 91 г
Данное пособие содержит поурочное планирование по литературе по программе А. Г. Кутузова для 8 класса общеобразовательных школ.
Предлагаемые материалы обеспечивают максимальное выполнение стандарта образования, как в объеме чтения литературных произведений, так и в объеме овладения практическими умениями и навыками, включают программные разделы и темы в обозначенной последовательности и достаточно полно представляют методику уроков.
Пособие адресовано учителям-предметникам в помощь при подготовке и проведении уроков литературы в 8 классе; может быть полезно слушателям ИПК, ФПК, а также студентам педагогических вузов.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с обновленной «кутузовской» программой, отражающей концентрический подход к изучению литературы в школе.

В восьмом классе отводится на литературу 2 урока в неделю, а объем изучаемых произведений достаточно большой, поэтому возрастает значение внеклассного чтения – не дополнительного к программе, а именно программного, потому что теперь читать литературные произведения в классе уже не приходится – на изучение и обсуждение зачастую отводится всего 2–3 урока. Литературные произведения читаются самостоятельно дома. Отсюда меняется содержание предкоммуникативной фазы – учитель, приступая к изучению произведения, выявляет первичное восприятие художественного текста и опирается именно на него.

В настоящих рекомендациях предлагается поурочное планирование, отражающее стандартные требования. Очевидно, что «кутузовская» программа вполне соответствует минимальному содержанию литературного образования и мало отступает от него, совершенно не перегружая учащихся. Вместе с тем мы не даем восьмиклассникам специального списка литературы для так называемого внеклассного самостоятельного чтения, потому что считаем, что нестандартные произведения вполне заменяют обязательный дополнительный перечень. Что касается действительно самостоятельного чтения детей, то оно, конечно, поощряется.

Стержневыми понятиями курса восьмого класса являются «традиция» – «новаторство». В тематическом плане и в методике уроков красной нитью проходит этот мотив. Учитель не должен упускать его из виду и весь учебный материал подавать под углом отражения традиционных подходов в сюжете, героях, идеях, художественных приемах и средствах того или иного писателя, поэта, и того нового, что внес художник в развитие литературы.

Теоретический блок в курсе восьмого класса достаточно насыщен, но понятия и термины естественно входят в ткань урока, играют прикладную роль в главном – чтении и изучении текста художественного произведения. Учитель убеждается, что учащиеся уже владеют литературной грамотой, многое знают из области литературоведения и легко опираются на теорию в анализе художественного материала.

Творческие работы в восьмом классе приобретают все более выраженный аналитический характер. Творческие практикумы – это главным образом написание сочинений на литературную тему. Поэтому возрастает внимание к особенностям жанров ученических сочинений, усиливается обучающий аспект. Мы отводим специальные уроки обучения сочинениям разных жанров, при этом используем метод личного опыта, то есть учитель как бы «пишет» соответствующее сочинение вслух на уроке, в присутствии учащихся, иногда обращаясь к ним, словно советуясь, – вскрывается сама «кухня» написания сочинения, его технология.

К концу учебного года доля сочинений в письменных работах увеличивается. Мы считаем, что восьмой класс – главный в освоении навыков написания сочинений на литературную тему.

В восьмом классе читательская конференция учащихся проводилась не в конце года, как итоговая, а в процессе изучения раздела «Литература начала ХХ века». Конференция прошла очень живо и интересно, учащиеся самостоятельно подобрали хороший материал, по мере выступления отдельных детей остальные кратко конспектировали за ними – тема была усвоена всеми.

Столь же удачной оказалась дискуссия на тему «Романтизм в жизни и в литературе». Даже после звонка учащиеся продолжали эмоционально спорить, доказывать свое. Наши восьмиклассники вовсе не равнодушные и прагматичные циники, а очень большие романтики, и романтизм М. Горького и А. Грина им близок и понятен.

