Литература. 9 класс: поурочные планы по программе А. Г. Кутузова

Снято с продажи
Код 395ц
Составители Серегина Л. М.
Издательство Учитель, 2008
Серия Для преподавателей
ISBN 978-5-7057-1422-3
Страниц 143
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785705714223
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 6 (мм)
Вес 108 г
Данное пособие содержит поурочные планы по литературе по программе А. Г. Кутузова для 9 класса общеобразовательных школ.
Предлагаемые материалы обеспечивают максимальное выполнение стандарта образования, как в объеме чтения литературных произведений, так и в объеме овладения практическими умениями и навыками, включают программные разделы и темы в обозначенной последовательности и достаточно полно представляют методику уроков.
Пособие адресовано учителям-предметникам в помощь при подготовке и проведении уроков литературы в 9 классе; может быть полезно слушателям ИПК, ФПК, а также студентам педагогических вузов.

Подробное описание

Введение

Настоящие поурочные планы завершают цикл методических материалов для уроков литературы по кутузовской программе 59 классов и соответствуют концентрической программе.

В 9 классе заканчивается основная ступень литературного образования; учащиеся овладели литературной грамотой и способны рассматривать художественное произведение с эстетических, нравственно-философских и этических позиций.

Главным смысловым стержнем курса 9 класса является понятие интерпретации литературного произведения. Художественные тексты рассматриваются как воплощение авторского замысла в образной форме и осознаются через личностное восприятие этих образов читателем: автор – образ – читатель.

Идея индивидуального прочтения как акта соавторства получает в программе 9 класса четкое подтверждение. Каждая эпоха, каждый конкретный читатель видят в художественном произведении не только то, что хотел сказать автор, какие чувства им владели, но и то, что ему (читателю) особенно важно и нужно в данный момент и в чем он ищет поддержку в художественном мире авторитетного для него писателя или поэта.

Именно в таком плане рассматриваются предлагаемые программой 9 класса произведения зарубежной и русской литературы. Широко представлены роды и жанры, художественные эпохи и разные авторы. Литературные произведения сложной проблематики требуют глубокого и внимательного подхода, умения учителя отобрать нужный материал, не потеряться в пересказе сюжетов, чрезмерном увлечении детализацией текстуального изучения или теоретизированием.

Мы даем расширенное тематическое планирование и обращаем внимание на некоторые переносы программных тем. На наш взгляд, программа несколько разбросанна.

Начинается курс 9 класса с произведений зарубежной литературы Средних веков – Возрождения – Просвещения, затем идет резкий переход к русской литературе XIX века, будто до этого периода русской литературы не существовало; европейская богатейшая литература XIX века представлена лишь «Кентервильским привидением» О. Уайльда и скромной рекомендацией самостоятельно прочитать одно из произведений по выбору. Нам кажется, что в первом варианте концентрической программы (1998 г.) распределение учебного материала было более удачным, поэтому мы ввели недостающий блок и сосредоточили зарубежную литературу в одном месте – уроки № 14–19. Тогда естественным становится обобщающее сочинение на тему ««Вечные» мотивы в литературе».

Конечно, подобное распределение учебного материала не является обязательным, каждый учитель вправе составлять на основе программы свой вариант.

После зарубежной литературы изучаем русскую. Дополнительно мы включили четыре урока для обзора русской литературы от ее становления до А. С. Пушкина, а также для текстуального ознакомления с некоторыми стихотворениями Г. Р. Державина как предтечи А. С. Пушкина.

Мы опустили в 9 классе притчевые материалы, так как изучали их в 8 классе.

Методика уроков подчиняется общей интерпретационной направленности курса: используются уроки-дискуссии; много письменных работ, выясняющих личное отношение учащихся к прочитанным произведениям; вводятся семинарские занятия.

Особое внимание следует обратить на последний блок программы «Прошлое, настоящее, будущее». Введение романов «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» в материал 9 класса и повторное обращение к этим произведениям в 10 классе вызывают разночтения и даже негативные суждения среди учителей-словесников.

Программа 9 класса предполагает ознакомительное чтение, рассмотрение сюжетов, взаимоотношений главных героев. Стержневым понятием в 9 классе в процессе работы с этими произведениями является «герой времени», учащиеся должны понять, как изменялся, интерпретировался образ «героя» в первой трети XIX века, в 40-е годы XIX века, в середине столетия, то есть на протяжении разных художественных периодов. А в 10 классе эти произведения будут рассматриваться уже в рамках художественного мира писателей в целом, становления творческих методов, своеобразия художественного стиля – это вовсе не повторение, а совсем другой уровень восприятия и анализа литературного произведения.

Некоторые учителя переносят ознакомительное чтение названных произведений в раздел «XIX век», присоединяя их к пушкинским, лермонтовским, гоголевским материалам. Мы считаем это нецелесообразным, потому что, на наш взгляд, нарушается система «идей» программы.

Программа рекомендует завершить курс 9 класса общей читательской конференцией «Художественное произведение и его читатели». Это очень интересная и важная рекомендация, ею нельзя пренебрегать: она создает настроение завершенности литературного образования первой ступени.

Мы даем рекомендации, какое произведение лучше выбрать для конференции и как подготовить выступление. Набор произведений для самостоятельной работы к конференции предлагаем из списка самостоятельного чтения в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе. Учащиеся могли выбрать и свое, но я деликатно регулировала их выбор, чтобы на конференции прозвучало как можно больше разных произведений, которые текстуально не изучались на уроках.

К сожалению, отведенных на конференцию двух уроков не хватило, чтобы выслушать всех. Аналитическая часть выступлений учащихся была в некоторой степени слабая, но главная цель – интерпретация самостоятельно прочитанного литературного произведения – была достигнута. Прозвучали сообщения о многих книгах, и это стало лучшей рекомендацией, что их надо прочитать.

Мы закончили цикл методических материалов в помощь учителю, избравшему кутузовскую программу. Настоятельно рекомендуем учителю сверить распределение уроков с количеством недельных часов, которое вам дают в том или ином классе – в последнее время в разных школах этот показатель существенно расходится.

Вместе с учащимися в процессе внедрения кутузовской программы мы прошли долгий путь литературного образования от первоначального знакомства с сущностью литературы как искусства слова до сложных теоретических понятий и современной интерпретации классических литературных произведений. Вместе с учащимися мы многое узнавали заново, размышляли, сомневались, утверждались в своих мнениях, восторгались «вечно живыми» образами, мотивами, звучащими в словах лучших произведений европейской и русской литературы.

Желаем всем дальнейшей творческой работы и глубокого удовлетворения от того, что Вы делаете, счастливого осознания, что Вы избрали в жизни самую интересную и правильную профессию.

От составителя

Содержание

Введение    3

1–2. Образ – послание автора читателям    6

3–4. Понятие интерпретации художественного произведения     9

5–6. Литература средних веков. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов    13

7–8. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Основной конфликт трагедии    16

9. «Вечные» проблемы и их разрешение в трагедии «Ромео и Джульетта»     18

10. Сервантес. «Дон Кихот» (главы)     20

11. «Вечный» Дон Кихот и донкихотство    22

12–13. Мольер. «Тартюф». Изображение человека эпохи абсолютизма    22

14–15. Гофман. «Золотой горшок». Романтическая концепция мира и человека в новелле. Авторская ирония    25

16. В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери»     28

17. О. Бальзак. «Гобсек». Утверждение реализма в литературе    29

18–19. Зарубежная литература ХХ века – Хемингуэй, Голдинг     31

20–21. Классное сочинение на тему: ««Вечные» мотивы в мировой литературе    35

22–23. Возникновение русской литературы. Этапы развития. «Задонщина» 36

24–25. Идеи просвещения и гуманизма в русской литературе ХVIII века. Лирика Г. Р. Державина    39

26–27. А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»     43

28–29. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» – роман о любви, чести и нравственном долге    47

30–31. Две России в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»     50

32–33. Образ Пугачёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»     52

34. Тема любви в романе «Капитанская дочка»     56

35–36. Художественное совершенство романа «Капитанская дочка». Особенности композиции. Автор, герои, рассказчик    56

37. «Капитанская дочка» – послание А. С. Пушкина потомкам    60

38–39. Семинар по петербургской повести А. С. Пушкина «Медный всадник» 61

40–41. Творческий практикум: сопоставление романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник»     61

42. М. Ю. Лермонтов обзор фактов жизни и творчества    62

43–44. «Смерть поэта» – история создания, образы, художественное своеобразие    65

45–46. М. Ю. Лермонтов. Эмоциональная ёмкость художественных образов. Образ и символ    68

47–48. Н. В. Гоголь – человек и писатель    70

49–50. Замысел автора и его образное воплощение в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»     74

51–52. Н. В. Гоголь. «Ревизор». Образы Городничего и Хлестакова    76

53–54. Н. В. Гоголь. «Шинель». Человек, лицо, вещь    77

55–56. Лирика Н. А. Некрасова    84

57–58. И. С. Тургенев. «Ася» (семинарское занятие)     86

59–60. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»     88

61–62. Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение»     90

63–64. А. П. Чехов. «Студент». Традиционные образы в рассказе    93

65–66. Лирика конца ХIХ – начала ХХ века. Понятие «Серебряный век»     94

67–68. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»     98

69. Современная духовная литература    101

70–71. А. Ахматова, М. Цветаева. Лирические герои поэтов. Способы и приёмы выражения их чувств    101

72–73. М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Образная система повести    103

74–75. Поэтический семинар: знакомство с поэзией ХХ века    105

76–77. Тема войны в советской литературе. М. А. Шолохов. «Судьба человека»     106

78–79. Современная проза. (Писатели и произведения второй половины ХХ века)     110

80. Итоговый контрольный тест    111

81. Анализ письменных работ и теста. Подготовка к итоговой читательской конференции    116

82–83. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» – самое задушевное произведение поэта    119

84–85. «Герой времени»     122

86–87. Сопоставительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского    124

88–89. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»     125

90–91. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Другое время – другой герой    126

92. Характеристика Печорина (по главе «Тамань»)     130

93–94. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души» – история создания, замысел, жанр    131

95–96. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души» – образы помещиков    134

97–98. Чиновники в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»     137

99–100. Читательская конференция на тему «Художественное произведение и его читатели – хочу рассказать о прочитанной книге»     139

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
@mail.ru
@mail.ru
Задать вопрос