Обращаем внимание коллег на то, что сдвоенных уроков литературы в учебном году в 8-м классе бывает не много, но в данном пособии такие уроки встречаются. Это следует понимать так: если тема изучается устно, то материал прерывается и переносится на следующий день; если два урока отведены на классное сочинение, то приходилось договариваться с другими учителями и использовать их урок, следующий за литературой, а на следующей неделе или позже отдавать свой, если потребуется. Таких «договорных» уроков в году бывает 2–3.

Данные рекомендации отражают индивидуальное прочтение программы А. Г. Кутузова и творческий подход к ее использованию в общеобразовательной муниципальной школе.

Содержание

Введение    3

1. Введение. Понятие о традиции и новаторстве в литературе    5

2–3. Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»     7

4–5. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»     12

6–7. Сказочные образы в современной сказке Ю. П. Кузнецова «Атомная сказка»     18

8. Творческий практикум. Сочинение современной сказки с фольклорными героями    19

9. Народная игровая песня    20

10. Городской романс – народные корни    26

11. Использование жанра романса в литературе    32

12. Контрольная работа по игровым песням и романсам    34

13. Анекдот как жанр фольклора. Сочинение анекдотов    35

14. Древнерусская литература. «Повесть временных лет»     38

15. «Слово о полку Игореве». Историческая основа и достоверность литературного произведения    40

16. «Слово о полку Игореве» – чтение и комментарий    42

17. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»     42

18–19. Система образов «Слова о полку Игореве»     43

20. Художественные достоинства «Слова о полку Игореве»     46

21. Образы «Слова о полку Игореве» в стихотворениях русских поэтов начала ХХ века    48

22. «Поучение Владимира Мономаха»     49

23. «Письмо» Амвросия Оптинского    51

24. Притча как жанр. Отличие притчи от басни    52

25. Философское значение притчевых произведений. Письменная работа по современной притче    55

26. ХVIII век. Особенности новой русской литературы    57

27. Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль»: содержание комедии, главный литературный конфликт    58

28. Отражение просветительских идей в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»     60

29. Способы создания комических характеров в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»     62

30. Традиции и новаторство в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»     64

31. Г. Р. Державин. Философская лирика    65

32. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Русский сентиментализм. Образ повествователя в повести     66

33. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина. Основа конфликта, характеры главных героев     69

34–35. Самостоятельное чтение. Д. Байрон. «Корсар»     73

36–37. Романтический герой. А. С. Пушкин. «Братья разбойники»     76

38. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Литературный конфликт в поэме. Тема свободы личности    80

39. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Романтический характер. Классное сочинение    83

40. Н. В. Гоголь. «Портрет». Тема ответственности человека за свою судьбу. Выбор человека в жизни    83

41. Роль искусства в жизни общества – по Гоголю    87

42. Ф. И. Тютчев. Философские мотивы в лирике    88

43. Творческий практикум по лирике Ф. И. Тютчева    91

44. Реализм в литературе    91

45–46. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Образ повествователя в повести    92

47. Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель»     94

48. И. С. Тургенев. «Бирюк». Народный характер в рассказе    96

49. Психологизм как средство раскрытия характера литературного героя    97

50. Отличительные особенности литературы первой половины ХХ века    100

51–52. Читательская конференция по произведениям русских неоромантиков ХХ века    103

53. Творческий практикум. Сочинение    106

54. А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Смысл и художественное своеобразие романтической повести-сказки    106

55. Сочинение по повести-сказке «Маленький принц»     108

56. Творческий практикум. Дискуссия на тему «Романтизм в жизни и искусстве»     109

57–58. А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» классное чтение    111

59. Характер Василия Тёркина – традиции и новаторство    112

60–61. Творческий практикум: сочинение на тему «Человек на войне»     114

62. В. Шукшин. «Дядя Ермолай». Особенности сочинения-рецензии    115

63. Н. Рубцов. Краткий обзор жизни и творчества    118

64. Анализ стихотворения Н. Рубцова «Село стоит…» (обучение)     121

65. Н. Рубцов. «Видения на холмах». Сочинение по стихотворению    129

66–67. Обобщающее итоговое сочинение «Сквозь пространство и время»     130

68. Анализ последних письменных работ-сочинений. Рекомендации для летнего чтения    130

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос